К основному контенту

Победа и история. (Оправдан ли оптимистичный взгляд на человека?)

История – не железная дорога!

На днях прошел Международный день памяти жертв Холокоста. Невольно в голове всплыл пропагандистский штамп былых времен: «Все прогрессивное человечество с энтузиазмом почтило...». Но не тут-то было! Или энтузиазма у прогрессивного человечества на всех не хватило... То ли наряду с человечеством прогрессивным в 21 веке существует и другое?
По крайней мере позиция политического руководства Польши, прибалтийских стран, Украины, да и некоторых других вполне цивилизованных государств в ходе мероприятий, связанных с Днем памяти и 75-летием освобождения Освенцима, позволяет усомниться в том, что уроки 2-й мировой войны усвоены прочно, всеми и навсегда. А то, что еще недавно казалось аксиомой, в частности, в отношении нацистского геноцида еврейского народа, сегодня оказывается истиной не для всех претендентов на политическое лидерство.
В истории всегда происходили события, по поводу которых позднейшие толкователи расходились во мнениях и оценках. Войны и революции, реформации и перевороты... В представлении одних они открывали новую эпоху торжества разума. По мнению других – отбрасывали человечество на столетия назад.
Но при всей грандиозности событий и масштабам их последствий, их оценки располагаются, как правило, на одной линии, словно на рельсах железной дороги. Где, условно говоря, возможны лишь три варианта маневра: «вперед», «назад» и «на месте». (Хотя последний применительно к историческому развитию и маловероятен).
Однако есть в прошлом человечества события и процессы, суть которых не схватывается аллегорией с железной дорогой. Речь идет о неких исторических развилках, поворотах или вовсе о ситуациях тупиковых. Стоит лишь напомнить о судьбе высокоразвитых цивилизаций древности, государств и этносов, оставивших после себя ничтожные молчаливые следы. В любом случае подобному «хеппи энду» предшествовало некое событие, так сказать, первотолчок.

Холокост как «отступление от проекта».

Подобные «поворотно-тупиковые» процессы происходят и в наше время. Можно говорить лишь о 3-х их основных отличиях по сравнению с иными эпохами. Первое – они чаще являются следствием собственно человеческих решений и поступков, нежели воздействия внешних сил. Второе – их последствия в условиях глобального мира тоже могут быть глобальными. Условно говоря, «тупик» может грозить всему человечеству. Третье (и в нем основная мотивация создания данного текста) – мы сами участники этих процессов, те «щепки», которые захватывает и крутит бурный водоворот событий. Это означает особую трудность в распознавании их тупиковости, несоответствия некоему изначальному гуманитарному идеалу. Если угодно, в обнаружении «отступления от проекта».
Именно поэтому особенно ценны те исторические мгновения, когда на поверхность водоворота вместе с мутной тиной выносит некие опознавательные знаки, позволяющие увидеть будущее развитие ситуации. В том числе и приметы грядущей цивилизационной катастрофы.
В этом смысле, как представляется, Холокост, а также отношение к нему спустя 75 лет после событий – в иных условиях, для иных поколений, на фоне иных вызовов существующей цивилизации – представляет редкий шанс человечеству для самооценки. И может быть, для возвращения к магистральному («проектному»?) направлению развития.
Иначе говоря, отношение к Холокосту может служить весьма точным критерием оценки ресурса выживания нынешней цивилизации, ее способности к преодолению современных вызовов.

Мифология против идеологии.

75-летие Холокоста еще долго будет откликаться в общественном сознании волнами эмоций, в которых сочувствие, поддержка перемешаны с недоверием и подозрениями. Однако в
целом можно говорить о положительном эффекте события для утверждения человеческого духа, укрепления его стойкости перед лицом новых угроз и вызовов.
Одна из главных причин – способность еврейской общественности, международных организаций создать вокруг проблемы геноцида евреев положительный миф для усвоения его человечеством. В основе его – живое, а не плакатное восприятие трагедии еврейского народа. Акция «Праведники мира», например, в которой нелицемерно зафиксированы все проявления человечности, демонстрирует на деле, а не на словах осуществление известного лозунга «Никто не забыт, ничто не забыто».
Приближается другая памятная дата, подготовка к которой идет полным ходом – 75-летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Значение события трудно переоценить с точки зрения его потенциала для разрушения стереотипа черно-белого восприятия мира, пока еще владеющего сознанием масс. Почему именно 75 лет являются таким рубежом, а не 25, 50? Или, например, 100-летие...
75 лет – три четверти века. Это – рубеж естественного ухода людей войны, участников и свидетелей событий. Тех, кто лично пережил великую драму и мог передать свои чувства, уроки пережитого следующим поколениям. Что останется после их ухода? Что воспримет генетическая память народа?
Как свидетельствует писаная и неписаная история, всякое время оставляет после себя мифы. Причем вовсе не те их версии, которые записаны придворными хронографами. Или те, которые прошли цензуру официальных идеологов. Их оценку в свое время дал генерал Эйзенхауэр, который написал об увидевших свет «Воспоминаниях и размышлениях» маршала Жукова: «Они страдают общим недостатком всех советских полководцев – валить с больной головы на здоровую...». (Разумеется, сам бывший командующий союзническими войсками тоже не был свободен от идеологических установок).
Практически всегда мифология, рожденная и живущая в душе народа, отличается от господствующей идеологи, преследующей политические цели, порой выступая ее антиподом. И ситуация мало меняется в том случае, когда какой-то правящий режим из конъюнктурных соображений объявляет об отсутствии официальной идеологии, о «плюрализме» и т. п. Речь идет лишь о более изощренном и утонченном противостоянии, о попытке манипуляции массовым сознанием.

«Перевернутый график» войны.

Все это в полной мере относится и к трактовке идеологией причин и хода Великой Отечественной войны. Древний принцип «Победитель получает все!», в том числе и право на толкование ее событий, торжествует. Случайно ли, что на страницах официальной историографии и мифологии война словно идет вспять – от конца к началу. Все начиналось концентрацией внимания общества вокруг Великой Победы, штурма рейхстага и «10 сталинских ударов». Затем – Курская битва и Сталинград. Только сейчас пришло время и Ржевско-Вяземского побоища, или «мясорубки», как называли его в народе. Где погибло более 1 млн. советских солдат. При этом большинство из них числятся без вести пропавшими. То, что отдельные страницы военной летописи – Брестская крепость, оборона Могилева, блокада Ленинграда, Малая земля – появлялись вне этого «перевернутого графика», лишь подтверждает его противоестественность.
Думаю, наступит время дать ответы и на другие вопросы. Например, вроде тех, которые возникли у автора, когда в его руках оказалось письмо солдатика, служившего накануне войны в Могилеве и адресованное родным куда-то в Сибирь. Две трети текста письма занимали приветы и поклоны многочисленным родственникам. А в оставшейся части после множества извинений содержалась просьба «прислать хоть немножко ржаных сухариков». Соскучился солдат по родному запаху, или просто элементарно недоедал – кто скажет сегодня? Кстати, это было его последнее письмо. Он так и пропал без вести в первые дни войны.

Поколение неучей – на гребне политики.

Видимо, не случайно в настоящее время мы наблюдаем две отчетливо выраженные тенденции. С одной стороны, в недрах общества рождается мощное движение вроде акции «Бессмертный полк» и других, направленных на восстановление истинной памяти о войне.
С другой стороны, в зрелый возраст вступило поколение невежд, родившихся в смутные 90-е годы. Отдельные его представители, «оседлав» политическую волну, стали министрами, возглавили правительства. Отсюда странные заявления, например, о том, что Европу освободили украинцы, о равной ответственности Гитлера и Сталина за развязывание войны и другие «фейки», которые не только отражают невежество своих творцов.
Но эти небылицы нельзя сводить и к обычной идеологической диверсии. Идет борьба за духовное наследие уходящих победителей – за право формировать господствующий миф о войне. Ему предстоит занять место уходящих ветеранов и свидетелей и цена этого права неизмеримо высока. Прежде всего, это – власть.
Но есть и не всегда видимая, но гораздо более весомая составляющая цены. От того, какой миф о войне достанется новым поколениям, зависит вероятность новой мировой войны – последней для нынешней цивилизации. Или шанс ее избежать все же будет использован.
Прошедшее 75-летие Холокоста не дало однозначного ответа на эти вопросы. Гораздо больше ожиданий от предстоящего вскоре юбилея Великой Победы. Подготовка и само празднование, а также оставленное им «послевкусие» покажут, насколько граждане и правительства усвоили призыв Юлиуса Фучика: «Люди, будьте бдительны! Чрево фашизма не устало рожать...».

«Чрево», вывернутое наизнанку.

В начале 90-х годов мне довелось несколько дней провести в Берлине. Стоял у остатков Берлинской стены, напоминавшей челюсть гигантского монстра с выбитыми клыками. Словно останки чудовища, охранявшего границу двух миров. Видел памятник Воину-освободителю в Трептов-парке, другие бережно сохраняемые реликвии Второй мировой.

Но самое большое впечатление произвело на меня здание бывшего рейхстага. Точнее, то, во что превратили его немцы. Глядел с площади на этот фантастический стеклянный купол, на бесконечные вереницы людей, поднимающиеся к его вершине. Затем и сам по лестнице прошел этот путь, вспоминая тех, кто в огне сражения водружал Красное знамя над рейхстагом в мае 1945 года. Думал об отце и матери – защитниках Ленинграда, чья лепта тоже была внесена в дело Великой Победы.
А еще думал о том, что этот мемориальный купол удивительным образом напоминает то самое «чрево фашизма», о котором предупреждал Ю. Фучик в «Репортаже с петлей на шее». Вот только вся эта стеклянная прозрачность, открытые ребра-опоры купола, как казалось мне тогда, больше похожи на утробу, вывернутую наизнанку. Она словно сигналила миру: «Люди, верьте, это чрево уже никогда не сможет родить ничего античеловеческого!».

Величие «совка».

Позже появились и другие соображения. Да, советский солдат совершил этот подвиг. Но недавно СССР не стало. Само слово «совок» – советский – превратилось в подобие ругательства. Значит ли это, что свершенное этим «совком» – будь то Победа 1945 года, или прорыв в космос 12 апреля 1961года – перестали существовать, утратили свое значение? Сердце подсказывало: нет, это невозможно. Но это – с одной стороны.
С другой стороны – те же развалины Берлинской стены, сам факт и обстоятельства моего посещения Берлина, возможность воочию убедиться – антинацистская прививка для немцев оказалась прочной и надежной... Разве все это не стало одним из следствий распада СССР?
Уверен, подобное раздвоение чувств испытывали тогда многие соотечественники, которые в условиях «железного занавеса» были обречены довольствоваться жвачкой партийного агитпропа. Призывы «держать порох сухим», «противостоять тайным замыслам милитаристов и реваншистов» и прочие «пушки вместо масла» превратили великую страну в «Верхнюю Вольту с ракетами» и привели ее к закономерному финалу.
Но это касается страны. Или больше – советской цивилизации, основанной на проекте «принудительного равенства».
А что с человеком? С тем, в чьей генетической памяти остались и 9 мая 1945 года, и 12 апреля 1961 года, и другие даты: славные и трагические. Человек не исчез и не мог исчезнуть. Лишь мотивация ответа на вопрос: «Подвиги во имя чего?» – стала более конкретной и индивидуальной, опирающейся на ответственное знание о прошлом и о том, что такое сбережение человеческого в человеке.

Оправдан ли оптимистичный взгляд на человека?

Предстоящее 75-летие Победы, связанные с ним акции памяти дают шанс получить весомое подтверждение готовности общества к извлечению и усвоению уроков истории. И, соответственно, к оптимистичному взгляду на человека и его будущее. Прежде всего такую способность обязаны (в том числе – по долгу службы) продемонстрировать правительства и лидеры стран, заявившие о своей принадлежности к демократии. (Или к «правильной стороне истории», что в данном случае одно и то же).
Отдельные ожидания от правящих режимов постсоветских стран. Генетическая память народов – участников и творцов победы над фашизмом – накладывает на них особые обязательства. В любом случае, требует политики, возвышающейся над убогим принципом «Кто съел мое сало?», который характерен для некоторых сегодня.
Английский писатель Джеймс Олдридж, откликаясь на полет Гагарина в космос, телеграфировал в Москву: «Ваши подвиги действительно изумительны... Они несут нам реальную надежду: оптимистический взгляд на человека победит».
Ловлю себя на мысли: а ведь здесь тоже проявление черно-белого сознания! Еще одна победа? А какой ценой? Какие еще жертвы во имя ее должны быть принесены?

Писателя-антифашиста можно понять. Он писал эти строки в разгар «холодной войны», когда весь мир был организован вокруг противоборства двух систем. Мы или они! Кто не с нами, тот против нас!..
Но сегодня ресурс глобального противостояния исчерпан. На горизонте – новые, невиданные ранее вызовы и угрозы. Пересидеть их, спрятавшись в Австралии, Новой Зеландии или даже в Антарктиде уже невозможно. Их можно преодолеть только сообща, плечом к плечу, забыв о мелких распрях и корыстных интересах ради будущего человека.
Оправдан ли оптимистичный взгляд на человека? Об этом мы узнаем уже 9 мая 2020 года. Место встречи – Москва, Красная площадь.
Владимир Верин.

Примечание автора.

Таковы некоторые размышления о взаимосвязи двух событий – 75-летия Холокоста и 75-летия Победы над фашизмом. В процессе подготовки текста возникли другие рассуждения, которые напрямую к теме не относятся, но поясняют ход мысли автора. Для удобства читателя они вынесены отдельными текстами под общей рубрикой: «Оптимистичный взгляд на человека – 2».

В. В.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Туровский мост

В одну сторону. Фото с сайта onliner.by Вокруг Туровского моста сейчас много «художественного свиста» со стороны чиновников и околочиновничьей прессы. Особое восхищение вызывают заявления о том, что «ситуация под контролем». Она, что, и создавалась под вашим чутким руководством? Позвольте мне рассказать о том, что же происходило под этим контролем. Туровщина — моя малая Родина. На Припяти и ее старицах прошло мое детство. Если у отчего дома залезть на дерево повыше, то в ясную погоду можно увидеть тетиву моста. Правда, сейчас она опасно натянулась. Река, ее многочисленные притоки — Стырь, Случь, Птичь, Ствига, Лань, Горынь и другие всегда были источником жизни для населения края. Вдоль них протянулись линии человеческих судеб. Нынешняя авария Туровского моста наглядно показывает: то, что было главной артерией жизни, превратилось в препятствие, пересекло судьбы людей. Как и почему это произошло? Тот, кто помнит эти места хотя бы еще в 50 — 60-е годы прошлого стол

Пра родную мову.

21 лютага – Дзень роднай мовы. Добрая нагода для кожнага задумацца: якая яна, мая родная мова? Што яна для мяне? І што я для яе? Пытанне складанае. Але раней ці пазней трэба вызначацца. «Раней» -- ужо спазніўся. Застаецца «пазней» -- усё ж лепш, чым ніколі.  Руская альбо беларуская? «Наркомаўка» альбо «трасянка»? Тут, як звычайна, лепш відаць збоку. Калі ж спасылацца на ўласнае адчуванне, дык ні тая, ні іншая. Чаму? Таму, што само пытанне некарэктнае. Яно празмерна палітызаванае і адлюстравана ў чорна-белым спектры. Альбо – альбо, «хто не з намі, той супраць нас», і г. д. Калі мне прапануюць вызначыцца менавіта ў такім дыяпазоне, я без хістанняў адказваю: родная – руская. І ў той жа час мая радзіма – Беларусь. І сам я беларус, нягледзячы на запіс у пашпарце. І што ж атрымліваецца ў выніку? Нейкая бессэнсоўнасць? Не! У выніку – рэчаіснасць, якая заўсёды багацейшая за палітызаваныя схемы. Таму што пытанне аб роднай мове – перш за ўсё маральнае, культурна-этнаграфічнае, гіста

Когда уже вы начнете нас есть?

Время лице(лихо)деев. Когда дипломатия отдыхает. Прежде, чем отвечать на такой вопрос, следует обосновать правомерность вообще его задавать. Согласитесь, трудно представить себе ситуацию, где между ее участниками могут возникнуть отношения, в которых подобный вопрос был бы уместен. В этой связи целесообразно еще раз вспомнить о Карибском кризисе, о котором часто упоминалось минувшей осенью по поводу 60-летия события. В том числе и по той причине, что комментаторы усмотрели в нынешнем конфликте вокруг Украины немало признаков, общих с кризисом отношений между США и СССР вокруг Кубы в 1962 году. В первую очередь , по степени опасности возникновения третьей мировой войны, которую они в себе несут. Как известно, Карибский кризис в его острой фазе продолжался 13 дней, с 18 по 30 октября 1962 года. А его кульминация пришлась на 27 октября, когда лишь считанные часы отделяли человечество от его обрушения в пучину ядерной войны. Ключевым моментом этой ситуации стала встреча советского по