
История – не железная дорога!
На днях прошел Международный день
памяти жертв Холокоста. Невольно в голове
всплыл пропагандистский штамп былых
времен: «Все прогрессивное человечество
с энтузиазмом почтило...». Но не тут-то было!
Или энтузиазма у прогрессивного человечества
на всех не хватило... То ли наряду с человечеством
прогрессивным в 21 веке существует и другое?
По крайней мере позиция политического
руководства Польши, прибалтийских стран,
Украины, да и некоторых других вполне
цивилизованных государств в ходе мероприятий,
связанных с Днем памяти и 75-летием освобождения
Освенцима, позволяет усомниться в том,
что уроки 2-й мировой войны усвоены прочно,
всеми и навсегда. А то, что еще недавно казалось
аксиомой, в частности, в отношении нацистского
геноцида еврейского народа, сегодня
оказывается истиной не для всех претендентов
на политическое лидерство.
В истории всегда происходили события,
по поводу которых позднейшие толкователи
расходились во мнениях и оценках. Войны
и революции, реформации и перевороты...
В представлении одних они открывали
новую эпоху торжества разума. По мнению
других – отбрасывали человечество на
столетия назад.
Но при всей грандиозности событий
и масштабам их последствий, их оценки
располагаются, как правило, на одной линии,
словно на рельсах железной дороги. Где,
условно говоря, возможны лишь три варианта
маневра: «вперед», «назад» и «на месте».
(Хотя последний применительно к историческому
развитию и маловероятен).
Однако есть в прошлом человечества
события и процессы, суть которых не схватывается
аллегорией с железной дорогой. Речь идет
о неких исторических развилках, поворотах
или вовсе о ситуациях тупиковых. Стоит
лишь напомнить о судьбе высокоразвитых
цивилизаций древности, государств и
этносов, оставивших после себя ничтожные
молчаливые следы. В любом случае подобному
«хеппи энду» предшествовало некое событие,
так сказать, первотолчок.
Холокост как «отступление от проекта».
Подобные «поворотно-тупиковые» процессы
происходят и в наше время. Можно говорить
лишь о 3-х их основных отличиях по сравнению
с иными эпохами. Первое – они чаще являются
следствием собственно человеческих
решений и поступков, нежели воздействия
внешних сил. Второе – их последствия в
условиях глобального мира тоже могут
быть глобальными. Условно говоря, «тупик»
может грозить всему человечеству. Третье
(и в нем основная мотивация создания данного
текста) – мы сами участники этих процессов,
те «щепки», которые захватывает и крутит
бурный водоворот событий. Это означает
особую трудность в распознавании их
тупиковости, несоответствия некоему
изначальному гуманитарному идеалу. Если
угодно, в обнаружении «отступления от
проекта».
Именно поэтому особенно ценны те исторические
мгновения, когда на поверхность водоворота
вместе с мутной тиной выносит некие опознавательные
знаки, позволяющие увидеть будущее развитие
ситуации. В том числе и приметы грядущей
цивилизационной катастрофы.
В этом смысле, как представляется,
Холокост, а также отношение к нему спустя
75 лет после событий – в иных условиях, для
иных поколений, на фоне иных вызовов существующей
цивилизации – представляет редкий шанс
человечеству для самооценки. И может
быть, для возвращения к магистральному
(«проектному»?) направлению развития.
Иначе говоря, отношение к Холокосту
может служить весьма точным критерием
оценки ресурса выживания нынешней цивилизации,
ее способности к преодолению современных
вызовов.
Мифология против идеологии.
75-летие Холокоста еще долго будет откликаться
в общественном сознании волнами эмоций,
в которых сочувствие, поддержка перемешаны
с недоверием и подозрениями. Однако в
целом можно говорить о положительном
эффекте события для утверждения человеческого
духа, укрепления его стойкости перед
лицом новых угроз и вызовов.
Одна из главных причин – способность
еврейской общественности, международных
организаций создать вокруг проблемы
геноцида евреев положительный миф для
усвоения его человечеством. В основе
его – живое, а не плакатное восприятие
трагедии еврейского народа. Акция «Праведники
мира», например, в которой нелицемерно
зафиксированы все проявления человечности,
демонстрирует на деле, а не на словах осуществление
известного лозунга «Никто не забыт, ничто
не забыто».
Приближается другая памятная дата,
подготовка к которой идет полным ходом
– 75-летие Победы советского народа в Великой
Отечественной войне. Значение события
трудно переоценить с точки зрения его
потенциала для разрушения стереотипа
черно-белого восприятия мира, пока еще
владеющего сознанием масс. Почему именно
75 лет являются таким рубежом, а не 25, 50? Или,
например, 100-летие...
75 лет – три четверти века. Это – рубеж
естественного ухода людей войны, участников
и свидетелей событий. Тех, кто лично пережил
великую драму и мог передать свои чувства,
уроки пережитого следующим поколениям.
Что останется после их ухода? Что воспримет
генетическая память народа?
Как свидетельствует писаная и неписаная
история, всякое время оставляет после
себя мифы. Причем вовсе не те их версии,
которые записаны придворными хронографами.
Или те, которые прошли цензуру официальных
идеологов. Их оценку в свое время дал генерал
Эйзенхауэр, который написал об увидевших
свет «Воспоминаниях и размышлениях»
маршала Жукова: «Они страдают общим недостатком
всех советских полководцев – валить
с больной головы на здоровую...». (Разумеется,
сам бывший командующий союзническими
войсками тоже не был свободен от идеологических
установок).
Практически всегда мифология, рожденная
и живущая в душе народа, отличается от
господствующей идеологи, преследующей
политические цели, порой выступая ее
антиподом. И ситуация мало меняется в
том случае, когда какой-то правящий режим
из конъюнктурных соображений объявляет
об отсутствии официальной идеологии,
о «плюрализме» и т. п. Речь идет лишь о более
изощренном и утонченном противостоянии,
о попытке манипуляции массовым сознанием.
«Перевернутый график» войны.
Все это в полной мере относится и к
трактовке идеологией причин и хода Великой
Отечественной войны. Древний принцип
«Победитель получает все!», в том числе
и право на толкование ее событий, торжествует.
Случайно ли, что на страницах официальной
историографии и мифологии война словно
идет вспять – от конца к началу. Все начиналось
концентрацией внимания общества вокруг
Великой Победы, штурма рейхстага и «10 сталинских
ударов». Затем – Курская битва и Сталинград.
Только сейчас пришло время и Ржевско-Вяземского
побоища, или «мясорубки», как называли
его в народе. Где погибло более 1 млн. советских
солдат. При этом большинство из них числятся
без вести пропавшими. То, что отдельные
страницы военной летописи – Брестская
крепость, оборона Могилева, блокада Ленинграда,
Малая земля – появлялись вне этого «перевернутого
графика», лишь подтверждает его противоестественность.
Думаю, наступит время дать ответы
и на другие вопросы. Например, вроде тех,
которые возникли у автора, когда в его
руках оказалось письмо солдатика, служившего
накануне войны в Могилеве и адресованное
родным куда-то в Сибирь. Две трети текста
письма занимали приветы и поклоны многочисленным
родственникам. А в оставшейся части после
множества извинений содержалась просьба
«прислать хоть немножко ржаных сухариков».
Соскучился солдат по родному запаху,
или просто элементарно недоедал – кто
скажет сегодня? Кстати, это было его последнее
письмо. Он так и пропал без вести в первые
дни войны.
Поколение неучей – на гребне политики.
Видимо, не случайно в настоящее время
мы наблюдаем две отчетливо выраженные
тенденции. С одной стороны, в недрах общества
рождается мощное движение вроде акции
«Бессмертный полк» и других, направленных
на восстановление истинной памяти о
войне.
С другой стороны, в зрелый возраст
вступило поколение невежд, родившихся
в смутные 90-е годы. Отдельные его представители,
«оседлав» политическую волну, стали
министрами, возглавили правительства.
Отсюда странные заявления, например,
о том, что Европу освободили украинцы,
о равной ответственности Гитлера и Сталина
за развязывание войны и другие «фейки»,
которые не только отражают невежество
своих творцов.
Но эти небылицы нельзя сводить и к
обычной идеологической диверсии. Идет
борьба за духовное наследие уходящих
победителей – за право формировать господствующий
миф о войне. Ему предстоит занять место
уходящих ветеранов и свидетелей и цена
этого права неизмеримо высока. Прежде
всего, это – власть.
Но есть и не всегда видимая, но гораздо
более весомая составляющая цены. От того,
какой миф о войне достанется новым поколениям,
зависит вероятность новой мировой войны
– последней для нынешней цивилизации.
Или шанс ее избежать все же будет использован.
Прошедшее 75-летие Холокоста не дало
однозначного ответа на эти вопросы. Гораздо
больше ожиданий от предстоящего вскоре
юбилея Великой Победы. Подготовка и само
празднование, а также оставленное им
«послевкусие» покажут, насколько граждане
и правительства усвоили призыв Юлиуса
Фучика: «Люди, будьте бдительны! Чрево
фашизма не устало рожать...».
«Чрево», вывернутое наизнанку.
В начале 90-х годов мне довелось несколько
дней провести в Берлине. Стоял у остатков
Берлинской стены, напоминавшей челюсть
гигантского монстра с выбитыми клыками.
Словно останки чудовища, охранявшего
границу двух миров. Видел памятник Воину-освободителю
в Трептов-парке, другие бережно сохраняемые
реликвии Второй мировой.

Но самое большое впечатление произвело
на меня здание бывшего рейхстага. Точнее,
то, во что превратили его немцы. Глядел
с площади на этот фантастический стеклянный
купол, на бесконечные вереницы людей,
поднимающиеся к его вершине. Затем и сам
по лестнице прошел этот путь, вспоминая
тех, кто в огне сражения водружал Красное
знамя над рейхстагом в мае 1945 года. Думал
об отце и матери – защитниках Ленинграда,
чья лепта тоже была внесена в дело Великой
Победы.
А еще думал о том, что этот мемориальный
купол удивительным образом напоминает
то самое «чрево фашизма», о котором предупреждал
Ю. Фучик в «Репортаже с петлей на шее». Вот
только вся эта стеклянная прозрачность,
открытые ребра-опоры купола, как казалось
мне тогда, больше похожи на утробу, вывернутую
наизнанку. Она словно сигналила миру:
«Люди, верьте, это чрево уже никогда не
сможет родить ничего античеловеческого!».
Величие «совка».
Позже появились и другие соображения.
Да, советский солдат совершил этот подвиг.
Но недавно СССР не стало. Само слово «совок»
– советский – превратилось в подобие
ругательства. Значит ли это, что свершенное
этим «совком» – будь то Победа 1945 года, или
прорыв в космос 12 апреля 1961года – перестали
существовать, утратили свое значение?
Сердце подсказывало: нет, это невозможно.
Но это – с одной стороны.
С другой стороны – те же развалины
Берлинской стены, сам факт и обстоятельства
моего посещения Берлина, возможность
воочию убедиться – антинацистская прививка
для немцев оказалась прочной и надежной...
Разве все это не стало одним из следствий
распада СССР?
Уверен, подобное раздвоение чувств
испытывали тогда многие соотечественники,
которые в условиях «железного занавеса»
были обречены довольствоваться жвачкой
партийного агитпропа. Призывы «держать
порох сухим», «противостоять тайным
замыслам милитаристов и реваншистов»
и прочие «пушки вместо масла» превратили
великую страну в «Верхнюю Вольту с ракетами»
и привели ее к закономерному финалу.
Но это касается страны. Или больше
– советской цивилизации, основанной
на проекте «принудительного равенства».
А что с человеком? С тем, в чьей генетической
памяти остались и 9 мая 1945 года, и 12 апреля 1961
года, и другие даты: славные и трагические.
Человек не исчез и не мог исчезнуть. Лишь
мотивация ответа на вопрос: «Подвиги
во имя чего?» – стала более конкретной
и индивидуальной, опирающейся на ответственное
знание о прошлом и о том, что такое сбережение
человеческого в человеке.
Оправдан ли оптимистичный взгляд на человека?
Предстоящее 75-летие Победы, связанные
с ним акции памяти дают шанс получить
весомое подтверждение готовности общества
к извлечению и усвоению уроков истории.
И, соответственно, к оптимистичному взгляду
на человека и его будущее. Прежде всего
такую способность обязаны (в том числе
– по долгу службы) продемонстрировать
правительства и лидеры стран, заявившие
о своей принадлежности к демократии.
(Или к «правильной стороне истории», что
в данном случае одно и то же).
Отдельные ожидания от правящих режимов
постсоветских стран. Генетическая память
народов – участников и творцов победы
над фашизмом – накладывает на них особые
обязательства. В любом случае, требует
политики, возвышающейся над убогим принципом
«Кто съел мое сало?», который характерен
для некоторых сегодня.
Английский писатель Джеймс Олдридж,
откликаясь на полет Гагарина в космос,
телеграфировал в Москву: «Ваши подвиги
действительно изумительны... Они несут
нам реальную надежду: оптимистический
взгляд на человека победит».
Ловлю себя на мысли: а ведь здесь тоже
проявление черно-белого сознания! Еще
одна победа? А какой ценой? Какие еще жертвы
во имя ее должны быть принесены?

Писателя-антифашиста можно понять.
Он писал эти строки в разгар «холодной
войны», когда весь мир был организован
вокруг противоборства двух систем. Мы
или они! Кто не с нами, тот против нас!..
Но сегодня ресурс глобального противостояния
исчерпан. На горизонте – новые, невиданные
ранее вызовы и угрозы. Пересидеть их, спрятавшись
в Австралии, Новой Зеландии или даже в
Антарктиде уже невозможно. Их можно преодолеть
только сообща, плечом к плечу, забыв о мелких
распрях и корыстных интересах ради будущего
человека.
Оправдан ли оптимистичный взгляд
на человека? Об этом мы узнаем уже 9 мая 2020
года. Место встречи – Москва, Красная площадь.
Владимир Верин.
Примечание автора.
Таковы некоторые размышления о взаимосвязи
двух событий – 75-летия Холокоста и 75-летия
Победы над фашизмом. В процессе подготовки
текста возникли другие рассуждения,
которые напрямую к теме не относятся,
но поясняют ход мысли автора. Для удобства
читателя они вынесены отдельными текстами
под общей рубрикой: «Оптимистичный взгляд
на человека – 2».
В. В.
Комментарии
Отправить комментарий