К основному контенту

Оптимистичный взгляд на человека – 2.


Двуликий Янус черно-белого сознания.

В одном из текстов «Мифологии» высказал предположение о том, что человеческая цивилизация пошла «не туда». Совершенно неожиданно для себя схожую мысль нашел у Татьяны Москвиной, которая пишет о последнем спектакле Марка Захарова «Капкан» в Ленкоме: «Ощущение, что мы попали в какой-то исторический капкан, цели и смысла которого не понимаем» (Аргументы недели, 22.01.2020, с.11).
В общем, текст ушел в коммуникационное пространство, зажил своей жизнью, а идея осталась, продолжая задавать каверзные вопросы.
Например, что значит «не туда»? Кто может подтвердить это «великое» открытие? Если сам автор, то ему предстоит совершить нечто невероятное – быть одновременно в двух местах: «там» и «не там». Чтобы иметь возможность сравнить и вынести обоснованный «приговор». Давно не читал современных фантастов, может быть они уже освоили этот сюжет?
Если же полагаться на некие посторонние авторитеты, то ситуация меняется мало. Ведь этим оракулам придется проделать тот же фокус с раздвоением во времени и пространстве. Вот, к примеру, очередная политическая фигура первой величины предписывает некоему политическому режиму «занять правильную сторону истории». (Что, в принципе является лишь одним из вариантов ситуации «туда-не туда»). При этом, разумеется, полагая, что сам-то он на «правильной стороне».
А кто может различить, что в истории «правильно», а что «неправильно»? Оказывается, сама история, которая в представлении подобных деятелей одушевляется и выглядит подобием «двуликого Януса», светлая часть лица которого и отождествляется с любителями подобных различений. А темная, соответственно, со всеми, кто им неугоден, и поэтому должны подчиниться, перейдя на светлую сторону, или исчезнуть.
Не будем здесь задаваться риторическим вопросом, насколько реальна такая конструкция, состоящая только из одной стороны, а вместо другой – пустота. Это как монета, у которой есть номинал – аверс, но не обозначено, кто ее чеканил – реверс. (Хотя, возможно, найдутся оппоненты, которые возразят: а вот, например, биткоин или другая криптовалюта, функционирующая в виртуальном пространстве!.. Полагаю, однако, что слегка поразмыслив, оппонент обнаружит «другую сторону» этого монетного суррогата – конкретных выгодополучателей в виде энергетических, «айтишных» и иных компаний, в чьих закромах осядет основной доход от затеи с криптовалютой).

Исторические «качели» цивилизации.

Вернемся к истории. Если взять упорно навязываемую ее черно-белую (или «правильно-неправильную») модель, то при ближайшем рассмотрении оказывается, что она представляет собой сложный комплекс предрассудков, легенд, «фейков», мистификаций, фобий, надежд, которые строго отобраны и ориентированы, как стрелка магнитного компаса, в направлении: полезно – вредно. Единственное, что является общим для обеих сторон конструкции – это обеспечение выживания и защита интересов конкретного субъекта: индивида, группы, класса, государства за счет и в ущерб объекту – другому индивиду, группе, классу, государству.
Понятно, что с позиции объекта вся динамика развития истории в черно-белой модели приобретает противоположную направленность: участники меняются местами и ролями по отношению к «правильной» и «неправильной» сторонам истории. Неизбежный результат такого противоречия – кризис между двумя «личинами» этого кровожадного Януса и война, которые постоянно и происходят.
Возникает вопрос с учетом масштабов и последствий современных войн: будет ли так продолжаться всегда? Если нет, то как долго? И что может прекратить эту дурную закономерность?
Есть простой ответ, основанный на элементарной логике: если у человека, цивилизации было начало, значит, будет и конец. А с учетом того, что существующие оценки времени начала цивилизации сильно различаются, столь же различны мнения о сроках ее завершения. Согласно некоторым этот момент гораздо ближе, чем можно было себе представить. Существуют весьма экзотические версии о том, что конец уже позади, просто мы этого почему-то не замечаем.
Прежде, чем задрожать от страха, попробуем вдуматься в эту формулу – неизбежность конца, которая выглядит как аксиома и не нуждается в доказательствах. Зададим себе очередной вопрос: конец чего имеется в виду – человека или конкретной цивилизации? В данном случае под человеком понимаем определенную совокупность потенциалов развития. Соответственно, под цивилизацией – обусловленную обстоятельствами степень реализации этих потенциалов. При кажущейся близости этих понятий разница между ними колоссальна. Используя более простые образы, можно понимать под человеком творение Создателя. (В данном случае не важно, что имеется в виду: Высшее существо или Природа). Тогда цивилизация – это различимый след этого творения во времени. Здесь ключевое слово – различимый, ибо различить его возможно лишь в черно-белом спектре человеческого сознания. Черно-белая модель сознания доминирует на определенном отрезке истории: «История человечества – история войн»; «Историю пишут победители»; «Победителей не судят» и т. п.

«Слеза ребенка» как символ человека 

Но доминирующая модель – не единственная. Наряду с нею существуют другие. Вспомним Достоевского – о приоритете «слезы ребенка». Эта максима подавляющим большинством людей воспринимается на индивидуальном уровне. Как минимум, в отношении собственного ребенка. Но на уровне группового сознания господствует другая норма – человек человеку волк! Следствие ее – реки крови и моря слез, в т. ч. детских, которые лишь продолжают пополняться.
Итак, речь идет об параллельном существовании человека в двух измерениях: в рамках «творческого замысла» и в рамках так называемой цивилизации. Измерениях, которые противоположны по своей сути и поэтому не совместимы. Но они, тем не менее, сосуществуют, поскольку относительно разнесены во времени. «Есть время разбрасывать камни и время их собирать!..». И т. д.
Но «время ускоряет свой ход». Понятно, что это лишь популярная мантра, которой любят оправдывать свой консерватизм те, кто не успевает за «велениями времени». На самом деле, время – величина постоянная. Ускоряются лишь темпы развития «цивилизации», в основе которой синергетический эффект овладения законами материального мира.
Между тем индивидуальный ресурс ограничен и, условно говоря, сводится все к тем же «10 заповедям», которые были заложены в него в самом начале бытия. Развитие человека – личности, индивидуальности – отстает от развития цивилизации в форме черно-белой модели сознания. Разрыв все увеличивается. «Слеза ребенка» и капля крови больше не уравновешивают «реки крови и море слез».
Насколько критично это расхождение? Полагаю, оно катастрофично для цивилизации в принятом здесь понимании. Но не катастрофично для человека!..

Двоичный код черно-белого сознания.

Прежде, чем призвать к сдержанному оптимизму, необходимо еще одно отступление.
Сказанное выше принципиально важно для дальнейшего развертывания темы. Но такое представление во-многом пока интуитивно и нуждается в дальнейшем осмыслении. Поэтому для сторонников более веских аргументов могу добавить лишь следующее.
Черно-белое сознание – подобие двоичной системы исчисления. Да – нет, единица – ноль... При своей простоте и элементарности она способна отобразить весь мир в определенной системе измерения, его динамику. Более того, способна просчитать его будущее, в котором, оказывается, в обозримой перспективе нет места человеку! Современная информационная эпоха – торжество двоичной системы, способной на пике развития заменить человека, средствами информатизации и робототехники исключить его из причинно-следственных связей жизнеобеспечения общества. В этом смысле можно говорить о конце цивилизации – пределах модели черно-белого сознания.
Вспомним, однако, о существовании наряду с двоичной других систем исчисления, в первую очередь десятеричной. Упоминавшиеся «10 заповедей» или опор человеческой души – вряд ли случайное совпадение. Стоит представить программу человеческого совершенствования, основанную на десятеричной системе. Ее глубина и бесконечность в сравнении с подобной программой, просчитанной на самых мощных современных (двоичных) компьютерах, представляются неоспоримыми.

Духовная свобода как важнейший ресурс человека.

Другое дело, что такой вариант вовсе не фатум, неизбежность прогресса, а всего лишь возможность. Для ее реализации необходим ряд условий.
Первое и главное из условий: необходимы колоссальные целенаправленные усилия в расширение человеческого ресурса. Иначе говоря, в духовное развитие человека, в обогащение его внутреннего мира, укрепление истинно человеческих ценностей. Лишь в этом случае можно надеяться, что он будет способен «выскочить живым из переделки», в которую его влекут технический прогресс и неудержимое развитие цивилизации.
Есть и другие условия, которые в общем укладываются в эту генеральную задачу, но могут быть и выдвинуты в качестве самостоятельных ориентиров. Такие вехи можно найти в исторических прецедентах, когда развитие цивилизации и свобода человеческого духа пересекались и вступали во взаимодействие.
История нового и новейшего времени дает немало примеров того, как взлет человеческого духа не только подталкивал, но и опережал прогресс цивилизации. Важно подчеркнуть: происходило это за счет эмансипационного эффекта события. Взять борьбу североамериканских колоний за освобождение от британской короны: можно ли считать случайным участие в ней десятков наших соотечественников, в т. ч. легендарного Тадеуша Костюшко? Однако победа колонистов не помешала им с новой силой истреблять аборигенов-индейцев и изгонять их с родной земли.
Духоподъемную составляющую можно увидеть и в борьбе за освобождение болгар от турецкого ига, в ее поддержке всем славянским миром. Хотя иные светлые умы (К. Леонтьев) за массовым энтузиазмом волонтеров увидели и признаки иного явления – «болгаробесия».
«Трансваль, Трансваль, страна моя, / Ты вся горишь в огне...». Этот гимн пела вся просвещенная Европа, поддерживая благородную борьбу голландских поселенцев в Южной Африке в англо-бурских войнах конца 19 века. Но страшный режим апартеида, выросший на фундаменте их победы, не смог предвидеть никто.
Уже в 20 веке этот ряд может быть продолжен. Гражданская война в Испании, революции на Кубе, в Венесуэле, Никарагуа, освободительная война во Вьетнаме... При всех различиях охвативших эти страны катаклизмов, можно говорить о том, что их объединяет – взрывном характере высвобождения человеческого потенциала. А также о его последствиях, обусловленных способностью элит извлечь уроки из событий.

Государство между цивилизацией и человеком.

На новейшем витке общественного развития таким «моментом истины» – точкой пересечения реализации человеческого духа и направленности политической истории стало отношение к Холокосту – практике планомерного истребления еврейского народа германскими нацистами и их пособниками. Спустя 75 лет после окончания 2-й мировой войны Холокост – по-прежнему незаживающая рана в сердцах народов, тревожащая память людей, питающая их совесть.
Но именно Холокост позволяет выделить еще один ориентир – условие выживания человека при неминуемом крахе цивилизации. Речь идет о необходимости строгого различения человеческой природы явления и стремления политического института – государства с его доминирующей ориентацией на власть вмешиваться в реализацию человека, спекулировать на ней, используя в интересах элиты консолидирующий потенциал явления. В результате мы наблюдаем явное раздвоение еврейского государства на два несовместимых механизма. С одной стороны -- всяческая поддержка и возвышение морального статуса Холокоста в мире. С другой – Израиль отстаивает все ту же черно-белую модель сознания по отношению к правам палестинского населения, положение которого оказалось на грани геноцида. Более того, теперь уже на стороне народа Палестины сочувствие и поддержка миллионов, причем не только в арабском мире. Без этого эфемерное политическое образование Палестина давно прекратило бы свое существование.
Как же удается совместить несовместимое? Вспомним «Антисемиты» В. Высоцкого: «На их стороне хоть и нету законов / Поддержка и энтузиазм миллионов!». В нынешней геополитической ситуации этот моральный ресурс работает на правящую элиту Израиля. Но геополитика – дело изменчивое. Этот «Боливар не вынесет двоих». Есть о чем задуматься.

«Польша не любит платить свои долги»?

Другой ориентир – социальная зрелость народа, его способность использовать высвобожденную энергию общественного единства ради общего блага. Здесь также его готовность подняться над вековыми предрассудками, научиться отделять «мух» от «котлет» – собственные интересы от корыстных интересов политических элит.
Еще в далекой юности довелось прочитать «Юмористические рассказы» Стивена Ликока. В этой совсем не веселой книге, изданной еще в 1910 году, канадский писатель повествует о сугубо канадских проблемах. И вдруг среди текста встречаю фразу: «Польша не любит платить свои долги!» В контексте прочитанного высказывание прозвучало как общеизвестная истина, поговорка, хотя смысл его не был ясен до конца.
Много лет спустя все начало вставать на свои места. В середине 70-х годов довелось работать в системе туризма. Однажды проводил экскурсию по Могилеву для молодежных активистов из Польши, прибывших в Беларусь по линии «Ювентура» – туристской организации тогдашнего польского комсомола. В центре Могилева на площади имени Ленина рассказал известную историю строительства Дома Советов. Это сооружение архитектора И. Лангбарда возводилось для правительства БССР в связи с проектом переноса столицы из Минска в Могилев в 1938 году. Тогдашняя граница Советской Беларуси с Польшей проходила всего в 30 км от Минска и была весьма небезопасна.
В ходе рассказа об этой странице истории города в салоне туристского автобуса послышался громкий возглас: «Ага! Столицу – от границы, а границу – от столицы!». Вслед за этим раздалось хихиканье и даже редкие аплодисменты. Понятно было: это не случайный экспромт, а целенаправленно сформированная у молодых людей установка.
Напомню, слушатели принадлежали к послевоенному поколению «народной» Польши, признававшей факт довоенной аннексии Польшей западных областей Беларуси и Украины. Однако милитаристское прошлое польской элиты продолжало приносить разрушительные плоды. Нынешняя позиция польского руководства в отношении памяти жертв Холокоста, и шире – в отношении памяти освободителей страны от фашизма – представляется продолжением старой шовинистской линии.

Легенда о «16-й республике СССР».

Если внимательно всмотреться в исторические прецеденты, можно обнаружить и другие ориентиры, своего рода «перекрестки» развития. Как будто могучий витязь цивилизации остановился на распутье перед заветным камнем-указателем с перечнем вероятных потерь: коня, жену или жизнь... И, недолго думая, предпочел ценности более осязаемые, выбрав путь «не туда». Не распознанные в свое время в повседневной суете, погребенные под руинами идеологических штампов, эти распутья никуда не исчезли и дают о себе знать на крутых поворотах истории.
Кто из моих сверстников, да и людей более молодого поколения не помнит легенды о «16-й республике СССР» – братской Болгарии. Они усердно распространялись официальной пропагандой и подкреплялись обильными поцелуями и объятиями руководителей двух стран, а также сборниками габровских анекдотов, издававшихся массовыми тиражами и имевшими большую популярность.
Случай помог автору своевременно расстаться с подобными иллюзиями. Белорусский Могилев и болгарский Габрово – города-побратимы. В 80-е годы между Могилевским машиностроительным институтом и Высшей технической школой Габрово существовали довольно оживленные связи по различным направлениям, в т. ч. и студенческие контакты. Ежегодно летом студенческий стройотряд ММИ выезжал в Габрово для работы в составе интернациональной бригады, в которой кроме могилевчан и хозяев-болгар участвовали также студенты технических вузов из Киева, ГДР, Чехословакии, Венгрии.
Это была не только школа интернационализма, но и полезный жизненный опыт. Три недели ударной работы на строительстве объектов городского хозяйства Габрово. И еще 10 дней захватывающего знакомства с Болгарией: София, Пловдив, Велико Тырново, Плевен, Варна-Золотые пески.
В рабочем соревновании отрядов первыми были могилевчане, вторыми – киевляне, третьими – студенты из ГДР. Последними оказались болгары. Это можно было расценить как знак гостеприимства и корректности хозяев. Если бы не одно «но» – прохладное отношение к общественному труду, к его качеству наблюдалось повсюду. Зато с каким энтузиазмом люди возились на своих крошечных участках и в виноградниках. Имидж «16-й республики» рассеивался на глазах.

О чем грустит «Алеша»?

Особенно поразил один случай. Как-то в разговоре с руководителем болгарского отряда (кстати, преподавателем общественных дисциплин и членом компартии) речь зашла о больших стройках Сибири, о которой я знал не понаслышке, о каких-то их проблемах. В ответ собеседник утешил: «Ну, ничего! Вы, советские, социализм построили, вы и это построите...»
Удивил не оптимизм «продвинутого» обществоведа, а то, как решительно он отделил себя от «советских». Да что болгары! Невольно вспомнился тогдашний анекдот из серии «Вопросы армянскому радио». Вопрос: когда в Армении будет коммунизм? Ответ: никогда! Сказано же в программе КПСС: «коммунизм не за горами». А Армения – за горами!
Сегодня, когда нет уже ни «16-й республики СССР», ни остальных 15-ти, становятся ясны истинные причины советского «болгаробесия» – «дружба в обмен на бублики». А для другой стороны – использование ее в тогдашних геополитических раскладах: шанс получить в лице болгарских «братушек» надежную опору в западном Причерноморье.
Хотелось уравновесить пессимизм сюжета другими воспоминаниями. О том трепете, который мы испытали у величественного памятника героям Шипки, у памятника «Алеше», что возвышается над Пловдивом. Написать о благодарном сердце болгарского народа.
Но как раз в момент написания этих строк приходит информация о том, что в Софии осквернена братская могила воинов-освободителей. Месяцем раньше от рук вандалов пострадал и «Алеша» – «Болгарии русский солдат». Никогда не думал, что война с памятниками советским воинам, которая волнами прокатывается по Восточной Европе, дойдет и до Болгарии. Что же, «никогда не говори «никогда!». Есть над чем поразмыслить.

Не опоздать на «сеанс прозрения»!

Как сказал мудрец, времена меняются, а с ними меняемся и мы. Вопрос в том, достаточно ли меняемся для того, чтобы начать извлекать уроки из прошлого. Уроки ради человека, а не абстрактного «цивилизованного человечества», за которым чаще всего кроются шкурные интересы продажных элит.
Уже в ближайшее время обществу предстоит пережить «сеанс прозрения». Это наступающий юбилей – 75-летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Отношение к этому событию и к его «виновникам» -- победителям, заложившим архитектуру современного мира – еще один показатель способности мирового сообщества развернуть историю «туда», вернуться к общечеловеческим идеалам. Впрочем, о некоторых возможных результатах этого события можно говорить уже сегодня – по «следам» перехода человечества через 75-й рубеж Холокоста. Ведь это явление – тоже одно из следствий 2-й мировой войны. И, не исключено, предзнаменование 3-й мировой войны – последней!
Владимир Верин.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Туровский мост

В одну сторону. Фото с сайта onliner.by Вокруг Туровского моста сейчас много «художественного свиста» со стороны чиновников и околочиновничьей прессы. Особое восхищение вызывают заявления о том, что «ситуация под контролем». Она, что, и создавалась под вашим чутким руководством? Позвольте мне рассказать о том, что же происходило под этим контролем. Туровщина — моя малая Родина. На Припяти и ее старицах прошло мое детство. Если у отчего дома залезть на дерево повыше, то в ясную погоду можно увидеть тетиву моста. Правда, сейчас она опасно натянулась. Река, ее многочисленные притоки — Стырь, Случь, Птичь, Ствига, Лань, Горынь и другие всегда были источником жизни для населения края. Вдоль них протянулись линии человеческих судеб. Нынешняя авария Туровского моста наглядно показывает: то, что было главной артерией жизни, превратилось в препятствие, пересекло судьбы людей. Как и почему это произошло? Тот, кто помнит эти места хотя бы еще в 50 — 60-е годы прошлого стол

Пра родную мову.

21 лютага – Дзень роднай мовы. Добрая нагода для кожнага задумацца: якая яна, мая родная мова? Што яна для мяне? І што я для яе? Пытанне складанае. Але раней ці пазней трэба вызначацца. «Раней» -- ужо спазніўся. Застаецца «пазней» -- усё ж лепш, чым ніколі.  Руская альбо беларуская? «Наркомаўка» альбо «трасянка»? Тут, як звычайна, лепш відаць збоку. Калі ж спасылацца на ўласнае адчуванне, дык ні тая, ні іншая. Чаму? Таму, што само пытанне некарэктнае. Яно празмерна палітызаванае і адлюстравана ў чорна-белым спектры. Альбо – альбо, «хто не з намі, той супраць нас», і г. д. Калі мне прапануюць вызначыцца менавіта ў такім дыяпазоне, я без хістанняў адказваю: родная – руская. І ў той жа час мая радзіма – Беларусь. І сам я беларус, нягледзячы на запіс у пашпарце. І што ж атрымліваецца ў выніку? Нейкая бессэнсоўнасць? Не! У выніку – рэчаіснасць, якая заўсёды багацейшая за палітызаваныя схемы. Таму што пытанне аб роднай мове – перш за ўсё маральнае, культурна-этнаграфічнае, гіста

Когда уже вы начнете нас есть?

Время лице(лихо)деев. Когда дипломатия отдыхает. Прежде, чем отвечать на такой вопрос, следует обосновать правомерность вообще его задавать. Согласитесь, трудно представить себе ситуацию, где между ее участниками могут возникнуть отношения, в которых подобный вопрос был бы уместен. В этой связи целесообразно еще раз вспомнить о Карибском кризисе, о котором часто упоминалось минувшей осенью по поводу 60-летия события. В том числе и по той причине, что комментаторы усмотрели в нынешнем конфликте вокруг Украины немало признаков, общих с кризисом отношений между США и СССР вокруг Кубы в 1962 году. В первую очередь , по степени опасности возникновения третьей мировой войны, которую они в себе несут. Как известно, Карибский кризис в его острой фазе продолжался 13 дней, с 18 по 30 октября 1962 года. А его кульминация пришлась на 27 октября, когда лишь считанные часы отделяли человечество от его обрушения в пучину ядерной войны. Ключевым моментом этой ситуации стала встреча советского по