Лучше позже, чем никогда! - вот что можно сказать по поводу поднятой в СМИ темы Куропат. Мемориал всенародной славы — Курган Славы — существует уже почти полвека. Для памятника скорби и печали общенационального значения время пришло только сейчас. То есть для «обронзовения» славы освободителей Беларуси потребовалась четверть века. И втрое дольше для того, чтобы общество начало осознавать необходимость увековечения скорби о жертвах массовых репрессий.
Причина такого различия понятна. Мемориализация событий и явлений, превращение в объект гражданской памяти, почитания означает среди прочего и заявление о причастности к событию, о готовности разделить ответственность за его последствия. Таков удел власти — быть ответственной за все. Не всякий политический режим, невзирая на его публичные декларации, обладает необходимой для этого смелостью. Соответственно, стремление утвердить объективное, всестороннее отношение к истории — показатель сильного режима, пользующегося пониманием и поддержкой граждан. Конечно, нельзя отрицать и фактор времени, смены поколений, когда «новая кровь смывает старую...».
Что касается Куропат. Далекой уже осенью 1968 года автору, тогда студенту-историку БГУ им. Ленина, довелось вместе с однокурсниками участвовать в создании Кургана Славы накануне 25-летия освобождения Беларуси от фашистской оккупации. Это был, конечно, символический акт — по дощатым настилам каждый из нас нес к вершине бесформенной еще горы, кто в чем, свою горсть земли. Насколько знаю, то же делали организованно все студенты и учащиеся столицы.
В проведении акции самое деятельное участие принимал комсомол. Участвовали также делегации всех городов и районов, трудовых коллективов и воинских частей, доставившие землю с мест сражений Великой Отечественной войны. Словом, это было поистине всенародное событие. Позже где-то в прессе довелось видеть фотоснимок — рабочий момент акции с бесконечной вереницей поднимающихся на вершину горы людей с их бесценной ношей.
![]() |
Фото с сайта naviny.by |
Понимание подлинного значения того, что произошло, пришло пару лет спустя, когда смог увидеть уже открытый Курган Славы, побывать на его вершине. Величественная пирамида с пронзающими небо штыками... Мужественные лица освободителей... Мирные поля и перелески вокруг. Вспомнились отец и мать, участники обороны Ленинграда. Которым, кстати, после войны так и не довелось в нем побывать. Появилось чувство долга и перед ними.
С этим чувством я живу. Оно — одно из немногих знаковых, которыми измеряю свою жизнь. Несмотря на смену эпох, ориентиров, режимов. Надеюсь, это чувство сопричастности общему делу удалось передать и наследникам.
![]() |
Фото с сайта mogilev.online |
Думаю, это главное, что должно быть заложено и в мемориале Куропат. Единство общества и сопричастность каждого. История оставила для этого все необходимое. Само место скорби, атмосферу предвоенного десятилетия, в которой все отчетливее пахло мировым пожаром... И отчаянную попытку тогдашнего режима развернуть ход событий вспять, обернувшуюся ужасом массовых репрессий. Он не миновал ни одной семьи.
Поэтому и мемориал должен стать всенародным. Не по названию, не по масштабам, не по бюджету... но по деятельному участию граждан в его возведении. Здесь мало только пожертвований, мало только общественного обсуждения проекта. Даже субботник из-за идеологических напластований на это понятие вряд ли отвечает задаче. Нужно подняться над частными, групповыми и партийными амбициями. Есть опыт — возведение Кургана Славы, который сегодня никто не отождествляет ни с символом тогдашней власти, ни с ее отдельными институтами. Это всенародно сооруженный символ общей славы.
Этот опыт позитивен, проверен временем. Его нужно использовать. Разумеется, в достойных нашего времени формах, но не растеряв главного.
Владимир Верин
Комментарии
Отправить комментарий