К основному контенту

«...И пара гнедых!»

Недавно СМИ сообщили: премьер-министр Польши Беата Шидло попала в автомобильную аварию. Жива, слава Богу, но серьезно пострадала.

Первая реакция: что ж, премьер-министры тоже люди! (Как и президенты, если вспомнить несчастного — по общечеловеческим меркам — Я.Качиньского).

Но вот другой угол зрения на ситуацию. Вспомнил детство, свой хвоенский колхоз «День урожая» (однажды кто-то добавил: «...а год без урожая» - неблагодарные полесские колтуны, что поделаешь). Так вот, помню колхозных ездовых на лошадиных упряжках — тогда одна из самых престижных специальностей на селе. Как они споро управлялись со своей парой гнедых, вороных или вообще разномастных (тогдашние колхозные лошади были мало похожи на тех, что сейчас показывают по ТВ). Много раз наблюдал их мастерское обращение со всеми этими супонями и постромками, цуглями и шлеями, чересседельниками и другими принадлежностями конской сбруи, которых уже и названия не припомню. В результате эти два косматых огромных зверя (а самым косматым, но и самым маленьким был «Монгол») становились послушными, как домашние коты. Только что с могучим ржанием и пеной на губах они ожесточенно кусали друг друга, и вот уже понукаемые длинной пугой ездового они дружно трусят по ухабистой деревенской улице с немалой телегой груза.

Приходилось видеть, как порой вставали лошади на дыбы, выходя на мгновение из повиновения, и тогда телега оказывалась в канаве. Или воз сена (зимой — до двух тонн) опрокидывался набок — целая катастрофа! Но и тогда ездовый, как правило, оказывался на высоте, где-то помогая лошадкам, а где-то организуя их усилия в нужном направлении.

Словом, здесь нужны были и мастерство, и целая наука. Нечего и говорить, что в тот период для многих из сверстников искусство настоящего ездового было предметом зависти и желания овладеть им. (Хотя бы потому, что редкие тогда трактористы со своими смердящими и лязгающими ЧТЗ и с руками вечно по локоть в мазуте, были тогда небожителями и за пределами достижимой мечты).

Но и гордое звание «ездовый» могли доверить далеко не каждому. Ведь ему не только пугой махать доводилось — за целые две лошадиные силы, а по сути — конские жизни, поручалось отвечать. Т.е. вовремя накормить и прибрать, обеспечить другие жизненные надобности живого (и очень умного!) существа. И эти существа отвечали своему опекуну настоящей привязанностью (чуть не написал - любовью), что тоже неоднократно пришлось наблюдать...

К чему все эти ностальгические рассуждения, спросит нас внимательный читатель, который уже успел заскучать. Прочитав первые строки заметок, он, скорее всего, ожидал популярных ныне рассуждений в духе Роберта Бернса: «Но знатная леди\ И Джуди о-Греди\ Во всем остальном равны!»

А связь здесь есть, хотя и внешняя, формальная, но самая прямая. Получая в свое распоряжение автомобиль, наш современник одновременно обретает ответственность за десятки, порой сотни лошадиных сил. Пусть условных, но от этого не менее грозных и разрушительных, чем упомянутые выше конские жизни. И их, повторяю, уже сотни!

Но каков отбор тех, кому вручены полномочия управлять этим «табуном» из сотен лошадей? Да, конечно, есть автошколы, есть курсы вождения, есть водительские права, которые можно отобрать за нарушение... Это - с одной стороны. А с другой — есть благоустроенные дороги, правила дорожного движения, знаки, навигаторы, «Глонасс» и все такое. И что?

В результате за вожжи управления «табуном»... простите, за баранку автомобиля садится фактически каждый желающий. Способный заплатить за курсы вождения... Или просто за «корочки» водителя на «черном рынке»... Или за бутылку водки - «для смелости», которая вообще заменяет всякие права и разрешения.

А взять известные всем, благодаря СМИ, случаи, когда безмозглые отпрыски богатеньких папаш садятся за руль навороченных «гелендвагенов» и отправляются куролесить по улицам и площадям, т. е. среди всех нас. При всех различиях у этих ситуаций есть один общий признак — ДЕНЬГИ! Деньги придуманы людьми, но живут по собственным — не человеческим — правилам и законам, подминая и переконструируя жизнь людей.

Вот и в этом случае деньги стали посредником между «лошадиным сообществом» и человеческим. А фактически — пропуском для перенесения «лошадиных» законов и порядков в мир социальный.

Думаю, и в случае с польским премьером с которого начались эти заметки, причина та же. Конечно, там все сложнее. Не зная подробностей, не могу исключать даже попытки теракта. Тогда это отдельная тема. Но вероятнее всего здесь политика, которая всегда замешана на деньгах. Предвыборная конкуренция, обещания экономного правительства в случае победы, необходимость выполнять обещания... А следствие — урезание бюджета администрации, недостаточность средств для организации эскорта первых лиц... В общем, дурная закономерность, которая рано или поздно должна была закончиться чем-то подобным. (Уверен, катастрофа над Смоленском с Я. Качиньским — из того же ряда).

В целом же картина вырисовывается такая. Общество научилось благодаря науке и технике обуздывать дикий нрав «лошадей», загонять сотни, а скоро тысячи их в одну «упряжку» - под один капот. А вот функцию согласования действий самой упряжки и ездового, от которой прямо зависит жизнь людей, перепоручило/ отдало/ выпустило из рук (нужное подчеркнуть) в пользу универсального регулятора — денег. («Все куплю, сказало злато...»).

Штука в том, что всякая универсальность как продукт унификации — решение вчерашней проблемы. Уже однажды решенной, а чаще утратившей актуальность из-за нарастания более сложных и грозных проблем.

Задача согласования взаимоотношений техники и общества при посредничестве денег равносильна попытке укрыться от опасности за глиняной стеной. Или еще доступнее: стремлению страуса спрятать голову в песок, даже если это песок золотой. Не вижу опасности, значит ее нет!..

Результат один. Его конкретные описания — в первых строках этих заметок, в печальной статистике дорожных происшествий, в конкретных ситуациях человеческих жертв по вине водителей, свидетелями которых были многие из читающих эти заметки.

Каков же выход? Ответ прост: отделить «водителей» от «пассажиров». Т. е. тех, кому можно доверить ответственность за судьбы людей, и тех, кто еще не способен отвечать за самого себя. Но возникает другой вопрос и он будет намного сложнее первого: а как это сделать? Думаю, у каждого читателя найдется свой вариант ответа. Какой же из них верный? Скорее всего тот, который наиболее точно выразит то общее качество, что будет свойственно большинству вариантов. На мой взгляд, который я пытался здесь высказать, таким общим моментом является уверенность, что общество (в лице государства, выражающего его интересы) не должно свои отношения с миром техники отдавать на откуп деньгам. Не базар-торговля, а ВОСПИТАНИЕ! С «младых ногтей» и всю жизнь.

Здесь уместно вспомнить непопулярного ныне «дедушку Ленина»: каждая кухарка должна учиться управлять государством. При этом часто забывают добавить, что непременное условие для этого — она должна научиться управлять у себя на кухне. Т. е. ответственности за себя и за других людей. И это не может быть куплено за деньги.

Не хочу завершать общими рассуждениями. Хотя и предвижу, что, прочитав следующие строки, кто-то усмехнется, а кто-то брезгливо оттопырит губу... Колхозный бригадир, приглядывая за детворой, которая всегда крутилась вокруг лошадей, примечал тех, кто был готов помогать взрослым: сена подбросить, сбрую поправить или просто за уздечку поводить. Потом им доверяли таскать копны лошадью на лугу, или даже гонять их в ночное. Конечно, - верхом, конечно — без седла... Вот из них и выходили потом настоящие ездовые.

Ну, а остальным просто забывали вовремя напомнить, что нельзя становиться у лошади сзади, когда она ест.

Владимир Верин


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Туровский мост

В одну сторону. Фото с сайта onliner.by Вокруг Туровского моста сейчас много «художественного свиста» со стороны чиновников и околочиновничьей прессы. Особое восхищение вызывают заявления о том, что «ситуация под контролем». Она, что, и создавалась под вашим чутким руководством? Позвольте мне рассказать о том, что же происходило под этим контролем. Туровщина — моя малая Родина. На Припяти и ее старицах прошло мое детство. Если у отчего дома залезть на дерево повыше, то в ясную погоду можно увидеть тетиву моста. Правда, сейчас она опасно натянулась. Река, ее многочисленные притоки — Стырь, Случь, Птичь, Ствига, Лань, Горынь и другие всегда были источником жизни для населения края. Вдоль них протянулись линии человеческих судеб. Нынешняя авария Туровского моста наглядно показывает: то, что было главной артерией жизни, превратилось в препятствие, пересекло судьбы людей. Как и почему это произошло? Тот, кто помнит эти места хотя бы еще в 50 — 60-е годы прошлого стол

Пра родную мову.

21 лютага – Дзень роднай мовы. Добрая нагода для кожнага задумацца: якая яна, мая родная мова? Што яна для мяне? І што я для яе? Пытанне складанае. Але раней ці пазней трэба вызначацца. «Раней» -- ужо спазніўся. Застаецца «пазней» -- усё ж лепш, чым ніколі.  Руская альбо беларуская? «Наркомаўка» альбо «трасянка»? Тут, як звычайна, лепш відаць збоку. Калі ж спасылацца на ўласнае адчуванне, дык ні тая, ні іншая. Чаму? Таму, што само пытанне некарэктнае. Яно празмерна палітызаванае і адлюстравана ў чорна-белым спектры. Альбо – альбо, «хто не з намі, той супраць нас», і г. д. Калі мне прапануюць вызначыцца менавіта ў такім дыяпазоне, я без хістанняў адказваю: родная – руская. І ў той жа час мая радзіма – Беларусь. І сам я беларус, нягледзячы на запіс у пашпарце. І што ж атрымліваецца ў выніку? Нейкая бессэнсоўнасць? Не! У выніку – рэчаіснасць, якая заўсёды багацейшая за палітызаваныя схемы. Таму што пытанне аб роднай мове – перш за ўсё маральнае, культурна-этнаграфічнае, гіста

Когда уже вы начнете нас есть?

Время лице(лихо)деев. Когда дипломатия отдыхает. Прежде, чем отвечать на такой вопрос, следует обосновать правомерность вообще его задавать. Согласитесь, трудно представить себе ситуацию, где между ее участниками могут возникнуть отношения, в которых подобный вопрос был бы уместен. В этой связи целесообразно еще раз вспомнить о Карибском кризисе, о котором часто упоминалось минувшей осенью по поводу 60-летия события. В том числе и по той причине, что комментаторы усмотрели в нынешнем конфликте вокруг Украины немало признаков, общих с кризисом отношений между США и СССР вокруг Кубы в 1962 году. В первую очередь , по степени опасности возникновения третьей мировой войны, которую они в себе несут. Как известно, Карибский кризис в его острой фазе продолжался 13 дней, с 18 по 30 октября 1962 года. А его кульминация пришлась на 27 октября, когда лишь считанные часы отделяли человечество от его обрушения в пучину ядерной войны. Ключевым моментом этой ситуации стала встреча советского по