К основному контенту

«Тунеядцы», или Удар в солнечное сплетение.

Речь пойдет о Декрете №3 «О социальных иждивенцах» и о его значении для самочувствия белорусского общества. Хотя люди, причастные к исполнению этого документа и его информационному обеспечению, всячески открещиваются от слова «тунеядцы», он именно о них. Воздействие Декрета на общество, судя по первой реакции, по силе и тяжести вполне сравнимо с ударом в солнечное сплетение. Но за этой констатацией кроются неочевидные, но более интересные вопросы: кто принял на себя этот удар; кто его нанес; каковы его возможные долговременные последствия? При всем разнообразии мнений и оценок в публичном пространстве ответы на эти вопросы пока не прозвучали.
Впервые со словом «тунеядец» довелось познакомиться более полувека назад в начале 60-х годов прошлого столетия. На закате хрущевской «оттепели» советский режим озаботился моральным обликом населения столиц и крупных промышленных центров. В результате определенный контингент их обитателей был организованно отправлен на перевоспитание в трудовые коллективы в сельской глубинке.

Тогда-то в нашем полесском леспромхозе (между прочим, в ту пору крупнейшем в БССР) и появились несколько десятков человек, которых и называли «тунеядцами». Впечатление, которое они произвели, особенно на сельскую детвору, можно было сравнить лишь с полетом человека в космос. Курящие женщины, крашеные волосы, лакированные ногти... Одежда, которая явно выдавала в них « инопланетян». Если раньше с татуировками мы были знакомы лишь по звездам и якорям, с которыми приходили со срочной службы «дембеля», то теперь довелось познакомиться с более живописными сюжетами. Еще непривычнее была их речь с характерными жаргонными словечками, часто непонятными для нас.
Мужчин больше отправляли на работу на делянки, поэтому о них в памяти мало что осталось. А женщины нередко в поселке были заняты на подсобных работах, на уборке, поэтому наши пути пересекались чаще. Еще больше новостей о «тунеядцах» приходило из рабочего общежития, где они обитали. В соседнем корпусе жили наши одноклассники из соседних деревень и дальних лесопунктов. Окончив там базовые семилетки, они продолжали образование в нашей средней школе и много чего рассказывали о своих беспокойных соседях. «Опять была пьянка... Кого-то порезали... Милиция приезжала... Вчера одного в карты проиграли...» После таких сообщений детское воображение рисовало картины невероятные: как это, человека проиграли! И что с ним потом будут делать?

Исчезли эти «добровольно-обязательные» труженики так-же внезапно, как и появились. То ли уже перевоспитались, то ли начальники просто избавились от них, выдав благополучные характеристики. Но можно точно сказать, что ударников пятилетки из них не вышло.
Сегодняшние «тунеядцы» в массе своей совсем другие люди. Прежде всего, они очень разные. Далеко не всегда асоциальные, как их предтечи хрущевских времен, когда казалось, что до коммунизма — рукой подать. Осталось только справиться с этими «переродившимися отщепенцами». Почему же общественное мнение устойчиво закрепило «классово-обидное» название почти за полумиллионом сограждан, которым налоговая служба разослала «письма счастья»?
Поиск ответа продолжим в следующем материале.

Владимир Верин.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Туровский мост

В одну сторону. Фото с сайта onliner.by Вокруг Туровского моста сейчас много «художественного свиста» со стороны чиновников и околочиновничьей прессы. Особое восхищение вызывают заявления о том, что «ситуация под контролем». Она, что, и создавалась под вашим чутким руководством? Позвольте мне рассказать о том, что же происходило под этим контролем. Туровщина — моя малая Родина. На Припяти и ее старицах прошло мое детство. Если у отчего дома залезть на дерево повыше, то в ясную погоду можно увидеть тетиву моста. Правда, сейчас она опасно натянулась. Река, ее многочисленные притоки — Стырь, Случь, Птичь, Ствига, Лань, Горынь и другие всегда были источником жизни для населения края. Вдоль них протянулись линии человеческих судеб. Нынешняя авария Туровского моста наглядно показывает: то, что было главной артерией жизни, превратилось в препятствие, пересекло судьбы людей. Как и почему это произошло? Тот, кто помнит эти места хотя бы еще в 50 — 60-е годы прошлого стол...

НЛО в Могилеве.

(Миф о городском сердце). Зрелище было не для слабонервных. С крыльца педколледжа на площади Орджоникидзе в предрассветном тумане открывалась фантастическая картина. Яркое продолговатое пятно медленно передвигалось с востока на запад со стороны Днепра. Первой мыслью было: «Самолет?». Нет, скорость не та. «Вертолет?». Тоже непохоже — нет характерного стрекота. Неужели НЛО? Сознание сопротивлялось невероятной догадке, но декабрьская предрассветная мгла, размытые очертания «объекта» поддерживали первое впечатление. Лишь несколько мгновений спустя из тумана проступили ажурные конструкции строительного подъемного крана. Рядом другие краны — автомобильные. «Объект» оказался светящимся прожектором, который двигался вместе со стрелой крана. Исчезло очарование неизвестности. Вместо него появилось ощущение спокойствия и уверенности: идет стройка. Могилев продолжает разворачиваться лицом к Днепру. Значит, начатые ранее работы — не кампанейщина, не юбилейная конъюнктура, а последоват...

Грязные игры взрослых.

(Миф о пацифизме). История школьника из Нового Уренгоя Николая Десятниченко, его выступление в германском бундестаге, раскололи общественное мнение на постсоветском пространстве. Отношение к войне, к ее участникам и жертвам вновь выдвинуло в центр внимания полузабытое понятие «пацифизм». Фото с сайта lenta.ru Случайно на глаза попался «Краткий словарь иностранных слов» за 1952 год, 7-е стереотипное издание. В нем пацифизм - «буржуазное политическое течение, пытающееся внушить трудящимся ложную мысль о возможности обеспечить постоянный мир при сохранении капиталистических отношений и отрывающее борьбу за мир от борьбы против порождающей войны реакционной политики империалистов... Прикрываясь пацифизмом, империалисты, как указывает И. В. Сталин, «преследуют лишь одну цель: обмануть массы звонкими фразами о мире для того, чтобы подготовить новую войну... в этой маскировке — главная опасность пацифизма». За минувшие 65 лет много воды утекло. Мир кардинально изменился...