К основному контенту

Федра и правовое сознание. (Несостоявшийся экспромт)

Довелось недавно побывать на одной научной конференции со статусом международной. Да теперь, наверно, других и не бывает. Достаточно пригласить пару доцентов из России или Казахстана (приедут или нет — это другой вопрос) и вот она уже международная. А если еще из соседней Литвы кто-то захочет навестить, то можно смело говорить о европейском уровне.
Так вот о самой конференции. Участия не принимал, т. к. тематика юридическая, да и как-то не очень ее афишировали. Но обещал посетить новый ректор, поэтому самому было интересно посмотреть. Да и факультет, чтобы не ударить лицом в грязь перед новым начальством, мобилизовал по максимуму. А неизбежные щели в кворуме из-за неприбывших (известно, что большинство вузовской публики интересует лишь факт публикации тезисов выступления в сборнике, которая происходит и без личного участия) «законопатили» студентами, которые, кажется не очень понимали, что происходит.
Скажу сразу: обо всей конференции судить, а тем более оценивать ее не могу. Кроме приветственных выступлений ведущего — проректора по науке, самого ректора и представителя управления юстиции облисполкома (кстати, выпускника факультета), удалось выслушать только пару докладов по программе. Далее атмосфера в зале (обычной студенческой аудитории) накалилась в буквальном смысле слова, от духоты стало нечем дышать, не то что воспринимать научные постулаты. Пришлось покинуть уважаемое сообщество.
Поводом же для этих заметок стало событие случайное и совершенно ничтожное. Как водится, доклады сопровождались визуальными картинками на экране. Так вот в титульном кадре с обозначением темы конференции и ее организаторов случилась досадная оплошность. Название «кафедра гражданского и хозяйственного права» оказалось частично закрытым изображением герба (области или вуза — уже точно не помню). Получилось - «...федра». А тема конференции - «Государство и право». И что-то еще о формировании правового сознания. Вот эта «федра» вместе с «государством» и «правовым сознанием» создали любопытную смысловую коллизию. То, что в социальной психологии принято называть информационной диверсией.
Суть в том, что Федра в античной мифологии — фигура весьма одиозная. Дочь Миноса, сестра Ариадны и жена Тесея — легендарного основателя Афинского государства, оказалась причастной к делам весьма неблаговидным: детоубийство, клевета, лжесвидетельство... Наконец, самоубийство. В общем, «шерше ля фам!» - сказал бы Жан Расин, посвятивший ей знаменитую трагедию.
Alexandre Cabanel Phèdre

Эта мало кем замеченная (или осознанная) «...федра» напомнила еще одну ситуацию, случившуюся много лет назад. Тогда, еще в СССР в конторе одного небедного колхоза довелось увидеть транспарант с текстом «Морального кодекса строителя коммунизма». Тяжелое кумачовое полотнище, обрамленное желтой бахромой, с отпечатанным золотом текстом — изложением высоких норм светлого будущего. Но об истинном цвете всего этого великолепия можно было лишь догадываться — настолько все было покрыто пылью и засижено мухами. Несколько этих зеленых насекомых продолжали ползать по поверхности плаката...
Не буду преувеличивать и «задним числом» утверждать, будто уже тогда все понял насчет будущего, которое ждет режим, допускающий подобное отношение к своим идеалам. Но картинка запомнилась. Вместе с тяжелым чувством несуразности происходящего. А сегодня в этом видится знак. И он не был единственным. Но чтобы прочитать их и понять недоставало культуры, политического чутья и чего-то еще, не менее важного.
Но вернемся к конференции. Эта «...федра», составившая явный диссонанс «государству» и «правовому сознанию» в проблематике форума, внезапно породили некий экспромт — воображаемое выступление. Которое казалось весьма уместным в пленарном заседании конференции. Дело в том, что два первых доклада, которые должны были задать тон творческому обмену и дискуссии участников, оказались весьма далеки от главной проблематики. Один — о состоянии прокурорского надзора в Беларуси. Запомнился лишь призыв докладчика обеспечить доступ к закрытому журналу, где публикуется специфическая информация о состоянии правопорядка. Оказывается, есть и такие издания. Другой доклад, добротный сам по себе, касался состояния безопасности труда и юридические моменты затрагивал лишь косвенно.
Между тем для государства, отстаивающего свой суверенитет, весьма актуален исторический срез проблемы правового сознания. Образно говоря, точное определение того места, до которого фундамент и стены «правового дома» уже возведены и откуда следует строить дальше.
Понятно, что речь идет прежде всего о белорусском государстве, его истоках и особенностях. Потому что любой другой подход в итоге будет сведен к абстрактному «правочеловеческому» аспекту, который усердно навязывается Беларуси извне.
Когда возникло современное белорусское государство? Вопрос вовсе не риторический. И даже не дискуссионный. Сама жизнь уже ответила на него вполне определенно. Речь не идет о событиях 25-летней давности, связанных с распадом СССР. Хотя, судя по первому докладу конференции — о прокурорском надзоре — его автор исходит именно из такой позиции.
Но столь же уверенно не стоит относить это событие в средневековье, как это делают историки другого направления, которые считают белорусским государством Великое княжество Литовское. Ни юридические, ни политические, ни даже этнические показатели в данном случае не работают. Более убедительны факторы социально-психологические. Соответственно в отношении государственной состоятельности наиболее обоснованным критерием истинности следует считать самосознание господствующей элиты, пользующейся легитимной поддержкой граждан. В том числе самоидентификацию ее силовых и правовых институтов.
Что дает применение этого критерия? Вспомним о всенародных торжествах начала марта этого года в столице и провинциальных центрах. С парадами и смотрами, награждениями, фейерверками и массовыми шоу. Чему они были посвящены? 100-летию белорусской милиции — важнейшего института государственной власти. Итак, белорусскому государству — 100 лет. О других аргументах в пользу этой точки зрения можно прочитать в тексте "Беларуси— 100 лет".
Фото с сайта news.tut.by

Другой важный момент — проблему формирования правового сознания приходится решать всякому государству: со столетней или тысячелетней историей. Другой вопрос — содержание задач, которые приходится при этом выполнять. То есть определение того уровня законопослушания населения, который оставили в наследство предыдущие этапы социально-политической истории.
Если ретроспективно взглянуть на историю западной цивилизации (именно ее некоторые выдвигают в качестве образца для подражания), то понятно, что фундамент правового сознания закладывается на рубеже средневековья и нового времени. Костры инквизиции, в которых горели еретические книги и сами их авторы, борьба между церковью и светской властью за верховенство — это была борьба за человека, подданного или гражданина. И, соответственно, за пределы власти над ним. Всеобъемлющей, если она исходит свыше - от Неба в лице представляющей его церкви. Или власти светской, мирской, ограниченной взаимным доверием и ответственностью правителя и гражданина, закрепленными в договоре. Эпоха буржуазных революций — тот рубеж, за которым вторая тенденция становится решающей.
Иная картина в рамках восточнославянской цивилизации. Коротко ее можно воспроизвести в форме известной исторической притчи. Что такое конституция? На этот вопрос в феврале 1917-го года один революционный солдат отвечал другому: «Конституция — жена великого князя Константина!». А в целом общество раскололось по поводу того, насколько правомерно свергать «помазанника Божьего»...
С этой точки зрения понятно значение событий 100-летней давности для формирования правового сознания. В частности, исторических актов об отделении церкви от государства и школы от церкви. Итоги 30-летней войны первой половины 17-го века и последующая секуляризация могут быть поставлены вровень с этими событиями века 20-го. Но ведь их разделяют почти три столетия. И нет сомнения, что все это время утверждение законопослушания на востоке Европы происходило в каких-то формах. В каких и каковы его результаты?
Отдельно о Беларуси. На ее территории столкнулись обе традиции в развитии правового сознания — западная и восточная. В частности, в распространении двух ветвей христианства и двух пониманий отношений церкви и государства. А также в особой веротерпимости к представителям других конфессий — протестантизма, ислама, иудаизма и др. У которых свои заслуживающие внимания позиции в отношении к праву и государству. Какие практические задачи в формировании правового сознания ставят эти белорусские реалии перед государством и гражданским обществом?

Эти проблемы казалось уместным заявить в пленарном заседании конференции. Но, вероятно из-за коварства Федры, атмосфера в аудитории накалилась еще до того, как этот экспромт окончательно был сформулирован. Поэтому поверяю свои соображения страницам блога.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Туровский мост

В одну сторону. Фото с сайта onliner.by Вокруг Туровского моста сейчас много «художественного свиста» со стороны чиновников и околочиновничьей прессы. Особое восхищение вызывают заявления о том, что «ситуация под контролем». Она, что, и создавалась под вашим чутким руководством? Позвольте мне рассказать о том, что же происходило под этим контролем. Туровщина — моя малая Родина. На Припяти и ее старицах прошло мое детство. Если у отчего дома залезть на дерево повыше, то в ясную погоду можно увидеть тетиву моста. Правда, сейчас она опасно натянулась. Река, ее многочисленные притоки — Стырь, Случь, Птичь, Ствига, Лань, Горынь и другие всегда были источником жизни для населения края. Вдоль них протянулись линии человеческих судеб. Нынешняя авария Туровского моста наглядно показывает: то, что было главной артерией жизни, превратилось в препятствие, пересекло судьбы людей. Как и почему это произошло? Тот, кто помнит эти места хотя бы еще в 50 — 60-е годы прошлого стол

Пра родную мову.

21 лютага – Дзень роднай мовы. Добрая нагода для кожнага задумацца: якая яна, мая родная мова? Што яна для мяне? І што я для яе? Пытанне складанае. Але раней ці пазней трэба вызначацца. «Раней» -- ужо спазніўся. Застаецца «пазней» -- усё ж лепш, чым ніколі.  Руская альбо беларуская? «Наркомаўка» альбо «трасянка»? Тут, як звычайна, лепш відаць збоку. Калі ж спасылацца на ўласнае адчуванне, дык ні тая, ні іншая. Чаму? Таму, што само пытанне некарэктнае. Яно празмерна палітызаванае і адлюстравана ў чорна-белым спектры. Альбо – альбо, «хто не з намі, той супраць нас», і г. д. Калі мне прапануюць вызначыцца менавіта ў такім дыяпазоне, я без хістанняў адказваю: родная – руская. І ў той жа час мая радзіма – Беларусь. І сам я беларус, нягледзячы на запіс у пашпарце. І што ж атрымліваецца ў выніку? Нейкая бессэнсоўнасць? Не! У выніку – рэчаіснасць, якая заўсёды багацейшая за палітызаваныя схемы. Таму што пытанне аб роднай мове – перш за ўсё маральнае, культурна-этнаграфічнае, гіста

Когда уже вы начнете нас есть?

Время лице(лихо)деев. Когда дипломатия отдыхает. Прежде, чем отвечать на такой вопрос, следует обосновать правомерность вообще его задавать. Согласитесь, трудно представить себе ситуацию, где между ее участниками могут возникнуть отношения, в которых подобный вопрос был бы уместен. В этой связи целесообразно еще раз вспомнить о Карибском кризисе, о котором часто упоминалось минувшей осенью по поводу 60-летия события. В том числе и по той причине, что комментаторы усмотрели в нынешнем конфликте вокруг Украины немало признаков, общих с кризисом отношений между США и СССР вокруг Кубы в 1962 году. В первую очередь , по степени опасности возникновения третьей мировой войны, которую они в себе несут. Как известно, Карибский кризис в его острой фазе продолжался 13 дней, с 18 по 30 октября 1962 года. А его кульминация пришлась на 27 октября, когда лишь считанные часы отделяли человечество от его обрушения в пучину ядерной войны. Ключевым моментом этой ситуации стала встреча советского по