Довелось
недавно побывать на одной научной
конференции со статусом международной.
Да теперь, наверно, других и не бывает.
Достаточно пригласить пару доцентов
из России или Казахстана (приедут или
нет — это другой вопрос) и вот она уже
международная. А если еще из соседней
Литвы кто-то захочет навестить, то можно
смело говорить о европейском уровне.
Так вот о
самой конференции. Участия не принимал,
т. к. тематика юридическая, да и как-то
не очень ее афишировали. Но обещал
посетить новый ректор, поэтому самому
было интересно посмотреть. Да и факультет,
чтобы не ударить лицом в грязь перед
новым начальством, мобилизовал по
максимуму. А неизбежные щели в кворуме
из-за неприбывших (известно, что
большинство вузовской публики интересует
лишь факт публикации тезисов выступления
в сборнике, которая происходит и без
личного участия) «законопатили»
студентами, которые, кажется не очень
понимали, что происходит.
Скажу сразу:
обо всей конференции судить, а тем более
оценивать ее не могу. Кроме приветственных
выступлений ведущего — проректора по
науке, самого ректора и представителя
управления юстиции облисполкома (кстати,
выпускника факультета), удалось выслушать
только пару докладов по программе. Далее
атмосфера в зале (обычной студенческой
аудитории) накалилась в буквальном
смысле слова, от духоты стало нечем
дышать, не то что воспринимать научные
постулаты. Пришлось покинуть уважаемое
сообщество.
Поводом же
для этих заметок стало событие случайное
и совершенно ничтожное. Как водится,
доклады сопровождались визуальными
картинками на экране. Так вот в титульном
кадре с обозначением темы конференции
и ее организаторов случилась досадная
оплошность. Название «кафедра гражданского
и хозяйственного права» оказалось
частично закрытым изображением герба
(области или вуза — уже точно не помню).
Получилось - «...федра». А тема конференции
- «Государство и право». И что-то еще о
формировании правового сознания. Вот
эта «федра» вместе с «государством» и
«правовым сознанием» создали любопытную
смысловую коллизию. То, что в социальной
психологии принято называть информационной
диверсией.
Суть в том,
что Федра в античной мифологии — фигура
весьма одиозная. Дочь Миноса, сестра
Ариадны и жена Тесея — легендарного
основателя Афинского государства,
оказалась причастной к делам весьма
неблаговидным: детоубийство, клевета,
лжесвидетельство... Наконец, самоубийство.
В общем, «шерше ля фам!» - сказал бы Жан
Расин, посвятивший ей знаменитую
трагедию.
![]() |
Alexandre Cabanel Phèdre |
Эта мало кем
замеченная (или осознанная) «...федра»
напомнила еще одну ситуацию, случившуюся
много лет назад. Тогда, еще в СССР в
конторе одного небедного колхоза
довелось увидеть транспарант с текстом
«Морального кодекса строителя коммунизма».
Тяжелое кумачовое полотнище, обрамленное
желтой бахромой, с отпечатанным золотом
текстом — изложением высоких норм
светлого будущего. Но об истинном цвете
всего этого великолепия можно было
лишь догадываться — настолько все было
покрыто пылью и засижено мухами. Несколько
этих зеленых насекомых продолжали
ползать по поверхности плаката...
Не буду
преувеличивать и «задним числом»
утверждать, будто уже тогда все понял
насчет будущего, которое ждет режим,
допускающий подобное отношение к своим
идеалам. Но картинка запомнилась. Вместе
с тяжелым чувством несуразности
происходящего. А сегодня в этом видится
знак. И он не был единственным. Но чтобы
прочитать их и понять недоставало
культуры, политического чутья и чего-то
еще, не менее важного.
Но вернемся
к конференции. Эта «...федра», составившая
явный диссонанс «государству» и
«правовому сознанию» в проблематике
форума, внезапно породили некий экспромт
— воображаемое выступление. Которое
казалось весьма уместным в пленарном
заседании конференции. Дело в том, что
два первых доклада, которые должны были
задать тон творческому обмену и дискуссии
участников, оказались весьма далеки от
главной проблематики. Один — о состоянии
прокурорского надзора в Беларуси.
Запомнился лишь призыв докладчика
обеспечить доступ к закрытому журналу,
где публикуется специфическая информация
о состоянии правопорядка. Оказывается,
есть и такие издания. Другой доклад,
добротный сам по себе, касался состояния
безопасности труда и юридические моменты
затрагивал лишь косвенно.
Между тем
для государства, отстаивающего свой
суверенитет, весьма актуален исторический
срез проблемы правового сознания.
Образно говоря, точное определение того
места, до которого фундамент и стены
«правового дома» уже возведены и откуда
следует строить дальше.
Понятно, что
речь идет прежде всего о белорусском
государстве, его истоках и особенностях.
Потому что любой другой подход в итоге
будет сведен к абстрактному
«правочеловеческому» аспекту, который
усердно навязывается Беларуси извне.
Когда возникло
современное белорусское государство?
Вопрос вовсе не риторический. И даже не
дискуссионный. Сама жизнь уже ответила
на него вполне определенно. Речь не идет
о событиях 25-летней давности, связанных
с распадом СССР. Хотя, судя по первому
докладу конференции — о прокурорском
надзоре — его автор исходит именно из
такой позиции.
Но столь же
уверенно не стоит относить это событие
в средневековье, как это делают историки
другого направления, которые считают
белорусским государством Великое
княжество Литовское. Ни юридические,
ни политические, ни даже этнические
показатели в данном случае не работают.
Более убедительны факторы
социально-психологические. Соответственно
в отношении государственной состоятельности
наиболее обоснованным критерием
истинности следует считать самосознание
господствующей элиты, пользующейся
легитимной поддержкой граждан. В том
числе самоидентификацию ее силовых и
правовых институтов.
Что дает
применение этого критерия? Вспомним о
всенародных торжествах начала марта
этого года в столице и провинциальных
центрах. С парадами и смотрами,
награждениями, фейерверками и массовыми
шоу. Чему они были посвящены? 100-летию
белорусской милиции — важнейшего
института государственной власти. Итак,
белорусскому государству — 100 лет. О
других аргументах в пользу этой точки
зрения можно прочитать в тексте "Беларуси— 100 лет".
![]() |
Фото с сайта news.tut.by |
Другой важный
момент — проблему формирования правового
сознания приходится решать всякому
государству: со столетней или тысячелетней
историей. Другой вопрос — содержание
задач, которые приходится при этом
выполнять. То есть определение того
уровня законопослушания населения,
который оставили в наследство предыдущие
этапы социально-политической истории.
Если
ретроспективно взглянуть на историю
западной цивилизации (именно ее некоторые
выдвигают в качестве образца для
подражания), то понятно, что фундамент
правового сознания закладывается на
рубеже средневековья и нового времени.
Костры инквизиции, в которых горели
еретические книги и сами их авторы,
борьба между церковью и светской властью
за верховенство — это была борьба за
человека, подданного или гражданина.
И, соответственно, за пределы власти
над ним. Всеобъемлющей, если она исходит
свыше - от Неба в лице представляющей
его церкви. Или власти светской, мирской,
ограниченной взаимным доверием и
ответственностью правителя и гражданина,
закрепленными в договоре. Эпоха буржуазных
революций — тот рубеж, за которым вторая
тенденция становится решающей.
Иная картина
в рамках восточнославянской цивилизации.
Коротко ее можно воспроизвести в форме
известной исторической притчи. Что
такое конституция? На этот вопрос в
феврале 1917-го года один революционный
солдат отвечал другому: «Конституция
— жена великого князя Константина!». А
в целом общество раскололось по поводу
того, насколько правомерно свергать
«помазанника Божьего»...
С этой точки
зрения понятно значение событий
100-летней давности для формирования
правового сознания. В частности,
исторических актов об отделении церкви
от государства и школы от церкви. Итоги
30-летней войны первой половины 17-го века
и последующая секуляризация могут быть
поставлены вровень с этими событиями
века 20-го. Но ведь их разделяют почти
три столетия. И нет сомнения, что все
это время утверждение законопослушания
на востоке Европы происходило в каких-то
формах. В каких и каковы его результаты?
Отдельно о
Беларуси. На ее территории столкнулись
обе традиции в развитии правового
сознания — западная и восточная. В
частности, в распространении двух ветвей
христианства и двух пониманий отношений
церкви и государства. А также в особой
веротерпимости к представителям других
конфессий — протестантизма, ислама,
иудаизма и др. У которых свои заслуживающие
внимания позиции в отношении к праву и
государству. Какие практические задачи
в формировании правового сознания
ставят эти белорусские реалии перед
государством и гражданским обществом?
Эти проблемы
казалось уместным заявить в пленарном
заседании конференции. Но, вероятно
из-за коварства Федры, атмосфера в
аудитории накалилась еще до того, как
этот экспромт окончательно был
сформулирован. Поэтому поверяю свои
соображения страницам блога.
Комментарии
Отправить комментарий