К основному контенту

«Ни Бог, ни царь и ни герой...»

(Миф о свободе).
Бесспорно, первое слово человека на земле это - «мама». А вот первое слово при рождении личности — Человека, который по Горькому «звучит гордо», - это «свобода». За многие тысячи лет оно звучало бесчисленное количество раз. И всякий раз оно звучало как впервые, каждый заново открывал его для себя. И, как правило, спешил поделиться этим открытием с другими.
Вот и на днях — 15 ноября в Костроме «открыли уникальный памятник Свободе - «Власть на службе народа», как следует из сообщений СМИ («Аргументы недели», 16.11.2017). Автор идеи — промышленник и изобретатель, депутат областной думы Владимир Михайлов. Воплотил ее скульптор Александр Еремин. Суть замысла — трехглавый дракон, каждая из голов которого символизирует одну из ветвей власти — законодательную, исполнительную, судебную. Дракон запряжен в плуг и пашет землю, работая на благо народа.
Словом, еще одна версия свободы. И одновременно отличная пиар-акция: В. Михайлов заявил о намерении участвовать в качестве кандидата в выборах президента РФ.
Оставим в стороне текущие политические страсти в братской, но соседней стране. Отметим лишь для себя: спустя 100 лет после февраля — октября 1917 года, прошедших под знаменем свободы, история завершила круг. Идея освобождения, эмансипации вновь стала актуальна. Как говорится, «эта песня без конца, начинай сначала!».
Очевидно, чтобы разговор имел предметный (или, как у нас любят говорить, конкр-р-ретный) характер, необходимо сформулировать вопросы в режиме полиграфа («детектор лжи»). То есть такие, на которые могут быть даны однозначные ответы: да — нет. Или близкие к этому, учитывая бесконечную сложность проблемы. Применительно к данной теме эти вопросы таковы: свобода кого? Свобода от кого (чего)? Свобода во имя чего?
На днях в одной студенческой группе (выпускников!) зашла речь о гражданском обществе в нашей стране. Ведь на его институты и структуры мы обычно ссылаемся, когда говорим о демократии и свободе, гарантиях эмансипации в обществе в целом. Оказалось, что практически все студентки (вся группа — женская) состоят в БРСМ. При этом никто не смог назвать имен своих молодежных лидеров, а также каких-то событий, акций, прошедших под знаменами этой организации. Впоследствии выяснилось, что такие мероприятия все же были (благотворительные, спортивные, культурные). Но в сознании участников они ассоциировались прежде всего с администрацией вуза, как дежурная «обязаловка», а не проявление доброй воли, собственного молодежного социального творчества.
Более того выяснилось, что и свои членские взносы они не «вносят» в буквальном смысле слова. Их высчитывает централизованная бухгалтерия из стипендии или присоединяя к другим платежам. То есть нет даже такого — элементарного, физического повода ощутить свою принадлежность к организованной группе. В то же время некоторые из собеседниц вспомнили о своем участии в предвыборных мероприятиях во время последних выборов парламента. В командах отдельных кандидатов они выполняли определенные поручения, в т. ч. за вознаграждение. Подчеркнем, для всех их это было первое непосредственное прикосновение к миру политики. И как избирателей, и как организаторов, увидевших начинку политической «кухни».
А что в «сухом остатке»? Не стану ручаться за всех, но у многих осталось впечатление участия в каких-то не вполне понятных взрослых «играх». И ощущение, что их в очередной раз использовали. Именно этим и характеризуется состояние несвободы — использование, употребление во имя чужих интересов. И главное условие такого применения — согласие с ним ради обеспечения комфорта. Разница лишь в том, касается это комфорта материального или душевного. Иногда эти факторы совпадают и тогда можно считать, что немалое расстояние между человеческой особью и личностью еще предстоит пройти (и не всегда оно осиливается).
Но в том случае, когда несвобода обменивается на материальные блага либо душевное равновесие (ситуация наиболее типичная), она уже воспринимается человеком, в той или иной форме осознается. В современных условиях это происходит в системе прав и свобод человека, которые либо действуют, либо нарушаются, либо вовсе отсутствуют.
Две упомянутые выше ситуации вполне описываются в терминологии теории и практики прав человека. Да, права человека для народа отсутствуют, узурпированы властью, свободы недоступны. Но есть герой, который готов обуздать этого трехглавого змия и заставить пахать во благо народа. В обмен на голоса избирателей...
Другой вариант. Да, нас не спросили, вписав в те или иные списки, группы поддержки и т. п. Но нам же это ничего не стоит. Тем более не мы одни такие...
В обоих случаях сущность прав человека отделяется от человека, предстает как нечто внешнее. Значит, кто-то должен их принести, вручить, разрешить... Иными словами, они выступают как предмет торга между политической элитой и обществом в целом.
А что же третья форма — действующие права человека? Добавим: и свободы. Это и есть состояние свободы. Тот случай, когда обеспечено единство прав и обязанностей гражданина, здесь ключевое слово — единство. Это очень тонкая материя, где существует постоянный риск свалиться в ту или иную сторону — свести суть проблемы либо к правам, либо к обязанностям.
Историческая ретроспектива подтверждает предположение. Советское прошлое — систематическое доминирование обязанностей над правами. Нынче маятник двинулся в другую крайность: два варианта превалирования прав над обязанностями приведены выше.
Возможна ли «золотая середина»? Гармоничное сочетание прав и обязанностей как эквивалент свободы. Которую классики определяли как «осознанную необходимость». Ответ может быть получен лишь на практике. Здесь два момента важно подчеркнуть: 1) субъектом этого осознания является отдельный человек; 2) сама свобода, как и всякая практика, не состояние, а процесс, движение.
Есть один очень наглядный образ, выраженный заимствованным из архитектуры понятием «интерколумний». Древнеримский архитектор Витрувий называл так расстояние между двумя колоннами в колоннаде, которое является постоянным для всех колонн, поддерживающих арки или иные перекрытия. Это расстояние всегда измеряется количеством диаметров колонн. Больше диаметр — больше межколонное пространство.
Если права человека уподобить межколонному расстоянию, а обязанности человека перед обществом — диаметру колонны, то очевидна их тесная взаимозависимость, воплощающая способность этой конструкции выдерживать нагрузку венчающих ее общественных и государственных структур.
Нарушение принципа интерколумния в архитектуре приводит к хорошо известному «эффекту домино». А в обществе? Вся человеческая история состоит из примеров такого рода. Следовательно, свобода человека тем шире, чем выше осознание им своей ответственности перед обществом, его способность участвовать в решении общих проблем. И наоборот. Как говорят в народе: «По одежке протягивай ножки».
Кстати, об «одежке». Есть крылатое выражение: «Свобода приходит нагая». Всегда считал, что в нем скрыта тайна. Не уверен, что смог ее, наконец, разгадать. Но ответить на сформулированные выше вопросы готов попробовать.
Итак, свобода кого? Самый сложный вопрос, так как ответ на него кажется самым очевидным — естественно, моя свобода. Однако в отрыве от среды, окружения, в первую очередь, непосредственного, «ближнего», такая свобода — аналог своеволия и эгоизма.
Но что же в таком случае «моя свобода»? Полагаю, исчерпывающего ответа не существует. Каждый отвечает на него сам и перед собой. Иными словами, облачает свободу в те или иные одежды. Которые, в свою очередь, зависят от ответов на другие вопросы: «Кто я?». «Зачем я?». «С кем я?».
Второй — свобода от чего (кого)? От страха, неуверенности, безразличия («моя хата с краю...», «все пофигу», «до лампочки» и т. д.). А также от тех, кто является носителем этих антиценностей.
И третий — во имя чего? На вид — самый сложный. По сути же — самый простой. А ради самой свободы! Как избавления от несвободы, зависимости. Именно поэтому она «нагая», ни на что не похожа.
В общем получается, что «спасение утопающих — дело рук самих утопающих». Слова Эжена Потье, написанные совсем в другую эпоху для пролетарского гимна «Интернационал», сегодня звучат еще более актуально:
«Никто не даст нам избавленья -
Ни Бог, ни царь и ни герой.
Добьемся мы освобожденья
Своею собственной рукой.»
Закончить эти размышления хочу в том же ретростиле, слегка перефразируя знаменитый призыв: «Жаждущие свободы, соединяйтесь!».


Владимир Верин.   

Комментарии

  1. Прочитала материал, и в мыслях сразу всплыла сказка про Змея-Горыныча, сижу вот и думаю, где это видано, что бы Горыныча запрягли, да еще землю пахать заставили, даже не так, что бы он сам себя обрёк "по доброй воле" землю пахать стал, то бишь народу служить. Большой оригинал этот депутат. Какая же это свобода, если памятник о "Свободе" представлен в виде пленённого сказочного героя.? Вопросы в материале затронуты глубокие и очень важные.Многие задавались вопросом "что же такое свобода?" , можно сказать просто - это отсутствие не воли, вероятнее всего так и было, когда только отменили крепостное право. Но сейчас другие реалии. Так что же это "моя свобода", абсолютно согласна, что каждый одевает её в свои одежды. Для меня это независимость от внешних факторов, возможность развиваться во всех сферах беспрепятственно, от ведения бизнеса до получения образования, и на мой взгляд такой свободой не обладает, пожалуй, ни кто. Вопрос второй "свобода от чего?" - возможно от предрассудков, от чужого мнения.... список можно продолжать бесконечно, ведь у каждого он свой, и формируется из оков какими мы скованы, и от каких хотим освободиться. Ну и наконец, свобода во имя чего? Вопрос достойный дебатов. Да просто во имя возможности жить так, как хочется Вам, а не как диктует общество. Конечно, такой свободы нам не видать, ибо живём мы по суровым жизненным законам и принципы морали и честного слова соблюдаются не всегда, возможно такую абсолютную свободу люди и не готовы принять сейчас. Но я точно уверена, что своей собственной рукою мы сможем добиться своего освобождения, и получить такую свободу, о которой мечтает каждый человек с добрым сердцем и светлым разумом. Главное не ждать, когда Горыныч в упряж встанет и вспашет поля для нас с Вами. Анастасия.

    ОтветитьУдалить
  2. Боюсь представить, где у трехглавого может вылезти 4-ая глава власти "журналистика". Как видимо, как и в жизни, - из самого неожиданного места. К сожалению, верю лишь в то, что понятие "свобода" несет за собой исключительно три значения: теоретическое, философское и "относительное". Относительно тюрьмы, алкогольной зависимости, БРСМ и т.п., лично я - свободна. Но я зависима от общества, от политической власти, от соседей по дому, от работодателей и т. д. Стоит начать с того, чтобы найти общее понятие "свобода" у каждого. Если речь идет о свободе в обществе, то это одна тематика, если речь идет о свободе личности - другая. если о свободе в опред. политической системе - третья. "Свобода" в моей голове пришла к заключению: "живи, по возможности, как хочешь, но не мешай жить другим". Хочешь делать то, что общество не оценит? Делай, но если твои действия запрещены в законодательстве - неси ответственность и срок. Хочешь освободиться от страхов и предубеждений? - добро пожаловать к психологу. Хочешь освободиться от обязанностей по дому? - найди мужчину/женщину (найми домработницу), который любит убираться и готовить. Все относительно в этом мире и все ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЗАВИСИТ ОТ НАС. Кто, как не мы сами, создает нашу жизнь? Вот и свобода - относительна. Другое дело, конечно наши возможности... они не всегда позволяют нам добиться любой формы и вариации желанной "свободы". Не у всех есть возможность быть свободным от военных обязанностей перед государством, от долгов, нелюбимой работы и так далее. Я склоняюсь лишь к тому, что "свобода" - понятие философское и на эту тему можно много рассуждать, и форм свободы также очень много. Поэтому, можно ли когда-нибудь сказать, что человек будет полностью свободным во всех возможных смыслах? Ну, мы не свободны даже в том, что зависимы от кислорода и питания, от сна. Что уж говорить, мы зависим от мира, и каждый, как может, должен стремиться к своей собственной "свободе". Иначе так всю жизнь и проведет в мыслях, что кто-то за него должен был ему свободу на блюдечке подать, а в конце пути просто осознает: "я всегда выполнял лишь чужую волю, потому что собственную то и не имел".

    ОтветитьУдалить
  3. Согласен, тема свободы безгранична и многопланова. Уже только поэтому она даже не проблема, а просто измерение человеческой цивилизации. Но она, кроме того, еще и дискурсивна. Поскольку предметность и смысл обсуждения приобретает только в процессе поиска ответов на вопросы: свобода кого? Где? Когда? В каких условиях? Во имя чего? С какой целью? Здесь, на мой взгляд, важны два принципиальных подхода. Первый: при всем многообразии темы она может быть организована по двум «осям координат». Из них одна предполагает в качестве исходной точки постановку вопроса - «насколько я нужен обществу?». Другая исходит из определения «насколько общество нужно мне?». И тот, и другой ответы имеют общую позитивную составляющую: «что я в связи с этим должен делать?». Второй подход предполагает обязательный учет конкретных обстоятельств возникновения у субъекта потребности в свободе. Это может быть сравнимо со степенью открытости взыскующего свободы индивида миру. Соответственно, пространство чьей- нибудь свободы может выражаться как «мой дом — моя крепость». А в другом случае для него может быть тесен и планетарный, и цивилизационный масштаб.
    Думаю, в сочетании этих двух подходов и возможно конструктивное рассуждение о свободе. Для меня «конструктивность» означает, прежде всего, обязывающий характер: по отношению к себе 18-летнему, к ближним, к «дальним». В целом, элементы такого понимания присутствуют в комментариях. Спасибо.

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Туровский мост

В одну сторону. Фото с сайта onliner.by Вокруг Туровского моста сейчас много «художественного свиста» со стороны чиновников и околочиновничьей прессы. Особое восхищение вызывают заявления о том, что «ситуация под контролем». Она, что, и создавалась под вашим чутким руководством? Позвольте мне рассказать о том, что же происходило под этим контролем. Туровщина — моя малая Родина. На Припяти и ее старицах прошло мое детство. Если у отчего дома залезть на дерево повыше, то в ясную погоду можно увидеть тетиву моста. Правда, сейчас она опасно натянулась. Река, ее многочисленные притоки — Стырь, Случь, Птичь, Ствига, Лань, Горынь и другие всегда были источником жизни для населения края. Вдоль них протянулись линии человеческих судеб. Нынешняя авария Туровского моста наглядно показывает: то, что было главной артерией жизни, превратилось в препятствие, пересекло судьбы людей. Как и почему это произошло? Тот, кто помнит эти места хотя бы еще в 50 — 60-е годы прошлого стол

Пра родную мову.

21 лютага – Дзень роднай мовы. Добрая нагода для кожнага задумацца: якая яна, мая родная мова? Што яна для мяне? І што я для яе? Пытанне складанае. Але раней ці пазней трэба вызначацца. «Раней» -- ужо спазніўся. Застаецца «пазней» -- усё ж лепш, чым ніколі.  Руская альбо беларуская? «Наркомаўка» альбо «трасянка»? Тут, як звычайна, лепш відаць збоку. Калі ж спасылацца на ўласнае адчуванне, дык ні тая, ні іншая. Чаму? Таму, што само пытанне некарэктнае. Яно празмерна палітызаванае і адлюстравана ў чорна-белым спектры. Альбо – альбо, «хто не з намі, той супраць нас», і г. д. Калі мне прапануюць вызначыцца менавіта ў такім дыяпазоне, я без хістанняў адказваю: родная – руская. І ў той жа час мая радзіма – Беларусь. І сам я беларус, нягледзячы на запіс у пашпарце. І што ж атрымліваецца ў выніку? Нейкая бессэнсоўнасць? Не! У выніку – рэчаіснасць, якая заўсёды багацейшая за палітызаваныя схемы. Таму што пытанне аб роднай мове – перш за ўсё маральнае, культурна-этнаграфічнае, гіста

Когда уже вы начнете нас есть?

Время лице(лихо)деев. Когда дипломатия отдыхает. Прежде, чем отвечать на такой вопрос, следует обосновать правомерность вообще его задавать. Согласитесь, трудно представить себе ситуацию, где между ее участниками могут возникнуть отношения, в которых подобный вопрос был бы уместен. В этой связи целесообразно еще раз вспомнить о Карибском кризисе, о котором часто упоминалось минувшей осенью по поводу 60-летия события. В том числе и по той причине, что комментаторы усмотрели в нынешнем конфликте вокруг Украины немало признаков, общих с кризисом отношений между США и СССР вокруг Кубы в 1962 году. В первую очередь , по степени опасности возникновения третьей мировой войны, которую они в себе несут. Как известно, Карибский кризис в его острой фазе продолжался 13 дней, с 18 по 30 октября 1962 года. А его кульминация пришлась на 27 октября, когда лишь считанные часы отделяли человечество от его обрушения в пучину ядерной войны. Ключевым моментом этой ситуации стала встреча советского по