К основному контенту

Блуждающий огонь памяти.


Строительство Кургана Бессмертия в Полоцке
Предлагаю тест на внимательность. Прочитайте следующий текст и попробуйте найти в нем странность: «Величественный десятиметровый Курган Бессмертия летом 1966-го насыпали жители Полоцка... В праздничные дни на его вершине загорается Вечный огонь...».
Ничего особенного не заметили? Поздравляю! Вы — человек молодой и современный. А я, соответственно, старый и отсталый. Почему? Вот мои аргументы.
Во времена моей молодости слова «вечность», «вечный» воспринимались буквально. То есть как то, что существует всегда, постоянно, бесконечно. Особенно тогда, когда это пишется с большой буквы. Следовательно, Вечный огонь, который зажигают лишь по праздникам, - это нонсенс , бессмыслица. Так же, как память, символом которой он является, раздваивается на праздничную и будничную. То есть укороченную, кастрированную. А раздвоение памяти означает раздвоение личности, неотъемлемой частью которой она является. А это уже медицинский диагноз.
Иное — у человека современного. Зажигание Вечного огня для него лишь формальный ритуал, условность. Сегодня — зажгли, завтра — погасили. Как правила игры, которая придумана не нами. Стало быть, не нам их менять. Такая игра в память. Включил — выключил. Очень удобно.
Ну а как же песни, которыми заслушиваются старики? Типа: «...Что-то с памятью моей стало/ Все, что было не со мной, помню». Ну, так это тоже вчерашний день, отжили свое. «Новые песни придумала жизнь/ Не надо, ребята, о песне тужить...». Кстати, не помните, кто сказал и по какому поводу? Между прочим, вопрос не праздный. Это — вторая часть теста, предложенного вначале. Для проверки достоверности результата.
Но вернемся к «правилам игры». Кто и когда их изменил? Ведь когда-то все было пр-другому...

Курганы Славы и Бессмертия, обелиски на братских могилах воинов и партизан, памятные знаки и стелы в местах фашистских концлагерей и массового уничтожения оккупантами мирных жителей... Родная земля покрыта этими безмолвными, но красноречивыми памятниками истории народа. "Cum tacent clamant!"(лат.). Когда молчат, кричат! У подножия многих из них зажжен Вечный огонь.
Хорошо помню время на рубеже 80 — 90-х годов. Тогда страна стремительно теряла признаки прежнего благополучия. Многие из них безвозвратно. В том числе стали гаснуть один за другим очаги Вечного огня у памятных мест. Вначале их выключали на ночь, затем — по будним дням. Некоторые исчезали навсегда.
Нельзя сказать, что эти факты оставались незамеченными в обществе. Подчас реакция была весьма активной, перерастала в бурные дискуссии между приверженцами традиционных ценностей и сторонниками новых, европейских ориентаций. «Блуждающий огонь» - не нами придуманное выражение. Оно в те годы с вариантами («мерцающий», «угасающий» и др.) нередко появлялось на страницах местной прессы, звучало в эфире. Вероятно, слово «память» тогда еще не было столь многозначным, как сегодня. По крайней мере память народа не отождествлялась с объемами информационных ресурсов электронно-цифровых устройств.
Здесь важна позиция власти, как всегда ответственной за все происходящее. Главный ее аргумент — соображения экономические. В частности, газ, который в прежние времена был практически бесплатным, стал «влетать в копеечку». Плюс поддержание в исправности инфраструктуры бесперебойного обеспечения им мест ритуала.
Фото с сайта www.fotex.biz, автор:  Oleg Podgaisky
Принципиален вопрос: на чей счет отнести расходы на нужды памяти? Ведь павшие не заплатят. И в соответствующей графе расходной ведомости не распишутся. Прежде ответственность на себя брало всемогущее идеологическое ведомство. Точнее, она закреплялась за ним, так как других претендентов не было. В новых условиях идейного плюрализма ситуация существенно изменилась. И на первый план вышли соображения меркантильные. Что важнее: жилье, дороги, коммуналка или «вечные огни», памятники, музеи?..
Сказать, что общество приняло такую логику, согласилось с бездуховными доводами тогдашней власти, наверно, нельзя. Оно с ними смирилось. Может быть полагая, что это временно. Но, как известно, нет ничего более постоянного, чем временное...
Стабилизировалось социально-политическое положение страны. Вслед за ним и экономическое. В век нанотехнологий аргументы о стоимости газа, технического обслуживания и т. п. уже не работают. Есть экономичные технические решения, связанные с использованием электричества, оптики, гелиоустройств и др. Однако материальные символы памяти не вернули докризисный статус, значение в жизни общества.
Формальные причины — морально-правового порядка. Оказалось, эти объекты нуждаются в постоянной охране, защите от проявлений вандализма, о чем прежде трудно было и помыслить. Разве что изредка происходили какие-нибудь эксцессы малолетних шалунов.
Нужно честно признать — для целого поколения, вошедшего в самостоятельную жизнь, ореол святости, который окружал памятники революционной, боевой и трудовой славы народа, существенно померк. Чувство уважения к прошлому, к героическим свершения отцов и дедов не прививается на генетическом уровне, а нуждается в системной поддержке. Попытки очередного безоглядного переписывания истории привели к ее десакрализации, развенчиванию в угоду повседневным потребительским интересам. Акты вандализма на кладбищах и в памятных местах, сушки ботинок и поджарки сосисок у Вечного огня и т. п. стали реальностью нашей жизни.
Недавняя дикая выходка у могилы Неизвестного солдата на Красной площади в Москве показывает, что это общая проблема для постсоветского пространства и причины ее носят глубинный, системный характер. Но решать ее каждое из суверенных государств, возникших на этом пространстве, вынуждено по своему. Время не ждет! И есть уже негативный, трагический опыт пренебрежения со стороны государства важности этой задачи. Он совсем рядом — за южной границей нашей страны.
Прежде чем говорить о возможных путях решения задачи, следует назвать ее своим именем. Это возрождение и укрепление исторической памяти народа. В том числе через систему традиционных и новых символов. Насколько злободневна эта работа для нашей страны? Судите сами. Если бы лет 20 — 25 назад фраза, предложенная в качестве теста в начале этих заметок, появилась в прессе, она бы вызвала в обществе бурное возмущение. В конечном счете была бы отнесена на счет некомпетентности провинциального журналиста.
Но этот отрывок взят из главной газеты нашей страны за 5 ноября 2017 года. И что? А ничего! «Писатель пописывает, читатель почитывает...».
Дело, конечно, не в газете и не в конкретном авторе корреспонденции. А в том общественном явлении, которое она отражает. И в появлении нового поколения сограждан, которое это явление воспринимает как должное, как норму. Тех самых современных, «продвинутых», которые все сущее уже получили как наследство, предмет потребления. В том числе «вечность», которую можно закрывать и открывать по мере надобности.
Нетрудно представить последствия, к которым это может привести. И уже приводит. Упомянутая корреспонденция (и многие другие материалы СМИ) была посвящена вскрытию капсулы с посланием, которую молодежь в 1967 году заложила в подножие Кургана Бессмертия и завещала потомкам вскрыть через 50 лет к 100-летию Великого Октября. И вот эта дата наступила. Капсулы вскрыты, послания прочитаны. Причем в присутствии некоторых из тех, кто участвовал в их закладке. Полвека назад кампания по отправке посланий потомкам носила массовый характер, поэтому подобные акции прошли во многих местах — от столицы до далеких райцентров. (Кстати, кампания 1967-го года была общесоюзной, поэтому было бы интересно узнать, вспомнили ли о посланиях к 100-летию Великого Октября в Украине, странах Балтии?) .
Не берусь предугадывать чувства, с которыми заслушивали эти послания участники нынешних акций. В том числе те, кто родился или вошел в сознательную жизнь после распада СССР. Ведь за исключением отдельных фраз, ни в одном СМИ не был опубликован текст этих (уже исторических!) документов.
Но здесь еще интереснее другое. Все-таки традиция есть традиция. Ее нужно поддерживать. И участники акций обратились к будущим поколениям с новыми посланиями. В чем клялись, за что брали ответственность, что завещали своим «наследникам»? Простите нас, что не сберегли, не защитили идеалы Великого Октября. Не повторяйте наших ошибок?.. Или же: не гонитесь за «журавлем в небе», за химерами «светлого будущего». Живите сегодняшним днем...
В условиях отсутствия четко обозначенной национальной идеи инициатива здесь осталась за активистами «на местах». Например, в Гомеле идеологические разногласия преодолели, сократив временной отрезок. Очередную капсулу предстоит вскрыть в 2045 году — к 100-летию Победы в Великой Отечественной войне. Это понятно: своим слабеющим дыханием немногие живые ветераны войны пытаются поддержать общественный консенсус и сохранить огонек памяти. Но, к сожалению, они неизбежно уйдут. Что дальше? Не побоюсь оказаться плохим предсказателем, но, если нынешняя тенденция сохранится, следующий временной рубеж для послания потомкам — 12 апреля 2061 года — 100-летие выхода человека в космос. С соответствующим содержанием.
И это еще не самый худший прогноз. В прессе уже прозвучали предложения: очередным историческим рубежом, который следует праздновать на государственном уровне, сделать 30 октября 2037 года — 100-летие массового расстрела в Минске деятелей белорусской культуры. Который напрямую связывается с последствиями Октябрьской революции.
Таким образом вновь утверждается «черно-белая» логика: или — или. Почему в памяти народа не могут сосуществовать Великий Октябрь и гражданская война «за землю, за волю», Куропаты и Хатынь, освоение космоса и драма Беловежских соглашений? Можно ли выучить уроки истории, если бесконечно «переводить стрелки» времени, подгонять условия задачи под нужный кому-то ответ?
Вопросы можно продолжать. Важно услышать на них объективные ответы. Череда вековых юбилеев судьбоносных исторических событий, которые предстоит пережить обществу, с новой силой ставит задачу создания авторитетного учреждения — общественно-государственного Института памяти народа, идея которого уже неоднократно звучала в публичном дискурсе.

Владимир Верин.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Туровский мост

В одну сторону. Фото с сайта onliner.by Вокруг Туровского моста сейчас много «художественного свиста» со стороны чиновников и околочиновничьей прессы. Особое восхищение вызывают заявления о том, что «ситуация под контролем». Она, что, и создавалась под вашим чутким руководством? Позвольте мне рассказать о том, что же происходило под этим контролем. Туровщина — моя малая Родина. На Припяти и ее старицах прошло мое детство. Если у отчего дома залезть на дерево повыше, то в ясную погоду можно увидеть тетиву моста. Правда, сейчас она опасно натянулась. Река, ее многочисленные притоки — Стырь, Случь, Птичь, Ствига, Лань, Горынь и другие всегда были источником жизни для населения края. Вдоль них протянулись линии человеческих судеб. Нынешняя авария Туровского моста наглядно показывает: то, что было главной артерией жизни, превратилось в препятствие, пересекло судьбы людей. Как и почему это произошло? Тот, кто помнит эти места хотя бы еще в 50 — 60-е годы прошлого стол

Пра родную мову.

21 лютага – Дзень роднай мовы. Добрая нагода для кожнага задумацца: якая яна, мая родная мова? Што яна для мяне? І што я для яе? Пытанне складанае. Але раней ці пазней трэба вызначацца. «Раней» -- ужо спазніўся. Застаецца «пазней» -- усё ж лепш, чым ніколі.  Руская альбо беларуская? «Наркомаўка» альбо «трасянка»? Тут, як звычайна, лепш відаць збоку. Калі ж спасылацца на ўласнае адчуванне, дык ні тая, ні іншая. Чаму? Таму, што само пытанне некарэктнае. Яно празмерна палітызаванае і адлюстравана ў чорна-белым спектры. Альбо – альбо, «хто не з намі, той супраць нас», і г. д. Калі мне прапануюць вызначыцца менавіта ў такім дыяпазоне, я без хістанняў адказваю: родная – руская. І ў той жа час мая радзіма – Беларусь. І сам я беларус, нягледзячы на запіс у пашпарце. І што ж атрымліваецца ў выніку? Нейкая бессэнсоўнасць? Не! У выніку – рэчаіснасць, якая заўсёды багацейшая за палітызаваныя схемы. Таму што пытанне аб роднай мове – перш за ўсё маральнае, культурна-этнаграфічнае, гіста

Когда уже вы начнете нас есть?

Время лице(лихо)деев. Когда дипломатия отдыхает. Прежде, чем отвечать на такой вопрос, следует обосновать правомерность вообще его задавать. Согласитесь, трудно представить себе ситуацию, где между ее участниками могут возникнуть отношения, в которых подобный вопрос был бы уместен. В этой связи целесообразно еще раз вспомнить о Карибском кризисе, о котором часто упоминалось минувшей осенью по поводу 60-летия события. В том числе и по той причине, что комментаторы усмотрели в нынешнем конфликте вокруг Украины немало признаков, общих с кризисом отношений между США и СССР вокруг Кубы в 1962 году. В первую очередь , по степени опасности возникновения третьей мировой войны, которую они в себе несут. Как известно, Карибский кризис в его острой фазе продолжался 13 дней, с 18 по 30 октября 1962 года. А его кульминация пришлась на 27 октября, когда лишь считанные часы отделяли человечество от его обрушения в пучину ядерной войны. Ключевым моментом этой ситуации стала встреча советского по