![]() |
Строительство Кургана Бессмертия в Полоцке |
Предлагаю
тест на внимательность. Прочитайте
следующий текст и попробуйте найти в
нем странность: «Величественный
десятиметровый Курган Бессмертия летом
1966-го насыпали жители Полоцка... В
праздничные дни на его вершине загорается
Вечный огонь...».
Ничего
особенного не заметили? Поздравляю! Вы
— человек молодой и современный. А я,
соответственно, старый и отсталый.
Почему? Вот мои аргументы.
Во времена
моей молодости слова «вечность», «вечный»
воспринимались буквально. То есть как
то, что существует всегда, постоянно,
бесконечно. Особенно тогда, когда это
пишется с большой буквы. Следовательно,
Вечный огонь, который зажигают лишь по
праздникам, - это нонсенс , бессмыслица.
Так же, как память, символом которой он
является, раздваивается на праздничную
и будничную. То есть укороченную,
кастрированную. А раздвоение памяти
означает раздвоение личности, неотъемлемой
частью которой она является. А это уже
медицинский диагноз.
Иное — у
человека современного. Зажигание Вечного
огня для него лишь формальный ритуал,
условность. Сегодня — зажгли, завтра —
погасили. Как правила игры, которая
придумана не нами. Стало быть, не нам их
менять. Такая игра в память. Включил —
выключил. Очень удобно.
Ну а как же
песни, которыми заслушиваются старики?
Типа: «...Что-то с памятью моей стало/
Все, что было не со мной, помню». Ну, так
это тоже вчерашний день, отжили свое.
«Новые песни придумала жизнь/ Не надо,
ребята, о песне тужить...». Кстати, не
помните, кто сказал и по какому поводу?
Между прочим, вопрос не праздный. Это —
вторая часть теста, предложенного
вначале. Для проверки достоверности
результата.
Но вернемся
к «правилам игры». Кто и когда их изменил?
Ведь когда-то все было пр-другому...
Курганы
Славы и Бессмертия, обелиски на братских
могилах воинов и партизан, памятные
знаки и стелы в местах фашистских
концлагерей и массового уничтожения
оккупантами мирных жителей... Родная
земля покрыта этими безмолвными, но
красноречивыми памятниками истории
народа. "Cum tacent clamant!"(лат.).
Когда молчат, кричат! У
подножия многих из них зажжен Вечный
огонь.
Хорошо помню
время на рубеже 80 — 90-х годов. Тогда
страна стремительно теряла признаки
прежнего благополучия. Многие из них
безвозвратно. В том числе стали гаснуть
один за другим очаги Вечного огня у
памятных мест. Вначале их выключали на
ночь, затем — по будним дням. Некоторые
исчезали навсегда.
Нельзя
сказать, что эти факты
оставались незамеченными в обществе.
Подчас реакция была весьма активной,
перерастала в бурные дискуссии между
приверженцами традиционных ценностей
и сторонниками новых, европейских
ориентаций. «Блуждающий огонь» - не нами
придуманное выражение. Оно в те годы с
вариантами («мерцающий», «угасающий»
и др.) нередко появлялось на страницах
местной прессы, звучало в эфире. Вероятно,
слово «память» тогда еще не было столь
многозначным, как сегодня. По крайней
мере память народа не отождествлялась
с объемами информационных ресурсов
электронно-цифровых устройств.
Здесь
важна позиция власти, как всегда
ответственной за все происходящее.
Главный ее аргумент — соображения
экономические. В частности, газ, который
в прежние времена был практически
бесплатным, стал «влетать в копеечку».
Плюс поддержание в
исправности инфраструктуры бесперебойного
обеспечения им мест ритуала.
![]() |
Фото с сайта www.fotex.biz, автор: Oleg Podgaisky |
Принципиален
вопрос: на чей счет отнести расходы на
нужды памяти? Ведь павшие не заплатят.
И в соответствующей графе расходной
ведомости не распишутся.
Прежде ответственность
на себя брало всемогущее идеологическое
ведомство. Точнее, она закреплялась за
ним, так как других претендентов не
было. В новых условиях идейного плюрализма
ситуация существенно изменилась. И на
первый план вышли соображения
меркантильные. Что важнее: жилье, дороги,
коммуналка или «вечные огни», памятники,
музеи?..
Сказать,
что общество приняло такую логику,
согласилось с бездуховными доводами
тогдашней власти, наверно, нельзя. Оно
с ними смирилось. Может быть полагая,
что это временно. Но, как известно, нет
ничего более постоянного, чем временное...
Стабилизировалось
социально-политическое положение
страны. Вслед за ним и экономическое. В
век нанотехнологий аргументы о стоимости
газа, технического обслуживания и т. п.
уже не работают. Есть
экономичные технические решения,
связанные с использованием электричества,
оптики, гелиоустройств и др. Однако
материальные символы памяти не вернули
докризисный статус, значение в жизни
общества.
Формальные
причины — морально-правового порядка.
Оказалось, эти объекты нуждаются в
постоянной охране, защите от проявлений
вандализма, о чем прежде трудно было и
помыслить. Разве что изредка происходили
какие-нибудь эксцессы малолетних
шалунов.
Нужно
честно признать — для целого поколения,
вошедшего в самостоятельную жизнь,
ореол святости, который окружал памятники
революционной, боевой и трудовой славы
народа, существенно
померк. Чувство уважения к прошлому, к
героическим свершения отцов и дедов не
прививается на генетическом уровне, а
нуждается в системной поддержке. Попытки
очередного безоглядного переписывания
истории привели к ее десакрализации,
развенчиванию в угоду повседневным
потребительским интересам. Акты
вандализма на кладбищах и в памятных
местах, сушки ботинок и поджарки сосисок
у Вечного огня и т. п. стали реальностью
нашей жизни.
Недавняя
дикая выходка у могилы Неизвестного
солдата на Красной площади в Москве
показывает, что это общая
проблема для постсоветского пространства
и причины ее носят глубинный, системный
характер. Но решать ее каждое из суверенных
государств, возникших на этом пространстве,
вынуждено по своему. Время не ждет! И
есть уже негативный, трагический опыт
пренебрежения со стороны государства
важности этой задачи. Он совсем рядом
— за южной границей нашей страны.
Прежде
чем говорить о возможных путях решения
задачи, следует назвать ее своим именем.
Это возрождение и укрепление исторической
памяти народа. В том числе через систему
традиционных и новых символов. Насколько
злободневна эта работа для нашей страны?
Судите сами. Если бы лет 20 — 25 назад
фраза, предложенная в качестве теста в
начале этих заметок, появилась в прессе,
она бы вызвала в обществе
бурное возмущение. В конечном счете
была бы отнесена на счет некомпетентности
провинциального журналиста.
Но этот
отрывок взят из главной газеты нашей
страны за 5 ноября 2017 года. И что? А ничего!
«Писатель пописывает, читатель
почитывает...».
Дело,
конечно, не в газете и не в конкретном
авторе корреспонденции. А в том
общественном явлении, которое она
отражает. И в появлении нового поколения
сограждан, которое это явление воспринимает
как должное, как норму. Тех самых
современных, «продвинутых», которые
все сущее уже получили
как наследство, предмет потребления. В
том числе «вечность», которую можно
закрывать и открывать по мере надобности.
Нетрудно
представить последствия, к которым это
может привести. И уже приводит. Упомянутая
корреспонденция (и многие другие
материалы СМИ) была посвящена вскрытию
капсулы с посланием, которую молодежь
в 1967 году заложила в подножие Кургана
Бессмертия и завещала потомкам вскрыть
через 50 лет к 100-летию Великого Октября.
И вот эта дата наступила. Капсулы вскрыты,
послания прочитаны. Причем
в присутствии некоторых из тех, кто
участвовал в их закладке. Полвека назад
кампания по отправке посланий потомкам
носила массовый характер, поэтому
подобные акции прошли во многих местах
— от столицы до далеких райцентров.
(Кстати, кампания 1967-го года была
общесоюзной, поэтому было бы интересно
узнать, вспомнили ли о посланиях к
100-летию Великого Октября в Украине,
странах Балтии?) .
Не
берусь предугадывать чувства, с которыми
заслушивали эти послания участники
нынешних акций. В том числе те, кто
родился или вошел в сознательную жизнь
после распада СССР. Ведь за исключением
отдельных фраз, ни в одном
СМИ не был опубликован текст этих (уже
исторических!) документов.
Но
здесь еще интереснее другое. Все-таки
традиция есть традиция. Ее нужно
поддерживать. И участники акций обратились
к будущим поколениям с новыми посланиями.
В чем клялись, за что брали ответственность,
что завещали своим «наследникам»?
Простите нас, что не сберегли, не защитили
идеалы Великого Октября. Не
повторяйте наших ошибок?.. Или же: не
гонитесь за «журавлем в небе», за химерами
«светлого будущего». Живите сегодняшним
днем...
В
условиях отсутствия четко обозначенной
национальной идеи инициатива здесь
осталась за активистами «на местах».
Например, в Гомеле идеологические
разногласия преодолели, сократив
временной отрезок.
Очередную капсулу предстоит вскрыть
в 2045 году — к 100-летию Победы в Великой
Отечественной войне. Это понятно: своим
слабеющим дыханием немногие живые
ветераны войны пытаются поддержать
общественный консенсус и
сохранить огонек памяти. Но, к сожалению,
они неизбежно уйдут. Что дальше? Не
побоюсь оказаться плохим предсказателем,
но, если нынешняя тенденция сохранится,
следующий временной рубеж
для послания потомкам — 12 апреля 2061
года — 100-летие выхода человека в космос.
С соответствующим содержанием.
И
это еще не самый худший прогноз. В прессе
уже прозвучали предложения: очередным
историческим рубежом, который следует
праздновать на государственном уровне,
сделать 30 октября 2037 года — 100-летие
массового расстрела в Минске деятелей
белорусской культуры. Который
напрямую связывается с последствиями
Октябрьской революции.
Таким образом
вновь утверждается «черно-белая» логика:
или — или. Почему в памяти народа не
могут сосуществовать Великий Октябрь
и гражданская война «за землю, за волю»,
Куропаты и Хатынь, освоение космоса и
драма Беловежских соглашений? Можно ли
выучить уроки истории, если бесконечно
«переводить стрелки» времени, подгонять
условия задачи под нужный кому-то ответ?
Вопросы
можно продолжать. Важно услышать на них
объективные ответы. Череда
вековых юбилеев судьбоносных исторических
событий, которые предстоит пережить
обществу, с новой силой ставит задачу
создания авторитетного учреждения —
общественно-государственного Института
памяти народа, идея которого уже
неоднократно звучала в публичном
дискурсе.
Владимир
Верин.
Комментарии
Отправить комментарий