За лето-осень тем и поводов для обсуждения
накопилось немало. Но октябрь среди них
- №1. Во-первых, потому, что это понятие
не календарное, а социально-политическое.
Во-вторых, для многих он по-прежнему
Великий Октябрь. В третьих, для большинства
соотечественников, как бы кто к этому
ни относился, он стоит рядом с днем
рождения.
О
последнем — подробнее. Всякий помнит
и чтит день своего физического появления
на свет. Хотя, порой, об этом забывают
его ближние. Но есть событие, от которого
решающим образом зависит судьба каждого,
его общественное положение и человеческое
достоинство. И это — Октябрь. Уже поэтому
он Великий.
Странное
дело. Данное утверждение легче понять
«негру преклонных годов», который выучил
русский «только за то, что им разговаривал
Ленин». Потом дал это имя сыну, а дочь
назвал Революцией. Для его потомков
день рождения биологического и социального
— фактически одно и то же.
Сложнее
эту связь осознать тому, для кого русский
был всегда, а Октябрь возник внезапно,
выскочил словно чертик из табакерки —
школьного учебника. Сегодня таких немало
и, надо признать, число их растет. Хотя,
как известно, черти сами по себе не
являются. Это право нужно «заслужить»,
назвав его имя. Или просто подумав о
нем. А уж коль явится, то непременно
вмешается в судьбы людей. Даже если
усиленно зажмуривать на это глаза и
прятать голову в песок.
Иногда
это приобретало забавные формы. В годы
армейской молодости среди моих командиров
были люди, помнившие офицеров еще
довоенной формации. Как притчу передавали
фразу, которой один из известных
начальников обычно начинал свои публичные
речи, независимо от темы: «Кем я был до
революции? Дурак-дураком! А теперь я —
генерал! Так что я хочу сказать? При
Советской власти каждый...» Дальше
рассказчики упражнялись в злословии в
меру своей лояльности политическому
режиму начала 70-х годов.
Всеобщим
днем рождения Октябрь 1917-го является и
по другой причине. Рождению, как известно,
предшествует внутриутробное развитие.
А также любовь, близость, желание ее
закрепить...
Разумеется,
социальное «рождение» не сводится, как
биологическое, к 9-ти месяцам после
зачатия или даже нескольким годам
близости. Здесь все сложнее и эта
сложность по наследству перешла в день
сегодняшний, определяя глубину идейных
разногласий о значении событий 100-летней
давности.
Что
наиболее существенно повлияло на
неизбежность событий 100-летней давности,
определив судьбоносность Великого
Октября? Июльский контрреволюционный
переворот или еще свержение самодержавия
в феврале? А может быть Распутин или
август 1914-го — вступление России в
«войну, которой никто не хотел»...
Но
еще раньше был 1905-й год и рожденные в
его пламени в Ивано-Вознесенске комитеты
уполномоченных по распределению дров,
ставшие прообразом будущих Советов. А
также Государственная дума — первый
российский парламент.
А
еще стоит вспомнить об освобождении\ограблении
крестьянства в 1861-64 годах под вывекой
«крестьянской реформы», заложившее
экономическую основу будущих катаклизмов.
В новом взгляде нуждается и оценка
движения декабристов, которому кстати
исполняется уже 200 лет. (Если не сводить
его к акту на Сенатской площади или к
повешению 5-х вождей). Ведь о необходимости
ограничения самодержавия(авторитарного
правления) и устройства демократии мы
сегодня дискутируем так же горячо, как
социалисты в 1917 году и дворянские
революционеры в 1817-м. В том числе в начале
21-го века не исключаем реставрации
монархии, исчерпанность которой казалась
очевидной еще 100 лет назад.
Этот
смысловой ряд можно и продолжить. Но
главное — в другом. Что общего между
столь разнесенными во времени событиями
и явлениями? Это — их вариативность.
Иначе говоря, отсутствие роковой
неизбежности, предопределенности их
фактического результата. Как успешного
с точки зрения общественного прогресса,
так и провального. Этот результат, как
показывает даже поверхностное знакомство
с фактами, не в меньшей мере зависит от
случайного стечения обстоятельств, а
также от субъективных желаний и намерений
людей, чем от объективных предпосылок
и условий.
Таким
образом, будущее проективно. Это второй
тезис. (Первый, напомним, Октябрь —
всеобщий день рождения). Как проективна,
например, американская программа
«Аполлон» по высадке человека на Луну.
Успешно осуществлена, затрачены
колоссальные ресурсы, удовлетворены
амбиции тогдашнего режима и … на 40 лет
утратила свою актуальность.
Что
это было? Ответа на вопрос нет с позиций
предопределенности будущего. Втом числе
если эту предопределенность сводить к
рационализму, прагматизму. Сотни
миллиардов долларов, потраченных на ее
реализацию, конечно могли найти более
полезное применение с учетом реалий
70-х годов даже в самих США. Здесь уместно
сравнение с блоковской старушкой и ее
прагматичным отношением к красным
революционным знаменам: «А сколько
портянок бы вышло для наших ребят\ Ведь
каждый разут, раздет...».
Что из этого следует? Как минимум
несколько выводов. Первый — у всякой
проблемной ситуации существует несколько
вариантов решения. И больше шансов
воплотиться в жизни, осуществиться
имеет тот из них, который получил наиболее
детально разработанный проект реализации.
В том числе источники материального
обеспечения (Парвус - ?), формирование
общественного мнения (Маркс: »Идеи
становятся материальной силой, когда
они овладевают массами»), кадровый,
лидерский потенциал (Плеханов: «Ленин
— моя ошибка») и многое другое. Подчеркну:
не самый простой, очевидный, понятный,
логичный вариант, который поэтому должен
осуществиться сам собой, а тот, проект
которого лучше подготовлен.
Как
ни странно покажется, но и последующая
100-летняя история большевизма от триумфа
до краха лишь подтверждает этот вывод.
Однажды «ухватив бога за бороду», нельзя
ни на мгновение забывать, что он — Бог!
Вывод
второй: чем более убедителен и проработан
проект будущего, тем более неотвратимо
он становится настоящим и почти немедленно
(в интервале 1 — 2 поколений) прошлым.
Поколение 1917 года оказалось излишним
уже в 1937-м. И драму 1941-го, и триумф 1945 года
с этой точки зрения можно трактовать
как реализацию успешных проектов.
Понятно, что речь вовсе не о плане
«Барбаросса» или «10-ти сталинских
ударах».
Вывод
третий: в социально-политической практике
хронотопическая природа проектов
будущего предполагает их этапность и
локализацию. Неочевидные на 1-й стадии
реализации проекта эти свойства
приобретают решающее значение на
последующих стадиях . Практическим
результатом становится симбиоз различных
проектных решений. В том числе с переходом
доминирующей роли к антагонистическим
концепциям-проектам. Теория и практика
конвергенции, например, лишь отражает
указанную специфику проективности
будущего. Как следствие в промежуточном
итоге интернационализм сменяется
национализмом, обобществление —
приватизацией, глобализация — сепаратизмом
и др.
И
последний — 3-й тезис по поводу 100-летия
Великого Октября. Он более других
нуждается в дальнейшем формулировании
и проговаривании. Но общий смысл его
ясен, а актуальность несомненна.
Во-первых, он логично вытекает из первых
двух. Во-вторых, обладает наибольшей
практической нацеленностью и идеологической
содержательностью.
Речь
идет о заявлениях, которые словно мантра
непрерывно звучат на различных уровнях
государственной\ политической\
идеологической иерархии. Типа: «Наша
страна (общество) исчерпала лимит на
революции». Опустим общефилософский
аспект, охватывающий научно-технические,
информационные и иные преобразования
революционного характера, составляющий
фундаментальный закон диалектики. Но
даже в социально-политическом отношении
за этим прежде всего просматривается
стремление господствующих элит удержаться
у власти. Невольно вспоминаются
бессмертные строки К.Крапiвы: «Каб сонца
засланiць/ Вушэй аслiных мала...».
Вариативность
будущего, а следовательно и его
проективность, растут по экспоненте
вместе с освоением человеком все новых
условий и возможностей развития,
появлением новых потребностей, развитием
коммуникации. Иными словами, необходимость
постоянного поиска ответов на вызовы
времени превращается в главное условие
динамичного и стабильного развития
обществ и цивилизаций. То есть в
предпосылку, ресурс, который на практике
никогда не удается полностью использовать,
исчерпать. Вспомним о «праве на ошибку»,
«лимите ошибок», «потере лица» и т.д. Но
всякая задержка в его использовании
(война, техногенная катастрофа,
экологический кризис, отсутствие
взаимопонимания и сотрудничества
цивилизаций и др.) способны перерасти
в революционный катаклизм с далеко
идущими последствиями. Эту опасную
перспективу невозможно исключить. В
том числе словесными заклинаниями. Как
в известном анекдоте об армянском радио.
(«Вопрос: Будет ли в Армении коммунизм?
Ответ: Нет, не будет. В программе КПСС
сказано: «Коммунизм не за горами!» А
Армения — за горами!). Даже горы и моря,
острова и полуострова становятся все
более условными понятиями. Тем более
нормы морали и права, межгосударственные
соглашения и границы.
Значит,
исключить угрозу нельзя. И это, в целом,
благая весть. Потому, что допустив на
мгновение такую возможность, неизбежно
задаешься следующим вопросом: а что же
дальше? И не находишь ответа.
Таким
образом, самый оптимистичный ответ —
угрозу можно снижать. В том числе реализуя
проективную природу современного
общества. Прежде всего путем развития
общественного диалога. Как минимум
формировать для этого соответствующий
язык — дискурс взаимопонимания и
ответственности.
«По
мере продвижения к социализму классовая
борьба обостряется!..».
«Общество
исчерпало лимит...» (да неважно чего!).
При
всем различии времени, авторства, цели
эти утверждения — одного поля ягоды.
Поля категоричности, безальтернативности,
невариантности. История делает круг?..
Великий
Октябрь преподал важные уроки и дал
задания на дом. 100 лет — достаточный
срок, чтобы их выучить.
Комментарии
Отправить комментарий