К основному контенту

Октябрьские тезисы


За лето-осень тем и поводов для обсуждения накопилось немало. Но октябрь среди них - №1. Во-первых, потому, что это понятие не календарное, а социально-политическое. Во-вторых, для многих он по-прежнему Великий Октябрь. В третьих, для большинства соотечественников, как бы кто к этому ни относился, он стоит рядом с днем рождения.
О последнем — подробнее. Всякий помнит и чтит день своего физического появления на свет. Хотя, порой, об этом забывают его ближние. Но есть событие, от которого решающим образом зависит судьба каждого, его общественное положение и человеческое достоинство. И это — Октябрь. Уже поэтому он Великий.
Странное дело. Данное утверждение легче понять «негру преклонных годов», который выучил русский «только за то, что им разговаривал Ленин». Потом дал это имя сыну, а дочь назвал Революцией. Для его потомков день рождения биологического и социального — фактически одно и то же.
Сложнее эту связь осознать тому, для кого русский был всегда, а Октябрь возник внезапно, выскочил словно чертик из табакерки — школьного учебника. Сегодня таких немало и, надо признать, число их растет. Хотя, как известно, черти сами по себе не являются. Это право нужно «заслужить», назвав его имя. Или просто подумав о нем. А уж коль явится, то непременно вмешается в судьбы людей. Даже если усиленно зажмуривать на это глаза и прятать голову в песок.
Иногда это приобретало забавные формы. В годы армейской молодости среди моих командиров были люди, помнившие офицеров еще довоенной формации. Как притчу передавали фразу, которой один из известных начальников обычно начинал свои публичные речи, независимо от темы: «Кем я был до революции? Дурак-дураком! А теперь я — генерал! Так что я хочу сказать? При Советской власти каждый...» Дальше рассказчики упражнялись в злословии в меру своей лояльности политическому режиму начала 70-х годов.
Всеобщим днем рождения Октябрь 1917-го является и по другой причине. Рождению, как известно, предшествует внутриутробное развитие. А также любовь, близость, желание ее закрепить...
Разумеется, социальное «рождение» не сводится, как биологическое, к 9-ти месяцам после зачатия или даже нескольким годам близости. Здесь все сложнее и эта сложность по наследству перешла в день сегодняшний, определяя глубину идейных разногласий о значении событий 100-летней давности.
Что наиболее существенно повлияло на неизбежность событий 100-летней давности, определив судьбоносность Великого Октября? Июльский контрреволюционный переворот или еще свержение самодержавия в феврале? А может быть Распутин или август 1914-го — вступление России в «войну, которой никто не хотел»...
Но еще раньше был 1905-й год и рожденные в его пламени в Ивано-Вознесенске комитеты уполномоченных по распределению дров, ставшие прообразом будущих Советов. А также Государственная дума — первый российский парламент.
А еще стоит вспомнить об освобождении\ограблении крестьянства в 1861-64 годах под вывекой «крестьянской реформы», заложившее экономическую основу будущих катаклизмов. В новом взгляде нуждается и оценка движения декабристов, которому кстати исполняется уже 200 лет. (Если не сводить его к акту на Сенатской площади или к повешению 5-х вождей). Ведь о необходимости ограничения самодержавия(авторитарного правления) и устройства демократии мы сегодня дискутируем так же горячо, как социалисты в 1917 году и дворянские революционеры в 1817-м. В том числе в начале 21-го века не исключаем реставрации монархии, исчерпанность которой казалась очевидной еще 100 лет назад.
Этот смысловой ряд можно и продолжить. Но главное — в другом. Что общего между столь разнесенными во времени событиями и явлениями? Это — их вариативность. Иначе говоря, отсутствие роковой неизбежности, предопределенности их фактического результата. Как успешного с точки зрения общественного прогресса, так и провального. Этот результат, как показывает даже поверхностное знакомство с фактами, не в меньшей мере зависит от случайного стечения обстоятельств, а также от субъективных желаний и намерений людей, чем от объективных предпосылок и условий.
Таким образом, будущее проективно. Это второй тезис. (Первый, напомним, Октябрь — всеобщий день рождения). Как проективна, например, американская программа «Аполлон» по высадке человека на Луну. Успешно осуществлена, затрачены колоссальные ресурсы, удовлетворены амбиции тогдашнего режима и … на 40 лет утратила свою актуальность.
Что это было? Ответа на вопрос нет с позиций предопределенности будущего. Втом числе если эту предопределенность сводить к рационализму, прагматизму. Сотни миллиардов долларов, потраченных на ее реализацию, конечно могли найти более полезное применение с учетом реалий 70-х годов даже в самих США. Здесь уместно сравнение с блоковской старушкой и ее прагматичным отношением к красным революционным знаменам: «А сколько портянок бы вышло для наших ребят\ Ведь каждый разут, раздет...».
Что из этого следует? Как минимум несколько выводов. Первый — у всякой проблемной ситуации существует несколько вариантов решения. И больше шансов воплотиться в жизни, осуществиться имеет тот из них, который получил наиболее детально разработанный проект реализации. В том числе источники материального обеспечения (Парвус - ?), формирование общественного мнения (Маркс: »Идеи становятся материальной силой, когда они овладевают массами»), кадровый, лидерский потенциал (Плеханов: «Ленин — моя ошибка») и многое другое. Подчеркну: не самый простой, очевидный, понятный, логичный вариант, который поэтому должен осуществиться сам собой, а тот, проект которого лучше подготовлен.

Как ни странно покажется, но и последующая 100-летняя история большевизма от триумфа до краха лишь подтверждает этот вывод. Однажды «ухватив бога за бороду», нельзя ни на мгновение забывать, что он — Бог!
Вывод второй: чем более убедителен и проработан проект будущего, тем более неотвратимо он становится настоящим и почти немедленно (в интервале 1 — 2 поколений) прошлым. Поколение 1917 года оказалось излишним уже в 1937-м. И драму 1941-го, и триумф 1945 года с этой точки зрения можно трактовать как реализацию успешных проектов. Понятно, что речь вовсе не о плане «Барбаросса» или «10-ти сталинских ударах».
Вывод третий: в социально-политической практике хронотопическая природа проектов будущего предполагает их этапность и локализацию. Неочевидные на 1-й стадии реализации проекта эти свойства приобретают решающее значение на последующих стадиях . Практическим результатом становится симбиоз различных проектных решений. В том числе с переходом доминирующей роли к антагонистическим концепциям-проектам. Теория и практика конвергенции, например, лишь отражает указанную специфику проективности будущего. Как следствие в промежуточном итоге интернационализм сменяется национализмом, обобществление — приватизацией, глобализация — сепаратизмом и др.
И последний — 3-й тезис по поводу 100-летия Великого Октября. Он более других нуждается в дальнейшем формулировании и проговаривании. Но общий смысл его ясен, а актуальность несомненна. Во-первых, он логично вытекает из первых двух. Во-вторых, обладает наибольшей практической нацеленностью и идеологической содержательностью.
Речь идет о заявлениях, которые словно мантра непрерывно звучат на различных уровнях государственной\ политической\ идеологической иерархии. Типа: «Наша страна (общество) исчерпала лимит на революции». Опустим общефилософский аспект, охватывающий научно-технические, информационные и иные преобразования революционного характера, составляющий фундаментальный закон диалектики. Но даже в социально-политическом отношении за этим прежде всего просматривается стремление господствующих элит удержаться у власти. Невольно вспоминаются бессмертные строки К.Крапiвы: «Каб сонца засланiць/ Вушэй аслiных мала...».
Вариативность будущего, а следовательно и его проективность, растут по экспоненте вместе с освоением человеком все новых условий и возможностей развития, появлением новых потребностей, развитием коммуникации. Иными словами, необходимость постоянного поиска ответов на вызовы времени превращается в главное условие динамичного и стабильного развития обществ и цивилизаций. То есть в предпосылку, ресурс, который на практике никогда не удается полностью использовать, исчерпать. Вспомним о «праве на ошибку», «лимите ошибок», «потере лица» и т.д. Но всякая задержка в его использовании (война, техногенная катастрофа, экологический кризис, отсутствие взаимопонимания и сотрудничества цивилизаций и др.) способны перерасти в революционный катаклизм с далеко идущими последствиями. Эту опасную перспективу невозможно исключить. В том числе словесными заклинаниями. Как в известном анекдоте об армянском радио. («Вопрос: Будет ли в Армении коммунизм? Ответ: Нет, не будет. В программе КПСС сказано: «Коммунизм не за горами!» А Армения — за горами!). Даже горы и моря, острова и полуострова становятся все более условными понятиями. Тем более нормы морали и права, межгосударственные соглашения и границы.
Значит, исключить угрозу нельзя. И это, в целом, благая весть. Потому, что допустив на мгновение такую возможность, неизбежно задаешься следующим вопросом: а что же дальше? И не находишь ответа.
Таким образом, самый оптимистичный ответ — угрозу можно снижать. В том числе реализуя проективную природу современного общества. Прежде всего путем развития общественного диалога. Как минимум формировать для этого соответствующий язык — дискурс взаимопонимания и ответственности.
«По мере продвижения к социализму классовая борьба обостряется!..».
«Общество исчерпало лимит...» (да неважно чего!).
При всем различии времени, авторства, цели эти утверждения — одного поля ягоды. Поля категоричности, безальтернативности, невариантности. История делает круг?..
Великий Октябрь преподал важные уроки и дал задания на дом. 100 лет — достаточный срок, чтобы их выучить.  

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Туровский мост

В одну сторону. Фото с сайта onliner.by Вокруг Туровского моста сейчас много «художественного свиста» со стороны чиновников и околочиновничьей прессы. Особое восхищение вызывают заявления о том, что «ситуация под контролем». Она, что, и создавалась под вашим чутким руководством? Позвольте мне рассказать о том, что же происходило под этим контролем. Туровщина — моя малая Родина. На Припяти и ее старицах прошло мое детство. Если у отчего дома залезть на дерево повыше, то в ясную погоду можно увидеть тетиву моста. Правда, сейчас она опасно натянулась. Река, ее многочисленные притоки — Стырь, Случь, Птичь, Ствига, Лань, Горынь и другие всегда были источником жизни для населения края. Вдоль них протянулись линии человеческих судеб. Нынешняя авария Туровского моста наглядно показывает: то, что было главной артерией жизни, превратилось в препятствие, пересекло судьбы людей. Как и почему это произошло? Тот, кто помнит эти места хотя бы еще в 50 — 60-е годы прошлого стол...

НЛО в Могилеве.

(Миф о городском сердце). Зрелище было не для слабонервных. С крыльца педколледжа на площади Орджоникидзе в предрассветном тумане открывалась фантастическая картина. Яркое продолговатое пятно медленно передвигалось с востока на запад со стороны Днепра. Первой мыслью было: «Самолет?». Нет, скорость не та. «Вертолет?». Тоже непохоже — нет характерного стрекота. Неужели НЛО? Сознание сопротивлялось невероятной догадке, но декабрьская предрассветная мгла, размытые очертания «объекта» поддерживали первое впечатление. Лишь несколько мгновений спустя из тумана проступили ажурные конструкции строительного подъемного крана. Рядом другие краны — автомобильные. «Объект» оказался светящимся прожектором, который двигался вместе со стрелой крана. Исчезло очарование неизвестности. Вместо него появилось ощущение спокойствия и уверенности: идет стройка. Могилев продолжает разворачиваться лицом к Днепру. Значит, начатые ранее работы — не кампанейщина, не юбилейная конъюнктура, а последоват...

Грязные игры взрослых.

(Миф о пацифизме). История школьника из Нового Уренгоя Николая Десятниченко, его выступление в германском бундестаге, раскололи общественное мнение на постсоветском пространстве. Отношение к войне, к ее участникам и жертвам вновь выдвинуло в центр внимания полузабытое понятие «пацифизм». Фото с сайта lenta.ru Случайно на глаза попался «Краткий словарь иностранных слов» за 1952 год, 7-е стереотипное издание. В нем пацифизм - «буржуазное политическое течение, пытающееся внушить трудящимся ложную мысль о возможности обеспечить постоянный мир при сохранении капиталистических отношений и отрывающее борьбу за мир от борьбы против порождающей войны реакционной политики империалистов... Прикрываясь пацифизмом, империалисты, как указывает И. В. Сталин, «преследуют лишь одну цель: обмануть массы звонкими фразами о мире для того, чтобы подготовить новую войну... в этой маскировке — главная опасность пацифизма». За минувшие 65 лет много воды утекло. Мир кардинально изменился...