К основному контенту

Могилев. В чьем пиру похмелье?

Тема этого текста, словно «перманентная революция» у Троцкого, в течение более двух лет постоянно вспыхивала и угасала, чтобы вспыхнуть с новой силой. И, вероятно, эти волны еще долго будут в буквальном смысле слова плескаться у наших ног, прежде чем затухнут окончательно.

Откуда, спросите, такой пессимистичный вывод? Из повседневных наблюдений за переменами, происходящими в Могилеве вокруг отдельного участка его территории. Впрочем, полагаю, похожие впечатления есть и у обитателей некоторых других районов города.

Здесь же речь пойдет об отдельно взятом отрезке улицы Якубовского — от памятника-танка до торгового центра «Авеню». Всего несколько сотен метров на выезде из города в направлении столицы. Но за последние два года прилегающая территория подверглась уже десяткам вторжений различных ремонтных служб. Чаще всего — авральных, судя по характеру работы их участников. Водоканал, канализация, теплоэнергетика, электросети... В последний раз обочины улицы разворачивали связисты.

Здесь нужно сделать некоторое отступление. Понятно, всякий большой город — это, прежде всего, большое хозяйство. Могилев — не исключение. Все со временем ветшает, нуждается в обновлении. Ремонты и реконструкции, сносы и переносы... Дело обычное.

Штука, однако, в том, что упомянутые преобразования происходили в разных местах города с разной активностью. С неистовым (чуть не написал — припадочным) рвением — в одних. И с едва заметным, граничащим с полным забвением, присутствием коммунальных служб — в других. Хотя время, как известно, течет для всех с одинаковой скоростью. А природа, безразличная к страстям человеческим, не выбирает ни времени, ни места своего разрушительного воздействия на мир.

Природа — не выбирает. Зато выбирает человек. Если вернуться к началу текста, то стоит отметить, что именно упомянутый участок Могилева этот условный «человек» выбрал некоторое время назад для реализации своих преобразовательных планов. Таких масштабов перемен, которые случились 3 года назад, могилевчане не припомнят давно. Город готовился отметить весьма почтенную дату — 750-летие со времени основания, которое официальными историками было назначено на 1267 год. Те из горожан, которые помнят празднование предыдущего еще советских времен юбилея — 700-летия Могилева в 1967 году, теряли дар речи от размаха нынешних преобразований. Суверенная Беларусь явно давала фору СССР, отмечавшему в том же году 50-летие Великого Октября. Тогдашние открытки и буклеты, плакаты и переименования улиц не шли ни в какое сравнение с масштабами нынешних фасадно-тротуарных, дорожно-парковых и иных перемен.

И, как всегда в подобных случаях, у скучных резонеров возникал вопрос: откуда взялись денежки на все эти, без сомнения, очень нужные городу реконструкции и благоустройства? Можно, конечно, допустить, что средства эти годами накапливались кропотливым трудом местной администрации. Но отчего же тогда столь избирательным и несправедливым к самим горожанам оказалось вложение этих денег. Ведь, честно говоря, его результат наибольшее впечатление оставляет при взгляде на него из окна дорогой иномарки со спецномерами и кортежным сопровождением. Да еще, пожалуй, со смотровой площадки, предназначенной для туристов. («Чистенький городишко!» - так, говорят отозвался о Могилеве один высокопоставленный гость). И поневоле за всеми этими преобразованиями отчетливо вырисовывается тень светлейшего князя Григория Потемкина и его специфический подход к благоустройству вверенной территории.

Ответ на вопрос — откуда взялись средства — нашелся быстро. Сразу же, как только стало известно об избрании Могилева местом проведения в 2018 году 5-го форума регионов России и Беларуси. Можно, конечно, спорить, что в этай связке двух событий было «лошадью», а что «телегой» - юбилей или форум. От которого, кстати, ожидалось заключение взаимовыгодных контрактов на сумму не менее 500 млн. долларов. Главное — в другом. В сознании чиновника с новой силой вспыхнула вечно живущая там идея — совместить приятное с полезным. Как говорится, «и рыбку съесть, и прокатиться».

И работа закипела! Фантазия организаторов била ключом. Фонтаны и каскады водопадов, триумфальные арки в знак победы над неведомым супостатом, благоустройство центральных улиц и площадей... Прежде всего, объектов показа и посещения дорогими гостями предстоящего форума.

Немало внимания досталось и упомянутому в начале текста участку улицы. И обозвать все сделанное «потемкинской деревней» просто язык не поворачивается. Ведь все предназначено для людей. Здесь и новое асфальтовое покрытие улицы, благоустроенные парковки и ажурные беседки, тротуары и велосипедные дорожки, и т. д. и т. п. Словом, авеню так «Авеню»!

Но при этом в ходе планирования обочин часто оказывались засыпанными землей на полметра и более стволы придорожных деревьев. Что их ждет в будущем, понятно и не специалисту. Скамейки в беседках чаще всего пустуют — даже неразборчивые кампании собутыльников предпочитают более укромные места вдали от предельно загазованной трассы. Пешеходные дорожки часто обрываются за углом ближайшего дома, иногда прямо у края обширной лужи. То ли деньги у «устроителей блага» кончились, то ли сроки истекли, то ли границы ведомственной принадлежности помешали. Но что-то у них там явно кончилось...

Истинные же масштабы и последствия этого аврала становятся понятными именно сейчас, спустя более двух лет. Постоянно возникающие от вмешательства ремонтников воронки и канавы на обочинах улицы, развороченные тротуары и газоны, искореженные ковшами экскаваторов корни деревьев... Все это, помимо прочего, деньги, деньги и деньги. Но уже не из празднично-фестивального бюджета, а из многострадальной городской казны. Невольно вспоминаешь старую мудрость: «Я не настолько богат, чтобы покупать дешевые вещи». Ясно, что большинства этих форс-мажорных затрат можно было избежать, если бы реконструкция производилась в плановом, комплексном порядке с надлежащей заменой обветшавших коммуникаций, а не в авральном режиме показушного ажиотажа.

Но здесь, конечно, не стоит впадать в близорукое местничество. Есть ведь и страна, ее интерес. Все-таки полмиллиарда долларов в заключенных контрактах — не шутка! А что же, не будь форума, все это пропало бы?

Вместо ответа напомню о результатах следующих форумов после Могилева. Очередной — 6-й состоялся в 2019 году в Санкт-Петербурге, городе с развитой инфраструктурой, не требующей специальной подготовки. Соответственно, обошелся он Союзному бюджету намного дешевле, а итог заключенных на нем контрактов превысил 550 млн. долларов. Минувшей осенью в Минске прошел 7-й форум, который в связи с вирусной опасностью по многим позициям проводился в режиме он-лайн. Тем не менее сумма контрактов составила около 750 млн. долларов.

Пандемия многое изменила в нашем сознании. Уверен: в образе мысли чиновника — тоже. Но можно ли говорить, что эти перемены необратимы? Что из прежнего опыта извлечены надлежащие уроки?

Форумы регионов проводятся ежегодно — поочередно в России и Беларуси. Следующий — 8-й — пройдет в России. Рискну оказаться плохим предсказателем, но все же могу предположить, что очередным белорусским хозяином уже 9-го форума окажется Брест. Древний город на западной границе нашего Союза, недавно отметивший 1000-летие своей истории, по многим соображениям претендует на эту роль.

Важно, как ее удастся исполнить. От этого зависит и ответ на вопросы о способности извлекать уроки, и о том, в чьем пиру похмелье.

Владимир Верин.

 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Туровский мост

В одну сторону. Фото с сайта onliner.by Вокруг Туровского моста сейчас много «художественного свиста» со стороны чиновников и околочиновничьей прессы. Особое восхищение вызывают заявления о том, что «ситуация под контролем». Она, что, и создавалась под вашим чутким руководством? Позвольте мне рассказать о том, что же происходило под этим контролем. Туровщина — моя малая Родина. На Припяти и ее старицах прошло мое детство. Если у отчего дома залезть на дерево повыше, то в ясную погоду можно увидеть тетиву моста. Правда, сейчас она опасно натянулась. Река, ее многочисленные притоки — Стырь, Случь, Птичь, Ствига, Лань, Горынь и другие всегда были источником жизни для населения края. Вдоль них протянулись линии человеческих судеб. Нынешняя авария Туровского моста наглядно показывает: то, что было главной артерией жизни, превратилось в препятствие, пересекло судьбы людей. Как и почему это произошло? Тот, кто помнит эти места хотя бы еще в 50 — 60-е годы прошлого стол

Пра родную мову.

21 лютага – Дзень роднай мовы. Добрая нагода для кожнага задумацца: якая яна, мая родная мова? Што яна для мяне? І што я для яе? Пытанне складанае. Але раней ці пазней трэба вызначацца. «Раней» -- ужо спазніўся. Застаецца «пазней» -- усё ж лепш, чым ніколі.  Руская альбо беларуская? «Наркомаўка» альбо «трасянка»? Тут, як звычайна, лепш відаць збоку. Калі ж спасылацца на ўласнае адчуванне, дык ні тая, ні іншая. Чаму? Таму, што само пытанне некарэктнае. Яно празмерна палітызаванае і адлюстравана ў чорна-белым спектры. Альбо – альбо, «хто не з намі, той супраць нас», і г. д. Калі мне прапануюць вызначыцца менавіта ў такім дыяпазоне, я без хістанняў адказваю: родная – руская. І ў той жа час мая радзіма – Беларусь. І сам я беларус, нягледзячы на запіс у пашпарце. І што ж атрымліваецца ў выніку? Нейкая бессэнсоўнасць? Не! У выніку – рэчаіснасць, якая заўсёды багацейшая за палітызаваныя схемы. Таму што пытанне аб роднай мове – перш за ўсё маральнае, культурна-этнаграфічнае, гіста

Когда уже вы начнете нас есть?

Время лице(лихо)деев. Когда дипломатия отдыхает. Прежде, чем отвечать на такой вопрос, следует обосновать правомерность вообще его задавать. Согласитесь, трудно представить себе ситуацию, где между ее участниками могут возникнуть отношения, в которых подобный вопрос был бы уместен. В этой связи целесообразно еще раз вспомнить о Карибском кризисе, о котором часто упоминалось минувшей осенью по поводу 60-летия события. В том числе и по той причине, что комментаторы усмотрели в нынешнем конфликте вокруг Украины немало признаков, общих с кризисом отношений между США и СССР вокруг Кубы в 1962 году. В первую очередь , по степени опасности возникновения третьей мировой войны, которую они в себе несут. Как известно, Карибский кризис в его острой фазе продолжался 13 дней, с 18 по 30 октября 1962 года. А его кульминация пришлась на 27 октября, когда лишь считанные часы отделяли человечество от его обрушения в пучину ядерной войны. Ключевым моментом этой ситуации стала встреча советского по