К основному контенту

Образование: «болонка-мозгоколонка».


В нынешнем приступе к сфере образования, начатом с «кураторского» совещания-2019, одно внушает оптимизм — совершенствование системы предлагается начать с ее 1-го этажа — нижней ступени. Предпринятые ранее попытки руководствовались иной логикой. Реформировать систему хотели с «верхнего этажа» - высшего образования.
При этом был грубо нарушен известный принцип В. Парето: не разрешается достигать цели за счет ухудшения, а тем более разрушения хотя бы одного компонента той системы, в которой ты что-то предпринимаешь. О нем стоит помнить всем инициаторам нынешних и будущих «совершенствований». Соответственно, и провозглашая реформы, сутью которых является ломка сложившихся отношений, необходимо иметь главное объективное условие. Это — признание совершенных ошибок и принципиальный разбор «пролетов». Именно такого компонента недостает нынешнему приступу к системе образования, из-за чего трудно рассчитывать на его успех.

НЕПРАВИЛЬНАЯ «ПЕРВАЯ ПУГОВИЦА».

Когда же случился системный просчет? Когда была «неправильно застегнута первая пуговица», что привело к постоянному и нарастающему сбою в системе образования? На наш взгляд, это случилось на рубеже 80 — 90-х годов в ходе глубокого кризиса советского строя. В сфере образования это выразилось во введении платного обучения в высшей школе. Этот без преувеличения революционный шаг был закреплен созданием негосударственных учебных заведений. Разумеется, на платной основе.
Справедливости ради, нужно упомянуть, что у тогдашнего политического режима для такого решения были исторические предпосылки. В рамках советской плановой системы сфера образования финансировалась по пресловутому остаточному принципу. Иными словами, «корову» часто забывали кормить, не забывая при этом регулярно доить.
Когда же в разгар кризиса и «остатков» не осталось, тогдашние институты власти решили получать «молоко» и вовсе без коровы. Примерно, в духе героя Ильфа и Петрова: «Заграница нам поможет!». А корову превратили в некое подобие северного оленя, который копытами добывает себе из-под снега ягель. Вот только молока в промышленных объемах не дает.

СКОЛЬКО СТОИТ ДИПЛОМ?

Переводя эту аллегорию на язык сухой прозы, поясним. Допустив возможность получения сертификата об образовании за деньги, государство фактически перевело всю высшую школу на платную основу. Отныне все критерии оценки вузовской деятельности — квалификация кадров, состояние материально-технической базы, результаты научных исследований напрямую зависели от объема получаемых вузами внебюджетных доходов.
Кто платит, тот и музыку заказывает! А ведущей музыкальной мелодией стало то, что за одну парту усадили двух мало совместимых субъектов. Тех, кто преодолел жесткий конкурсный отбор и мотивирован на получение знаний, учебный труд, честную конкуренцию для обретения в перспективе достойного социального статуса. И тех, кто уже фактически оплатил и гарантировал себе этот статус ввиду особой заинтересованности администрации вуза в получаемых от него доходах. Именно мотивация этой части обучаемых стала определять «планку» вузовских достижений. Так же, например, как в армейских состязаниях по бегу зачет всей роте выставляется по последнему, пересекшему финишную черту.
Приходится признать: ошибки не только не исправляются, они не фиксируются. Высшая школа плотно «подсела на иглу халявных доходов» от студентов-платников. Хотя бум негосударственных вузов давно прошел, платное образование продолжает править бал в вузовской системе. Навязанные им правила проникли в другие звенья образовательной сферы. Профессиональная подготовка, среднее специальное образование деградировали, оказавшись в роли «пристяжных» у вузов. Метастазы проникли в общеобразовательную школу, создав почву для опасного социального расслоения: поступивших в вузы различной степени престижности и не поступивших вовсе. То есть, по сути дела, разделив их на граждан 1-го, 2-го и прочих «сортов». Репетиторство, «натаскивание» к ЦТ, различные коррупционные схемы стали обычным спутником школьного процесса. Сам факт нынешнего приступа именно к школьному звену подтверждает эти выводы.

БОЛОНСКАЯ МЫШЕЛОВКА.

Фактическим следствием такой модернизации стал отказ государства от выполнения своей важнейшей функции — культурно-воспитательной, в основе которой лежит деятельность системы образования. При этом внешние признаки деформации все менее заметны, так как ее метастазы охватили уже всю сферу образования. Однако политическая практика ставит перед системой управления все новые «загогулины», заставляя совершать новые ошибки.
Очередной их всплеск случился на рубеже «нулевых» и «десятых» годов в момент кульминации политических и экономических санкций против Беларуси. Среди прочего неожиданно оборвались международные образовательные проекты, закончились гранты, иссякли фонды... Прекратились поездки за рубеж «по обмену опытом», конференции, командировки «за счет принимающей стороны». Пострадали интересы чиновников, «образованцев» - в том числе. Чего, разумеется, допустить было никак нельзя.
И тогда на горизонте замаячила Болонская система (БС). Что это было? Продолжение веры в альтруизм Запада? Стремление выдать желаемое за действительное? Политическая наивность и профессиональная некомпетентность «образованцев»? Возможно, на эти вопросы ответят со временем эксперты аналитического ведомства, создаваемого в структурах власти. Разумеется, в том случае, если их главной задачей не станет придание наукообразности и обоснованности уже принятым решениям.
В общем, в «болонку» вцепились, как утопающий хватается за соломинку. В 2015 году Беларусь чиновничьими усилиями присоединилась к Болонскому процессу (БП) и таким образом формально вступила в Европейское пространство высшего образования (ЕПВО). Для реализации решения была разработана Дорожная карта. Словом, процесс пошел!
Сейчас, четыре года спустя, можно подводить некоторые итоги. Тем более, что в апреле 2018 года этот вопрос изучала комиссия Европарламента, который по этому поводу вынес специальную резолюцию. Согласно документу, почти ничего из согласованного плана не выполнено. Вот лишь три «достижения», которые исчерпывающим образом характеризуют состояние отечественного высшего образования:
- По итогам мирового рейтинга ведущих университетов в 2018 году, в котором приняли участие 783 университета из 74 стран все три представленные в нем белорусские университета заняли места в последней сотне (706, 731, 772). напомним, это при том, что от официальных лиц мы без конца слышим о «высоком мировом уровне высшего образования» в РБ.
- По данным Всемирного банка, оценивавшего преимущественно количественные показатели, Беларусь с ее массовым охватом населения вузами занимает по уровню образованности 26-е место среди 182 оценивавшихся стран. Однако согласно тем же данным ВБ, по уровню затрат на образование у нашей страны лишь 84 место. Вот следствие «остаточного принципа» финансирования — тех самых «долговых расписок»!
- Главный показатель состояния высшей школы — отношение к обучению в ней самой молодежи, которая предпочитает «голосовать ногами». По некоторым подсчетам, сейчас за границей проходят обучение более 35 тысяч студентов из Беларуси.
Эту цифру можно считать, пожалуй, единственным осязаемым результатом заявленного перехода к БС. Важно подчеркнуть: получившие дипломы европейских вузов стремятся закрепиться в Европе на постоянное местожительство и там применять свои знания. И лучшим из них это удается.

ИНТЕРЕСЫ — ЧАСТНЫЕ, УЩЕРБ — ГОСУДАРСТВЕННЫЙ.

Таким образом, в очередной раз проект, затеянный и реализуемый чиновником, привел к результатам, противоположным ожидаемым. В данном случае он построил «болонку-мозгоколонку» - устройство по перекачиванию мозгов белорусской молодежи на Запад.
Понятное дело, изначально такая цель приобщения к Болонскому процессу не ставилась. Все объяснялось благородными намерениями «в Европу прорубить окно», смягчить режим экономических санкций, приобщиться к ценностям западной цивилизации. Однако в чиновничьем исполнении понятие «ценности» обрело слишком буквальное значение, свелось к частным, корыстным интересам. Могло ли быть по-другому в условиях, когда основные заинтересованные — сама молодежь и научно-педагогический состав вузов — оказались в стороне от процесса принятия решений, касающихся их судьбы.?
Что же дальше? Принята очередная Дорожная карта на 5-летний период. В ней Беларусь взяла обязательства по исправлению ошибок, допущенных по мнению западных партнеров. Есть ли основания надеяться, что и «2-й блин» не окажется «комом»? Вот лишь несколько общих соображений по сути вопроса.

НЕКОТОРЫЕ УРОКИ.

Нужен глубокий анализ природы и социально-политической направленности БП, его достоинств и издержек. При этом необходимо учитывать, что в самой Европе у БС немало критиков и противников, которые рассматривают ее как одно из средств усиления интеграции в рамках Евросоюза. Кроме того, каждая из стран, вступивших в БП, формирует собственные подходы к срокам достижения его целей и содержанию отдельных направлений.
Государству и высшей школе предстоит переформатировать свои отношения на основе предоставления вузам автономии — с одной стороны, и необходимости выполнения госзаказа на подготовку специалистов - с другой. При этом платное обучение, как правило, может осуществляться при получении 2-й и последующих специальностей.
Необходима выработка понятной и жизнеспособной концепции включения в ЕПВО, основанной на приоритете национальных интересов Беларуси и согласованной с ее государственной идеологией.
Следует учитывать, что БС базируется на многовековом опыте западноевропейских университетов, отражающем специфику социально-экономического развития западной цивилизации. Фрагментарное «надергивание» из нее отдельных элементов, понятных и удобных для чиновничьего управления (что и происходит сейчас), способно лишь привести к окончательному хаосу в образовательной сфере. Главный урок БС — уважение к национальным традициям высшей школы, бережное использование отечественного опыта образовательной деятельности.
Предпосылкой превращения БС в «мозгоколонку» является разрыв органической связи образовательной и научной деятельности. Трехзвенная структура (бакалавриат — магистратура — докторантура), лежащая в ее основе, исходит из необходимости последовательного наращивания материально-технического обеспечения научно-образовательного процесса. Имеющаяся практика вступления Беларуси в БП показывает отсутствие звена магистратуры по многим востребованным направлениям, а также недостаточное финансовое, материальное, кадровое обеспечение по имеющимся. Связь со звеном докторантуры вовсе не прослеживается.
«Всякая дорога начинается с первого шага». В БП представляются очевидными как минимум 2 таких шага. Первый — организационный: необходимо повысить статус вузовского сообщества в государстве до уровня самоуправляемой системы. Второй — материально-финансовый: необходимо отдать долги высшей школе, накопленные за многие десятилетия советского периода и уже суверенного развития. Проще говоря, кормить «корову» в соответствии с уровнем ожидаемых от нее «надоев».
Владимир Верин.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Туровский мост

В одну сторону. Фото с сайта onliner.by Вокруг Туровского моста сейчас много «художественного свиста» со стороны чиновников и околочиновничьей прессы. Особое восхищение вызывают заявления о том, что «ситуация под контролем». Она, что, и создавалась под вашим чутким руководством? Позвольте мне рассказать о том, что же происходило под этим контролем. Туровщина — моя малая Родина. На Припяти и ее старицах прошло мое детство. Если у отчего дома залезть на дерево повыше, то в ясную погоду можно увидеть тетиву моста. Правда, сейчас она опасно натянулась. Река, ее многочисленные притоки — Стырь, Случь, Птичь, Ствига, Лань, Горынь и другие всегда были источником жизни для населения края. Вдоль них протянулись линии человеческих судеб. Нынешняя авария Туровского моста наглядно показывает: то, что было главной артерией жизни, превратилось в препятствие, пересекло судьбы людей. Как и почему это произошло? Тот, кто помнит эти места хотя бы еще в 50 — 60-е годы прошлого стол

Пра родную мову.

21 лютага – Дзень роднай мовы. Добрая нагода для кожнага задумацца: якая яна, мая родная мова? Што яна для мяне? І што я для яе? Пытанне складанае. Але раней ці пазней трэба вызначацца. «Раней» -- ужо спазніўся. Застаецца «пазней» -- усё ж лепш, чым ніколі.  Руская альбо беларуская? «Наркомаўка» альбо «трасянка»? Тут, як звычайна, лепш відаць збоку. Калі ж спасылацца на ўласнае адчуванне, дык ні тая, ні іншая. Чаму? Таму, што само пытанне некарэктнае. Яно празмерна палітызаванае і адлюстравана ў чорна-белым спектры. Альбо – альбо, «хто не з намі, той супраць нас», і г. д. Калі мне прапануюць вызначыцца менавіта ў такім дыяпазоне, я без хістанняў адказваю: родная – руская. І ў той жа час мая радзіма – Беларусь. І сам я беларус, нягледзячы на запіс у пашпарце. І што ж атрымліваецца ў выніку? Нейкая бессэнсоўнасць? Не! У выніку – рэчаіснасць, якая заўсёды багацейшая за палітызаваныя схемы. Таму што пытанне аб роднай мове – перш за ўсё маральнае, культурна-этнаграфічнае, гіста

Когда уже вы начнете нас есть?

Время лице(лихо)деев. Когда дипломатия отдыхает. Прежде, чем отвечать на такой вопрос, следует обосновать правомерность вообще его задавать. Согласитесь, трудно представить себе ситуацию, где между ее участниками могут возникнуть отношения, в которых подобный вопрос был бы уместен. В этой связи целесообразно еще раз вспомнить о Карибском кризисе, о котором часто упоминалось минувшей осенью по поводу 60-летия события. В том числе и по той причине, что комментаторы усмотрели в нынешнем конфликте вокруг Украины немало признаков, общих с кризисом отношений между США и СССР вокруг Кубы в 1962 году. В первую очередь , по степени опасности возникновения третьей мировой войны, которую они в себе несут. Как известно, Карибский кризис в его острой фазе продолжался 13 дней, с 18 по 30 октября 1962 года. А его кульминация пришлась на 27 октября, когда лишь считанные часы отделяли человечество от его обрушения в пучину ядерной войны. Ключевым моментом этой ситуации стала встреча советского по