К основному контенту

Грязные игры взрослых.

(Миф о пацифизме).

История школьника из Нового Уренгоя Николая Десятниченко, его выступление в германском бундестаге, раскололи общественное мнение на постсоветском пространстве. Отношение к войне, к ее участникам и жертвам вновь выдвинуло в центр внимания полузабытое понятие «пацифизм».
Фото с сайта lenta.ru
Случайно на глаза попался «Краткий словарь иностранных слов» за 1952 год, 7-е стереотипное издание. В нем пацифизм - «буржуазное политическое течение, пытающееся внушить трудящимся ложную мысль о возможности обеспечить постоянный мир при сохранении капиталистических отношений и отрывающее борьбу за мир от борьбы против порождающей войны реакционной политики империалистов... Прикрываясь пацифизмом, империалисты, как указывает И. В. Сталин, «преследуют лишь одну цель: обмануть массы звонкими фразами о мире для того, чтобы подготовить новую войну... в этой маскировке — главная опасность пацифизма».
За минувшие 65 лет много воды утекло. Мир кардинально изменился. Оценки пацифизма тоже. Теперь он уже часть глобального миротворческого движения, которое, если верить современным энциклопедиям, охватывает все страны и народы. Надо полагать, что программа, в результате которой школьник из далекого сибирского города оказался на трибуне германского бундестага, - один из потоков этого движения. Так же, как и текст, зачитанный подростком в парламенте. Где гитлеровский ефрейтор Георг Рау, с оружием в руках оказавшийся за тысячи километров от «фатерлянда» на берегах Волги, превратился в «невинную жертву», а подвиг защитников Сталинграда, остановивших «дранг нах Остен», стал «так называемым Сталинградским котлом». В общем, все — и подвиг, и преступление — в духе нынешнего виртуального времени становятся «как бы»... То есть не по-настоящему, а понарошку.
Ну а как же все выглядит реально, по жизни? Или, как сказал бы философ, экзистенциально. Штука в том, что жизнь бесконечно многообразна. Именно такова и ее ключевая проблема — войны и мира. Но суть ее практически не меняется от эпохи к эпохе. Даже если взять период после наполеоновских войн в начале 19-го века, когда родился пацифизм? Что даст, например, сравнение его с серединой века 20-го — временем острого противостояния 2-х социальных систем, когда сформулировано приведенное в начале определение пацифизма?
А может стоит сослаться на рубеж 20-21 веков, когда все это переросло в «массовое миротворческое движение»? Действительно, в последние десятилетия найдется всего 2 — 3 случая официально объявленных войн — где-нибудь в Африке между отдельными странами. А что на деле? Стало ли меньше вооруженных конфликтов, невинно пролитой крови, обездоленных семей и детей-сирот? Более того, спустя более 70 лет после овладения человечеством атомной бомбой стала ли меньше благодаря пацифизму и миротворчеству угроза глобальной ядерной катастрофы?
Вопросы риторические. На них нет ответа общего, единого, абстрактного, который подходил бы всем и каждому. Будь то школьник из сибирского города или, например, автор этих строк. Ответ можно найти, лишь преломляя проблему через призму судьбы, через душу каждого человека, жаждущего истины.
Я родился после войны. Но своим появлением обязан войне. Отец и мать встретились на фронте под блокадным Ленинградом. Отец служил срочную в отдельном батальоне ВНОС (аналог современных ПВО) в Прибалтике. Оттуда с началом войны отступали к Ленинграду. А в 1942 году в критический для страны час, когда из российской глубинки выгребли всех боеспособных мужиков, взялись за женщин. В семье матери без отца росли 4 девки и малолетний брат. Двое из них были призваны в Красную Армию. Сестра попала в санитарный поезд, а мать — прямо на фронт, в батальон ВНОС, где уже служил отец. Так встретились бывший колхозник их белорусского Полесья и недавняя колхозница из Кировской области (Вятка). Прошли всю войну, закончив ее в Восточной Пруссии. После войны возвратились в Беларусь, где создали семью.
Почему так подробно излагаю обстоятельства личной жизни? Во-первых, личная, но не частная. Она отражает судьбу страны. А во-вторых, улавливаю в ней определенную параллель с темой, которая всколыхнула публичное пространство наших стран. Дело в том, что после войны родителям так и не довелось побывать ни в Ленинграде, Гатчине, Петродворце, ни в Калининграде-Кенигсберге, с которыми связаны события их военной молодости. Да и в войну лишь однажды ночью уже после снятия блокады их провезли по затемненным ленинградским улицам.
Зато моя жизнь сложилась так, что неоднократно довелось посещать по разному поводу все эти места. И всякий раз думалось о них старших. И о том, что фактически за них, родителей приходится получать по долговым счетам.
Фото с сайта starbeak.livejournal.com
Много позже, уже после разрушения СССР пришлось посетить Берлин, до которого в 1945-м не дошли отец и мать. Постоял у остатков Берлинской стены, поднялся по ступенькам под стилизованным стеклянным куполом на вершину рейхстага. Кстати, не сомневаюсь, что эти же объекты посещал и уренгойский школьник.
Не знаю, что чувствовал при этом он. Надеюсь, что-то далекое от тех чужих, фальшивых слов, которые он зачитывал в германском парламенте.
Фото с сайта mashapasha.com
Зато хорошо помню собственные ощущения в тот момент. Как будто время сместилось на полвека, послышались звуки канонады, шум боя, обжигающего пламени пожара... А где-то поблизости дотлевают жалкие останки того, кто вознамерился стать властелином мира.
Надо сказать, что поездка та была организована в рамках одной из программ «Взаимопонимание и примирение» для участия в международной конференции. Впрочем, не считая принимающей стороны, участники ее были почти исключительно из Беларуси. То есть «примирение» предполагалось сугубо по национальному признаку. Звучало много замечательных слов в духе «ребята, давайте жить дружно». О том, что прошлое — навсегда перевернутая страница истории. Что лучше сотрудничать, чем соперничать... И предлагались конкретные сценарии такого сотрудничества. В общем, все то, что укладывается в содержание понятий миротворчество, в т.ч. пацифизм.
Чем эта риторика обернулась на деле, сегодня хорошо известно. Моя страна — Беларусь оказалась под режимом санкций с ярлыком «последней диктатуры Европы». Ее легитимные лидеры — в списках «нерукопожатных». С соответствующим поражением в правах экономических, социальных, культурных... Короче, народ наказали за непослушание.
Когда размышляю о причинах такой метаморфозы, вспоминаю все о той же берлинской встрече. Которая оказалась на деле «улицей с односторонним движением». Где сценарии и рекомендации звучали с одной стороны, исходили из одного, конкретного видения мира. Игнорируя возможные другие.
Сегодня понятно: в отношении Беларуси этот сценарий не прошел. Да и не мог пройти. Почему? Причин много. Версии ответа могут быть разные. Моя такова.
Могу лишь предполагать, что сегодня читают, чем увлечены Николай Десятниченко и его сверстники — представители 4-5 послевоенного поколений. Мое поколение — 1-е послевоенное. Хорошо помню книгу из сельской библиотеки - «Нiколi не забудзем!» . Ее толстую, распухшую от сотен прикосновений обложку, черные, замусоленные страницы, на которых порой нельзя было разобрать текст. Это был наш бестселлер — не фэнтези, не приключенческий роман, а книга воспоминаний наших ровесников - детей войны. Тех, кто во время фашистской оккупации чудом уцелел в сожженных гитлеровцами деревнях вместе с их жителями. Кому пришлось пережить ужас концлагерей. Чью кровь буквально пили раненные «невинные» немецкие солдаты. Вот только в «так называемом Сталинградском котле» таких бесплатных доноров взять было уже неоткуда...
Героями наших игр были малолетние участники подполья и партизанского движения, о которых тоже шла речь в книге. С риском для жизни проносили и прятали взрывчатку и боеприпасы, пролезали там, где не могли пройти взрослые, взрывая вражеские эшелоны или добывая разведывательные данные.
И дело не только в книге. Некоторые из этих людей жили среди нас. Так же как и те, кто в оккупации сотрудничал с немцами. Или подозревался в сотрудничестве. Отбыли свои сроки, отсидели, тяжело врастали в послевоенную жизнь. Сегодня таких людей политкорректно величают «коллаборантами». А для взрослых и нас, детей это были «полицаи». И не было оскорбления страшнее, хуже даже чем «немец». Потому что это - «свой фашист». Этот ярлык от взрослых переходил и на их детей. И если во время мальчишеских разборок и обид кто-то бросал это слово, били за него смертным боем, до крови.
Как показало время, на родной земле сохранилась связь поколений. Речь не о целенаправленном взращивании чувства мести, вражды, ненависти. Но о праве жить собственной исторической памятью и извлекать из нее уроки на будущее это право несовместимо с абстрактным универсальным пацифизмом.
К сожалению, так произошло не везде. Наглядные примеры можно обнаружить совсем недалеко от границ Беларуси. И не нужно за ними ехать в далекий Новый Уренгой, который никогда не видел войны и оккупации. В соседней Калининградской области школьники изучают историю Западной Европы и Восточной Пруссии в объеме, который в 3 с лишним раза превышает продолжительность курса истории России. А учитель истории Нивенской школы — выпускник Балтийского федерального университета, надев гитлеровскую униформу, предводительствует отрядами школьников-реконструкторов, которые возрождают «славные операции вермахта». («ЛГ», 2017, №46, С.3).
Словом, современный пацифизм в действии. Который на самом деле представляет собой грязные игры взрослых, предназначенные для детей. Акции «реконструкторов», услужливо подставляемые списки «невинных людей», погибших в так называемом котле», заготовленные учителями немецкого языка тексты выступлений в бундестаге, оплаченные поездки и многое другое — все это правила грязной игры под названием «ползучий реваншизм». Теперь в его прицеле самая уязвимая часть общества — дети. Эффект этой игры особенно впечатляющ в условиях отсутствия государственной идеологии, внятно сформулированной и доступной разным поколениям общества. Тогда образовавшийся вакуум занимает очередной пацифистский миф.
Впрочем, если верить социальным сетям, дело не безнадежно. «Пепел Клааса стучит в сердце» молодежи. Николай Десятниченко побывал на ступенях рейхстага, сфотографировался там со знаменем 150-й дивизии в руках. Надо думать, не только ради обмена селфи с приятелями. И это вселяет надежду.

Владимир Верин.

Комментарии

  1. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  2. Вспоминая себя в школьном возрасте, хочу не согласиться с тем, что речь Николая Десятниченко навеяна лишь пацифизмом взрослых. Мальчик просто очень молод и наполнен юношеским максимализмом и верой в то, что мир может придти к вечному миру. Вспоминая себя и свою реакцию на рассказы бабушки, которая встретила войну в 14 лет и была партизанкой, я понимаю его стремление, показать миру (и Германии), что война страшна для всех ее участников(солдат). Моя бабушка встречала на войне и предательство "своих", и помощь от "врагов". И я помню, как представляла в детстве этот кошмар... войну... и до сих пор, война - это мой самый большой страх. Я помню, как думала о том, что немцы ведь, тоже не хотели умирать... да, были фанатики фашизма, да, кто-то в это истинно верил, но ведь не все. Да, и большая их часть, я уверена, на поле боя, осознали весь ужас происходившего вокруг, но уже поздно было открещиваться, а то за предательство накажут. Как у нас были предатели, так и у них. Я много раз слушала речь Николая, но находила в его словах не оправдание поступков немцев, а его попытку показать, что каждый из нас - человек, у которого есть семья, у которого есть дом, у которого есть целая жизнь. И я вижу основным смыслом в его словах не жалость к фашистам, а именно ужас того, что жизнями людей так смело играют политики и власть. И цитата, которую он зачитывает про то, что "увидевший раз как стекленеет взгляд убитого солдата, никогда не пожелает войну", - это говорит как раз-таки, на мой взгляд, то, что мальчик боится войны, боится осознать то, что кто-то "сверху" может так просто отправить живых людей умирать, так как сам не видел смерти... Цель выступления Николая (по моему видению): 1. показать противоположную сторону войны (что там тоже люди, что у них тоже есть семьи, что они тоже хотят жить). 2. показать, как война страшна для обычных людей (причем с двух сторон), и как она безразлична (даже выгодна) властям.
    А если брать в расчет то, как умело этим выступлением манипулируют СМИ, то да, согласна, взрослые используют его слова в своих целях. Кто-то, чтобы очернить помыслы мальчика, а кто-то чтобы лицемерно прикрыть свои грешки. Но лично я вижу, что мальчик просто пытается быть человеком, а не гражданином какой-либо страны, и хочет жить в мире, а не на войне.

    ОтветитьУдалить
  3. Пацифизм – это, конечно, замечательно. Со стороны немецкой стороны тоже, несомненно, понятно желание забыть о таком прошлом, видимо. Но кем станем мы, внуки/правнуки тех, кто защищал Советский Союз от захватчиков, если забудем всё? Самое страшное, что наши дети уже не увидят живых участников этих жутких событий. Когда-то давно нас добровольно-принудительно от школы отправляли на парад в честь Дня Победы. Я очень хорошо помню, как мы ходили поздравлять ветеранов в день пожилого человека, как они рассказывали нам свои военные истории. И, сравнивая количество ветеранов тогда и сейчас, становится грустно. Следующее поколение вырастет без наглядного примера. И глядя на Украину и Польшу, скорее всего более жестокое, мне так кажется. Уже у многих нет понятия того, для кого праздник 9 мая, для чего собираются люди на площадях, почему идут эти глубоко пожилые люди, а рядом с ними скорая. В этом году была на параде в Нижнем Новгороде. Прошел показ техники и люди стали расходиться…и в то же время по площади пошли ветераны… Слёзы невозможно было сдержать.
    Пацифизм – это хорошо, но попав в Хатынь вряд ли язык повернется о нём говорить…

    ОтветитьУдалить
  4. «Благими пожеланиями вымощена дорога в ад!». В отношении пацифизма эта древняя истина более чем уместна. Нынешний пацифизм, который родился, конечно, из благих побуждений, для меня звучит, скорее, как «пофигизм». Надеюсь, этимологию термина не нужно расшифровывать.
    Всякое новое поколение воспринимает прошлое иначе, чем его предшественники. В этом фундаментальный закон общества, если оно озабочено своим выживанием. То есть готовится к будущему, к его проблемам, которые всегда сложнее и глубже тех, которые решали предыдущие поколения.
    Но тогда выходит, что другое отношение к войне, к пережитому — это нормальная ситуация и не стоит бить в барабаны тревогу? С другой стороны, получается, что опыт прошлого уже ни к чему: будущее поставит новые вопросы. Так где же «золотая середина», возможна ли она в этом случае?
    В комментариях нахожу рациональное зерно для ответа на эти вопросы. «Как человек...». «Как гражданин...». В обсуждениях этого случая (и других подобных) есть и другие позиции: как историк, как патриот, как «сын своего времени»... И аргументы каждой из этих «кочек зрения» в свое время уже прозвучали во весь голос. Я имею в виду затеянную 4 года назад телеканалом «Дождь» провокационную интерактивную игру «Сдай Ленинград понарошку». Полученные тогда результаты потрясли общественное мнение. Нынешняя реакция на выступление школьника в бундестаге во-многом идет по наезженной уже колее.
    Кстати, вряд ли эта история характерна только для постсоветских стран. Недавняя кампания в США по снесению памятников генералу Ли, который там считается национальным героем, тоже из этого ряда. Но в отечественном массовом сознании отношение к войне отразило и существенную особенность. Она, прежде всего, в драматической судьбе СССР — государства, которое противостояло фашистской агрессии. Произошло смешение образов: СССР и Советы, свобода и тоталитаризм, Родина и «эта страна», и др. Распад страны — одна из причин «пофигизма» в представлениях современников о прошлом , о целях и смысле войны. Сегодня ветераны — последний оплот патриотизма. С их уходом линия этого невидимого, но очень важного «фронта» окажется брошенной.
    Без живых людей память не защитят ни Брестская крепость, ни «линия Сталина», ни Хатынь. Кстати, уже сегодня многие путают ее с Катынью. Все становится разновидностью ТВ-шоу. Сакральность уходит, высокая трагедия сменяется фарсом.
    Но жизнь выработала решение. Это формирование положительного мифа о прошлом, о войне, о героях. Старинные былины и рапсоды, общественно-государственные Институты памяти, национального духа, холокоста и др. Но на нашей земле государство, которое должно было этим озаботиться, разрушилось. Это случилось как раз тогда, когда массово уходили ветераны. Замены не было. Нынешние акции - «Бессмертный полк», «Хроника моей семьи» - проекты разовые и продолжения пока не получили. Не упущено ли время безвозвратно? Вот вопрос, который по-настоящему волнует в этой теме.

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Туровский мост

В одну сторону. Фото с сайта onliner.by Вокруг Туровского моста сейчас много «художественного свиста» со стороны чиновников и околочиновничьей прессы. Особое восхищение вызывают заявления о том, что «ситуация под контролем». Она, что, и создавалась под вашим чутким руководством? Позвольте мне рассказать о том, что же происходило под этим контролем. Туровщина — моя малая Родина. На Припяти и ее старицах прошло мое детство. Если у отчего дома залезть на дерево повыше, то в ясную погоду можно увидеть тетиву моста. Правда, сейчас она опасно натянулась. Река, ее многочисленные притоки — Стырь, Случь, Птичь, Ствига, Лань, Горынь и другие всегда были источником жизни для населения края. Вдоль них протянулись линии человеческих судеб. Нынешняя авария Туровского моста наглядно показывает: то, что было главной артерией жизни, превратилось в препятствие, пересекло судьбы людей. Как и почему это произошло? Тот, кто помнит эти места хотя бы еще в 50 — 60-е годы прошлого стол

Пра родную мову.

21 лютага – Дзень роднай мовы. Добрая нагода для кожнага задумацца: якая яна, мая родная мова? Што яна для мяне? І што я для яе? Пытанне складанае. Але раней ці пазней трэба вызначацца. «Раней» -- ужо спазніўся. Застаецца «пазней» -- усё ж лепш, чым ніколі.  Руская альбо беларуская? «Наркомаўка» альбо «трасянка»? Тут, як звычайна, лепш відаць збоку. Калі ж спасылацца на ўласнае адчуванне, дык ні тая, ні іншая. Чаму? Таму, што само пытанне некарэктнае. Яно празмерна палітызаванае і адлюстравана ў чорна-белым спектры. Альбо – альбо, «хто не з намі, той супраць нас», і г. д. Калі мне прапануюць вызначыцца менавіта ў такім дыяпазоне, я без хістанняў адказваю: родная – руская. І ў той жа час мая радзіма – Беларусь. І сам я беларус, нягледзячы на запіс у пашпарце. І што ж атрымліваецца ў выніку? Нейкая бессэнсоўнасць? Не! У выніку – рэчаіснасць, якая заўсёды багацейшая за палітызаваныя схемы. Таму што пытанне аб роднай мове – перш за ўсё маральнае, культурна-этнаграфічнае, гіста

Когда уже вы начнете нас есть?

Время лице(лихо)деев. Когда дипломатия отдыхает. Прежде, чем отвечать на такой вопрос, следует обосновать правомерность вообще его задавать. Согласитесь, трудно представить себе ситуацию, где между ее участниками могут возникнуть отношения, в которых подобный вопрос был бы уместен. В этой связи целесообразно еще раз вспомнить о Карибском кризисе, о котором часто упоминалось минувшей осенью по поводу 60-летия события. В том числе и по той причине, что комментаторы усмотрели в нынешнем конфликте вокруг Украины немало признаков, общих с кризисом отношений между США и СССР вокруг Кубы в 1962 году. В первую очередь , по степени опасности возникновения третьей мировой войны, которую они в себе несут. Как известно, Карибский кризис в его острой фазе продолжался 13 дней, с 18 по 30 октября 1962 года. А его кульминация пришлась на 27 октября, когда лишь считанные часы отделяли человечество от его обрушения в пучину ядерной войны. Ключевым моментом этой ситуации стала встреча советского по