За праздничным шумом и барабанным
боем по поводу 25-летия белорусской Конституции
почти незамеченной прошла другая дата
— Международный день потребителя. Именно
15 марта 1961 года президент США Джон Кеннеди,
выступая в Конгрессе, заявил о четырех
неотъемлемых правах граждан как потребителей:
право на безопасность, на выбор, на замену
тех или иных товаров и право быть услышанным.
Впоследствии этот день был объявлен
ООН Днем потребителя.

Строго говоря, право на юридическую
защиту граждан, в том числе в сфере потребления,
тоже является одной из основных потребностей
всякого цивилизованного общества. В
демократическом обществе гарантии такой
защиты содержит Конституция государства.
Странно, что это удивительно символичное
совпадение дат — Дня потребителя и Дня
Конституции РБ, причем не только по форме,
но и по содержанию — осталось практически
вне поля зрения отечественных комментаторов.
Впрочем, это сегодня, так сказать, «задним
числом», многое становится ясным. В ситуации
1961 года — периода глобального противостояния
двух социальных систем — права потребителя
выступали прежде всего как политическое
оружие одного из соперников. Понадобилось
еще 34 года, прежде чем в мире была осмыслена
узость и пагубность только материально-вещественной,
а также сугубо индивидуалистической
трактовки сферы потребления.
В календаре эти даты разделяют всего
четыре дня. А также целая эпоха. Именно
11 марта 1995 года президент Франции Франсуа
Миттеран на форуме ООН по социальному
развитию в Копенгагене заявил:
– Сумеем ли мы предотвратить превращение
мира во всеохватывающий рынок, где господствует
закон сильного, где главной целью является
получение массовой прибыли в короткие
сроки, где спекуляция за несколько часов
сводит на нет плоды труда миллионов мужчин
и женщин? Не отдаем ли мы будущие поколения
игре этих слепых сил?.. Я считаю, что наш
мир требует переосмысления и он будет
переосмыслен, если мы введем социальный
аспект как ключевой элемент, волнующий
всех нас...

Иначе говоря, впервые на самом высоком
политическом уровне был сформулирован
запрос на потребность особого рода —
в социальной справедливости. Которая,
по сути, является базовой — интересом
высшего уровня по отношению ко всем другим.
Однако поставить вопрос вовсе не
означает ответить на него. Если это не
делают политики, рано или поздно отвечает
сама жизнь. И происходит это, как правило,
в виде той самой «игры слепых сил» с разрушительными
последствиями. «Восстание желтых жилетов»
во Франции, лидеры которой не вняли предостережениям
своего выдающегося предшественника,
лишь одно из свидетельств такого развития
событий.
Конституция РБ, в том числе ее версия
1996 года, формировались именно в тот период
особой востребованности социальной
справедливости, отношение к которой
на постсоветском пространстве оказалось
весьма дифференцированным. Четверть
века, истекшие с тех пор, показывают действенность
белорусского варианта ответа на этот
фундаментальный запрос общества. Который,
в общем, сводится к одному ключевому пункту
— необходимости эффективного механизма
участия общества в распределении «плодов
труда миллионов мужчин и женщин» (Ф. Миттеран).
Сегодня тема изменений в Конституции
РБ, приведения ее в соответствие с требованиями
времени, вновь усиленно продвигается
в повестку дня социально-политического
развития белорусского общества. Между
тем, важно помнить: Конституция — вовсе
не тот объект права, который должен откликаться
на любые текущие социально-экономические
перемены, изменения внутренней и внешней
политической конъюнктуры. Фундаментальная
задача обеспечения социальной стабильности
— это одна из производных стабильной
Конституции.
«Да кто ж она такая, эта Конституция?»
- допытывался неграмотный солдат-крестьянин
1917 года. «Конституция — жена великого князя
Константина!» - со знанием дела объяснял
ему полуграмотный матрос-рабочий. Ну,
а жену, при необходимости, можно и поменять!..
Полагаю, истекшее с тех пор столетие
не прошло бесследно для общества и кое-чему
научило основные социальные группы.
Есть страны, в том числе вполне преуспевающие,
живущие вовсе без формальной Конституции.
В этом случае ее функции выполняют определенные
законы и кодексы, созданные в свое время
по конкретному поводу — прецеденту и
показавшие свою дееспособность на протяжении
различных исторических эпох. Таким стержнем,
который делает их актуальными, является
способность этих правовых норм отвечать
на фундаментальный запрос общества на
социальную справедливость, а также защищать
социально-правовой статус людей труда.
Именно этот вопрос — отвечает/не отвечает
— должен лежать в основе возможных изменений
Конституции РБ.
Таковы соображения, возникшие в результате
случайного совпадения двух исторических
дат — очередного Дня потребителя и 25-летнего
юбилея Конституции Беларуси.
Владимир Верин.
Комментарии
Отправить комментарий