К основному контенту

Календарь: 15 марта — День потребителя... Конституции!


За праздничным шумом и барабанным боем по поводу 25-летия белорусской Конституции почти незамеченной прошла другая дата — Международный день потребителя. Именно 15 марта 1961 года президент США Джон Кеннеди, выступая в Конгрессе, заявил о четырех неотъемлемых правах граждан как потребителей: право на безопасность, на выбор, на замену тех или иных товаров и право быть услышанным. Впоследствии этот день был объявлен ООН Днем потребителя.

Строго говоря, право на юридическую защиту граждан, в том числе в сфере потребления, тоже является одной из основных потребностей всякого цивилизованного общества. В демократическом обществе гарантии такой защиты содержит Конституция государства. Странно, что это удивительно символичное совпадение дат — Дня потребителя и Дня Конституции РБ, причем не только по форме, но и по содержанию — осталось практически вне поля зрения отечественных комментаторов.
Впрочем, это сегодня, так сказать, «задним числом», многое становится ясным. В ситуации 1961 года — периода глобального противостояния двух социальных систем — права потребителя выступали прежде всего как политическое оружие одного из соперников. Понадобилось еще 34 года, прежде чем в мире была осмыслена узость и пагубность только материально-вещественной, а также сугубо индивидуалистической трактовки сферы потребления.
В календаре эти даты разделяют всего четыре дня. А также целая эпоха. Именно 11 марта 1995 года президент Франции Франсуа Миттеран на форуме ООН по социальному развитию в Копенгагене заявил:
– Сумеем ли мы предотвратить превращение мира во всеохватывающий рынок, где господствует закон сильного, где главной целью является получение массовой прибыли в короткие сроки, где спекуляция за несколько часов сводит на нет плоды труда миллионов мужчин и женщин? Не отдаем ли мы будущие поколения игре этих слепых сил?.. Я считаю, что наш мир требует переосмысления и он будет переосмыслен, если мы введем социальный аспект как ключевой элемент, волнующий всех нас...
Иначе говоря, впервые на самом высоком политическом уровне был сформулирован запрос на потребность особого рода — в социальной справедливости. Которая, по сути, является базовой — интересом высшего уровня по отношению ко всем другим.
Однако поставить вопрос вовсе не означает ответить на него. Если это не делают политики, рано или поздно отвечает сама жизнь. И происходит это, как правило, в виде той самой «игры слепых сил» с разрушительными последствиями. «Восстание желтых жилетов» во Франции, лидеры которой не вняли предостережениям своего выдающегося предшественника, лишь одно из свидетельств такого развития событий.
Конституция РБ, в том числе ее версия 1996 года, формировались именно в тот период особой востребованности социальной справедливости, отношение к которой на постсоветском пространстве оказалось весьма дифференцированным. Четверть века, истекшие с тех пор, показывают действенность белорусского варианта ответа на этот фундаментальный запрос общества. Который, в общем, сводится к одному ключевому пункту — необходимости эффективного механизма участия общества в распределении «плодов труда миллионов мужчин и женщин» (Ф. Миттеран).
Сегодня тема изменений в Конституции РБ, приведения ее в соответствие с требованиями времени, вновь усиленно продвигается в повестку дня социально-политического развития белорусского общества. Между тем, важно помнить: Конституция — вовсе не тот объект права, который должен откликаться на любые текущие социально-экономические перемены, изменения внутренней и внешней политической конъюнктуры. Фундаментальная задача обеспечения социальной стабильности — это одна из производных стабильной Конституции.
«Да кто ж она такая, эта Конституция?» - допытывался неграмотный солдат-крестьянин 1917 года. «Конституция — жена великого князя Константина!» - со знанием дела объяснял ему полуграмотный матрос-рабочий. Ну, а жену, при необходимости, можно и поменять!..
Полагаю, истекшее с тех пор столетие не прошло бесследно для общества и кое-чему научило основные социальные группы. Есть страны, в том числе вполне преуспевающие, живущие вовсе без формальной Конституции. В этом случае ее функции выполняют определенные законы и кодексы, созданные в свое время по конкретному поводу — прецеденту и показавшие свою дееспособность на протяжении различных исторических эпох. Таким стержнем, который делает их актуальными, является способность этих правовых норм отвечать на фундаментальный запрос общества на социальную справедливость, а также защищать социально-правовой статус людей труда. Именно этот вопрос — отвечает/не отвечает — должен лежать в основе возможных изменений Конституции РБ.
Таковы соображения, возникшие в результате случайного совпадения двух исторических дат — очередного Дня потребителя и 25-летнего юбилея Конституции Беларуси.
Владимир Верин.


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Туровский мост

В одну сторону. Фото с сайта onliner.by Вокруг Туровского моста сейчас много «художественного свиста» со стороны чиновников и околочиновничьей прессы. Особое восхищение вызывают заявления о том, что «ситуация под контролем». Она, что, и создавалась под вашим чутким руководством? Позвольте мне рассказать о том, что же происходило под этим контролем. Туровщина — моя малая Родина. На Припяти и ее старицах прошло мое детство. Если у отчего дома залезть на дерево повыше, то в ясную погоду можно увидеть тетиву моста. Правда, сейчас она опасно натянулась. Река, ее многочисленные притоки — Стырь, Случь, Птичь, Ствига, Лань, Горынь и другие всегда были источником жизни для населения края. Вдоль них протянулись линии человеческих судеб. Нынешняя авария Туровского моста наглядно показывает: то, что было главной артерией жизни, превратилось в препятствие, пересекло судьбы людей. Как и почему это произошло? Тот, кто помнит эти места хотя бы еще в 50 — 60-е годы прошлого стол

Пра родную мову.

21 лютага – Дзень роднай мовы. Добрая нагода для кожнага задумацца: якая яна, мая родная мова? Што яна для мяне? І што я для яе? Пытанне складанае. Але раней ці пазней трэба вызначацца. «Раней» -- ужо спазніўся. Застаецца «пазней» -- усё ж лепш, чым ніколі.  Руская альбо беларуская? «Наркомаўка» альбо «трасянка»? Тут, як звычайна, лепш відаць збоку. Калі ж спасылацца на ўласнае адчуванне, дык ні тая, ні іншая. Чаму? Таму, што само пытанне некарэктнае. Яно празмерна палітызаванае і адлюстравана ў чорна-белым спектры. Альбо – альбо, «хто не з намі, той супраць нас», і г. д. Калі мне прапануюць вызначыцца менавіта ў такім дыяпазоне, я без хістанняў адказваю: родная – руская. І ў той жа час мая радзіма – Беларусь. І сам я беларус, нягледзячы на запіс у пашпарце. І што ж атрымліваецца ў выніку? Нейкая бессэнсоўнасць? Не! У выніку – рэчаіснасць, якая заўсёды багацейшая за палітызаваныя схемы. Таму што пытанне аб роднай мове – перш за ўсё маральнае, культурна-этнаграфічнае, гіста

Когда уже вы начнете нас есть?

Время лице(лихо)деев. Когда дипломатия отдыхает. Прежде, чем отвечать на такой вопрос, следует обосновать правомерность вообще его задавать. Согласитесь, трудно представить себе ситуацию, где между ее участниками могут возникнуть отношения, в которых подобный вопрос был бы уместен. В этой связи целесообразно еще раз вспомнить о Карибском кризисе, о котором часто упоминалось минувшей осенью по поводу 60-летия события. В том числе и по той причине, что комментаторы усмотрели в нынешнем конфликте вокруг Украины немало признаков, общих с кризисом отношений между США и СССР вокруг Кубы в 1962 году. В первую очередь , по степени опасности возникновения третьей мировой войны, которую они в себе несут. Как известно, Карибский кризис в его острой фазе продолжался 13 дней, с 18 по 30 октября 1962 года. А его кульминация пришлась на 27 октября, когда лишь считанные часы отделяли человечество от его обрушения в пучину ядерной войны. Ключевым моментом этой ситуации стала встреча советского по