
Никто не даст нам избавленья,
Ни бог, ни царь и ни герой.
Добьемся мы освобожденья
Своею собственной рукой.
«Интернационал».
Голос крови.
Может показаться странным: тематика
«Мифологии В. В.» распространилась весьма
далеко — от Франции и Болгарии до Южных
Курил и Венесуэлы, а о соседней Украине
практически ни слова. Тем более, что в отношении
других стран пришлось доверять в основном
заемным источникам. А вот о соседней стране
есть собственные неизгладимые впечатления.
Хотя что же тут удивительного? Разве
не то же самое происходит в повседневной
жизни. Когда дальним и незнакомым мы готовы
давать ценные советы по любому поводу.
«Чужую беду одной рукой разведу». А в собственной
семье (ведь мы с украинцами в известном
смысле одна семья, не так ли?) не можем разобраться
в пустяковой проблеме.
А здесь и проблема вовсе не пустяковая.
Братская страна оказалась в большой
беде, что бы кто не говорил о ее нынешнем
состоянии. В стране льется кровь. Это происходит
не только в Донбассе, но на улицах и площадях
Киева, Одессы, Львова... Идет гражданская
война, у которой нет ни границ, ни линии
фронта. Она проходит через «политический
класс», местные сообщества и трудовые
коллективы, через семьи и сердца людей.
Каждый знает - «дело прочно, когда под ним
струится кровь!» (Гете ?). Кровь зовет к отмщению.
«До последней капли крови!» - клянутся
добровольцы ЛДНР, оглядываясь на сожженные
дома, погибших детей и стариков. «До последней
капли!..» - вторят им участники так называемой
АТО, стремясь проучить проклятых «сепаров»,
посмевших оспорить диктат киевского
«майдана». Как остановить этот заколдованный
круг, не знает никто.

Бог, царь, герой?.. Или Вандея?
Эти заметки пишутся накануне встречи
в «нормандском формате». Резонно было
бы дождаться ее итогов, прежде чем делиться
соображениями о развитии ситуации на
Украине.
Но кто они такие - «господа нормандцы»?
Какие есть основания надеяться, что их
новые решения и рекомендации окажутся
более действенными, чем предыдущие?
Для ответа на эти вопросы стоит обратить
внимание на эпиграф к тексту — слова пролетарского
гимна, написанные Э. Потье почти полтора
столетия назад. За прошедшее время понятия
«Бог», «царь», «герой» не раз меняли свое
содержание. В той или иной форме проявились
они и в истории Украины последних десятилетий.
Героизация бандеровщины, томос, головокружительный
взлет «народного президента Голобородько»
и многое другое. Но ни один из смыслов не
включает представления о «господах нормандцах»
как силе, способной решить проблемы страны.
Скорее наоборот, если вспомнить о том,
что Нормандия — это историческая Вандея,
сыгравшая известную роль в судьбе Великой
Французской революции.
Остается надежда на «свою собственную
руку». Но если развивать этот образ до
конца, правомерно задаться вопросом:
знает ли «левая, что делает правая рука»
Украины? Понятно, что шанс на «избавленье»
напрямую зависит от их способности стать
единой рукой.

Слуга народа или «украинский Макрон»...
Повод для появления этого текста
появился неожиданно. Случайно заглянул
в годичной давности текст «Мифологии
В. В.» - «Посеявший ветер, или Месть Макрону».
Вдруг открылось, что при всем различии
условий и политической культуры нынешние
украинские и французские политические
коллизии имеют много общего. (Не потому
ли Макрон был первым, кого нынешний президент
Украины посетил с официальным визитом?).
Разница же в том, что история Макрона по
времени и логике развития на несколько
шагов опережает траекторию движения
украинского «слуги народа». Если согласиться
с такой аналогией, то возникает соблазн
попытаться предсказать, как будет развертываться
украинский кризис, опираясь на французскую
политическую практику. Это оглушительный
успех наспех созданного избирательного
блока Макрона, его отказ от популистских
предвыборных обещаний, восстание «желтых
жилетов», мощная протестная кампания
профсоюзов... Остается определиться, насколько
украинское общество готово повторить
этот опыт.

Интернационализм или ксенофобия?
Много лет назад, в молодости автору
довелось работать в Могилевском бюро
путешествий и экскурсий. В том числе сопровождать
автобусные туристические группы на Украину:
в Киев и Чернигов, в Одессу и Полтаву... В
одной из поездок высказал удивление
каким-то сюжетом, увиденным из окна автобуса.
Водитель, бывалый бродяга туристских
маршрутов, ответил: «А что тут странного?..
У них, «хохлов», голова варит только с утра
до обеда...».
Еще тогда эта оценка поразила своей
резкостью, вызвала неприятие несправедливостью.
Позже пришло понимание: типичная бытовая
ксенофобия, характерная для «новой многонациональной
общности», как называли официальные
идеологи советский народ. Не сомневаюсь
в том, что у украинцев были тогда и есть
сейчас не менее содержательные характеристики
«бульбашей» - белорусов.
К тому времени у меня уже было собственное
представление о «хохлах». Еще в далеком
детстве так называли предприимчивых
умельцев, которые не реже двух раз в год
— зимой и летом — объезжали окрестные
полесские деревни вдоль Припяти. Веселые
«горшчаи» вытаскивали из соломы своих
бездонных возов высокогорлые гладыши,
пузатые горшки и макитры. А для нас, малышни,
у них всегда находились замысловатые
глиняные свистульки.
Кожухари доставляли отличные кожухи,
которые не снашивались десятилетиями.
Бочки, кадушки и «барила» (на самогонку!)
привозили бондари, топоры и серпы, мотыги
и лопаты — кузнецы. Порой этих людей называли
западниками. Но в основном это были украинцы
из недалеких Ровенщины и Житомирщины.
Трудяги со знаком качества.
Позднее жизненные пути не раз пересекались
с представителями украинского народа.
Они были среди однокурсников в БГУ, солдат
и офицеров — на службе в армии. С ними участвовал
в освоении целины в Уральской области
Казахстана, в Сибири — на строительстве
Тобольского нефтехимического комплекса.
И везде за ними закреплялась репутация
людей, с одной стороны — веселых и жизнерадостных,
с другой — трудолюбивых и мастеровитых
со здоровым стремлением к карьерному
успеху.
Поэтому известия, которые стали приходить
с Украины еще с 2004 года — времени первого
«майдана» - невольно рождали тревогу
о судьбе всех, кого знал лично. И еще вопросы:
за что им это? Почему? А в моменты особенно
буйных майданных скачек и ожесточенных
схваток у трибуны Верховной рады подсознательно
возникало сомнение: «Может, он в чем-то
был прав, тот «водила» туристского автобуса?
И все происходящее действительно можно
объяснить только состоянием послеобеденной
сиесты...»

Лоскутное одеяло украинской государственности.
Но если пытаться всерьез разобраться
в причинах нынешнего кризиса, то среди
них выделяются две группы факторов. Первая
— особенности формирования украинской
государственности в досоветский и, особенно,
в советский период. Вторая связана со
спецификой развития социально-экономической
ситуации в постсоветский период.
Не вдаваясь в детали, стоит напомнить
в части первой группы следующее. Политическое
образование Украина — сложный конгломерат
этнонациональных групп и хозяйственных
укладов, находящихся на разной стадии
сформированности и в разное время приведенных
к общеукраинскому «знаменателю». Левобережье
и Правобережье, Новороссия, Донбасс, Закарпатье,
Крым... Удержать эти разнородные субъекты
под общим колпаком способна была лишь
единая духовная скрепа — коммунистическая
идеология. Причем, что важно подчеркнуть,
заданная извне. Достаточно вспомнить,
к какой кровавой сече привела попытка
объединения Украины вокруг идеи «самостийности»
в 1917 — 1920 годах на основе «первородства Киевской
Руси».
Кто съел мое сало?
Вторая группа причин связана с тем,
что после распада СССР на долю Украины
досталась львиная доля имущества бывшей
единой страны, оказавшаяся на ее территории.
Фабрики, заводы, шахты, пароходы... И земля!
Словом, было что делить. Но не было представления,
как делить. И раздел советского наследства
начался по примитивному принципу - «Кто
съел мое сало?»
Соответственно, вся постсоветская
история Украины может быть разделена
на два этапа. Первый — раздел того, что «плохо
лежит». Преимущественно скрытая «борьба
бульдогов под ковром». Народ безмолвствует...
Второй этап — передел уже поделенного.
Использован исторический прецедент
- «грабь награбленное!» Если первый этап
условно совпадает с легитимным прикрытием
раздела со стороны режимов Кравчука
и Кучмы, то Ющенко и 1-й майдан — перелом,
переходный период ко второму этапу. В
свою очередь Янукович и Порошенко — различные
ипостаси обеспечения передела. Крым
и Донбасс — переход через 2-й майдан к вооруженным
акциям и кровопролитию. Простой народ
начинает роптать, ведь это его кровь льется
прежде всего. Взлет «слуги народа» Зеленского
— синдром этого ропота.
В земле наше сердце!
Что дальше? Очевидно, третий этап, главным
содержанием которого станет передел
земли — основной ценности Украины. Проект
соответствующего закона представлен
в Верховную раду. И дело даже не в том, что
речь идет о продаже, по разным данным, от
18 до 40 % мирового чернозема. «Где имущество
твое, там будет и сердце твое!» (Матфей).
В земле — сердце каждого украинца. Как,
впрочем, и любого патриота.
Поэтому третий этап будет последним
и решающим в развитии украинского кризиса,
поскольку вовлечет в борьбу основную
массу населения. Каким он будет? Это зависит
от множества обстоятельств. В том числе
внешних, но внутренних — в первую очередь.
Иначе говоря, от способности той самой
«собственной руки» к организованному
действию.
Эта способность предполагает множество
компонентов. Прежде всего, преодоление
раскола патриотически ориентированных
элит, их кланового характера. Другая задача
— устранение ужасной пропасти, отделяющей
элиты от интересов основных социальных
групп. Третья — восстановление духовного
единства общества, осложненного также
проблемой собственности. Даже православие
не избежало доминирования «Града земного»
над «Градом небесным» (борьба за храмы).
Четвертая задача — дистанцирование
от внешних интересантов. Среди них исторические
— Россия, Речь Посполитая, Венгрия, Германия,
Турция... А также геополитические — США,
Франция, Британская корона...
Как вскочить в окно?
Вопрос о земле — важнейшая предпосылка
решения этих задач и сплочения украинского
общества. Разумеется, этот потенциал
не реализуется сам собой. Речь идет лишь
о неком «окне возможностей». Удастся
ли в него вскочить? И что произойдет, если
все же не удастся? Ответы на эти вопросы
может дать лишь политическая практика.
Здесь лишь можно обозначить уровень
существующих рисков. Для автора очевидно,
что перспектива будущего Украины как
суверенного государства связана лишь
с установлением федеративного государства
с высоким уровнем автономии его субъектов.
Попытка сохранить унитарную модель неизбежно
приведет к утрате ею независимости. Будь
то в результате прямого распада государства
(который фактически уже идет). Будь то вследствие
его замены субгосударством под эгидой
хоть Евросоюза, хоть России, хоть Османской
Порты...
Никто не может определенно сказать,
преодолена ли уже на этом пути точка невозврата,
остался ли еще шанс? Во всяком случае положение
В. Зеленского представляется весьма
драматичным. Не исключено, что сегодня
«окно возможностей» лично для него стремительно
схлопывается. А для того, чтобы «не потерять
лицо» и оправдать доверие избирателей
от него потребуются сверхусилия. В частности,
вместо того, чтобы искать поддержку в
Вашингтоне, Париже, или где-то еще, ему нужно
быть готовым разделить участь Сальвадора
Альенде и с автоматом в руках защищать
свою Ла-Монеду.
Вместо заключения.
Так что же переживает Украина в настоящий
момент: утро или вечер? К сожалению, по всем
признакам это все еще затянувшийся осенний
вечер. Который по законам природы должен
когда-нибудь перерасти в утро. О том, что
этому неизбежно должна предшествовать
ночь, даже думать не хочется.
К счастью, у политики свои законы. Люди,
овладевшие ими, способны вырваться из
заколдованного круга типа «Кто съел
мое сало?» и предотвратить наиболее пессимистический
сценарий развития событий.
В конечном счете все определит уровень
гражданской зрелости самого украинского
общества. «Заграница» здесь не поможет.
Владимир Верин.
Комментарии
Отправить комментарий