
17 января. В день, когда случилось это
событие 59 лет назад, о нем мало кто знал.
Зато спустя 49 дней о нем узнал весь мир.
Столько времени самоходная баржа с четырьмя
солдатами на борту и сломанным мотором,
унесенная 17 января 1960 года от острова Итуруп
в Тихий океан, была предана воле волн. Ее
команда — сержант Асхат Зиганшин, рядовые
Филипп Поплавский, Анатолий Крючковский,
Иван Федотов — имели при себе минимум
продовольствия. Буханка хлеба, пара банок
консервов, несколько картофелин... Вот
все, чем отважная четверка располагала
в борьбе за свое выживание.
А еще были гармошка с кожаными мехами,
кожаные сапоги, поясные ремни... Все это
было сварено и съедено, чтобы хоть как-то
поддержать силы. И был главный источник
силы — способность держаться вместе,
укреплять друг друга в надежде. Помнится,
об этом в те дни писалось и говорилось
больше всего, как о неоспоримом преимуществе
советского человека. Приводилась масса
примеров подобных случаев с представителями
западного мира, завершавшихся трагически.
Вплоть до людоедства.
Через 49 суток дрейфа в бескрайнем океане
баржу заметили. Тогда это была мировая
сенсация № 1. Вплоть до полета Юрия Гагарина
имена четырех советских солдат были
у всех на устах. Нам, детям, они казались
сказочными богатырями, победившими могучий
океан. В знаменитой песне тех лет «Я люблю
тебя, Россия» Людмила Зыкина пела о них
и о Гагарине, и слова песни воспринимались
как гимн подвигу великой страны.

А у молодежи большой популярностью
пользовались еще и другие строки, положенные
на мотив входивших тогда в моду рок-н-ролла
и буги-вуги:
«Зиганшин — буги!
Зиганшин — рок!
Зиганшин съел
второй сапог!
Поплавский — рок!
Поплавский — буги!
Поплавский съел
письмо подруги...».

В этих куплетах были достойно отмечены
и другие члены героического экипажа
баржи.
Тогда же мы, дети послевоенного поколения
и услышали впервые о далеком острове
Итуруп — самом дальнем рубеже страны
Советов. Сегодня о нем и о других островах
Малой Курильской гряды снова много говорят
в хронике новостей. Можно подутать, что
действительно на них свет клином сошелся.
Люди задаются вопросом: отдаст Россия
острова Японии или нет?

При этом чаще всего приводят доводы
меркантильного характера. Типа: а какую
ценность для России представляют эти
скалистые, малонаселенные острова? А
что Россия получит от Японии взамен?
Люди, более просвещенные, приводят
аргументы стратегического порядка. Например,
о контроле над морским шельфом в районе
островов, где сосредоточены немалые
залежи нефти и газа. Напоминают также
о том, что с передачей островов будет окончательно
утрачен контроль над огромными запасами
рыбы и морепродуктов Охотского моря.
По некоторым данным, они составляют более
половины морских биоресурсов России,
особенно по наиболее ценным породам.
А самые продвинутые задаются вопросом:
что, уже действительно наступило время
пересмотра итогов 2-й мировой войны, как
нас хотят убедить западные «партнеры»?
Ведь передача Курильских островов в
состав СССР — условие безоговорочной
капитуляции милитаристской Японии перед
победителями — союзниками по антигитлеровской
коалиции. Это один из итогов победы, стоившей
нашей общей Родине — СССР десятков миллионов
жизней.
Значит, вопрос о передаче даже самого
необитаемого скалистого клочка суши
из группы Хабомаи, также входящей в состав
Малой Курильской гряды, выходит за пределы
полномочий нынешнего политического
режима России. Это, как минимум, предмет
компетенции политических структур, унаследовавших
те функции и роли, которые играл СССР на
мировой арене. Прежде всего, СНГ, ОДКБ, ЕАЭС.
А также Союзного государства Беларуси
и России, как наиболее продвинутого объединения
на постсоветском пространстве.
Соответственно, проблема мирного
договора с Японией не есть только проблема
исключительно российской внешней политики.
Даже если сводить ее к несостоявшейся
попытке решения в 1956 году: режим Н. С. Хрущева
представлял интересы не только СССР,
но и всего «восточного блока». Даже для
щедрого на «подарки» Хрущева эти интересы
не были пустым звуком. По этой причине,
прежде всего, «худой мир» и не состоялся.
Обо всем этом напоминает и годовщина
события 59-летней давности у далекого курильского
острова. Великий гуманист нашего времени
Д. С. Лихачев учил: «Нет памяти — нет совести!».
Если в стремлении наших народов к более
тесному сотрудничеству, интеграции и
есть что-то важное, позволяющее надеяться
на ее реальность, это вера в справедливость
и равенство, лежащие в основе этого стремления.
Иными словами, совесть. Если же ее нет, то
и надежды нет.
Владимир Верин.
Комментарии
Отправить комментарий