Ответ читателям Salavat.V, shsv82, ToTutaToTama, andreykaspb («Календарь: 17 января — Итуруп»).
Большое спасибо за отклик!
Представляю ситуацию. Художник написал картину. А потом на выставке стоит перед ней и объясняет зрителям, что он хотел на ней изобразить. Это значит, что картина плохая.
Ощущаю себя в роли такого художника. Но лишь отчасти. Ведь и не все зрители в одинаковой степени нуждаются в разъяснениях...
Это я к тому, что любой исторический текст содержит смыслы, размещенные «между строк». Они открываются, если применить необходимые «коды». Прежде всего, код времени. У каждого поколения — свой код. Это условия, в которых определенные поколения формировались, строили свою «картину мира», осознавали его главные проблемы.
Но в таком случае получается, что у каждого поколения свой угол зрения на прошлое, своя «история». И каждое событие в ней разным людям представляется с разным знаком. Например: где Итуруп, а где я? И напротив: Итуруп — моя большая Родина. Начиная от деда, который участвовал в кампании 1945 года на Дальневосточном театре военных действий... Те же четыре солдата, выстоявшие благодаря вере и надежде... Наконец, нынешняя шумиха вокруг безлюдных, засиженных птицами скал у побережья Японии. Дело-то не в них. Точнее, не в их рыночной цене и в возможных компенсациях за их передачу. Главное в том, что начинается пересмотр итогов 2-й мировой войны. Однажды начавшись, он закончится... Не исключено, что следующей мировой войной. Где будут другие победители. Если будут вообще... Спасибо, Salavat.V , мне кажется, интуитивно, вы мой единомышленник.
Но не буду заниматься страшилками. Вернемся к кодам. А что, спросите, разве нет такого универсального кода, который позволил бы разным людям уловить главное, что стоит за историческими событиями, расшифровать их с точки зрения влияния на настоящее и будущее?
Уверен, он есть. Многие ученые люди пытались его сформулировать с разной степенью успеха. Например, существует известное определение о том, что исторические события следует оценивать по законам и нормам того времени, когда они случились.
Но лично мне уловить очень важную закономерность помог Г. К. Честертон. Тот самый создатель выдающегося сыщика — отца Брауна. Но в данном случае имеются в виду не его детективные истории, а «Краткая история Англии», написанная в 1910 году и лишь недавно переведенная на русский язык.
Более обстоятельные рассуждения на эту тему можно найти в других текстах «Мифологии Владимира Верина». Здесь лишь коротко перескажу представления Честертона об исторической перспективе. История, по его мнению, напоминает лежащего колосса, который ногами расположен в сторону наблюдателя, а маленькая голова теряется где-то во мгле веков. И при этом, подчеркивает он, ноги часто оказываются глиняными!
Если согласиться с этим образом, то выходит, что главное — голову, то есть суть событий, их уроки, мы можем и вовсе не различить. А вот перед глазами всегда будут огромные ноги — повседневная текучка вчерашнего дня, где важное, существенное переплетено с частными интересами, обидами, заблуждениями, дезинформациями и «фейками».
Он же, Честертон, показал, как это работает на примере проблемы г. Солсбери. Да, того самого, который сегодня у всех на устах в связи с пресловутым «отравлением». Дело в том, что казус этот до сих пор не находит сколько-нибудь убедительного объяснения со стороны политических фигурантов.
Между тем Честертон обращает внимание: все увлечены высотой шпиля знаменитого собора в Солсбери. Однако гораздо большее значение имеет постижение особенностей старинного христианского обряда, который утвердился в Старом Саруме (древнее название Солсбери) и отсюда распространился по всей Англии вплоть до его отмены в 15 веке. На мой взгляд, здесь содержится ключ к пониманию причин того, почему политики были застигнуты врасплох и оказались не готовы к огромному общественному резонансу, который в настоящее время получил инцидент в Солсбери. И по тем же причинам быстро он не «сдуется», как бы этого кому-то не хотелось.
Впрочем, мы здесь слишком далеко уходим от конкретного сюжета «Календаря». Надеюсь, другие тексты не потребуют столь пространных комментариев.
В любом случае, всем большое спасибо за внимание.
Большое спасибо за отклик!
Представляю ситуацию. Художник написал картину. А потом на выставке стоит перед ней и объясняет зрителям, что он хотел на ней изобразить. Это значит, что картина плохая.
Ощущаю себя в роли такого художника. Но лишь отчасти. Ведь и не все зрители в одинаковой степени нуждаются в разъяснениях...
Это я к тому, что любой исторический текст содержит смыслы, размещенные «между строк». Они открываются, если применить необходимые «коды». Прежде всего, код времени. У каждого поколения — свой код. Это условия, в которых определенные поколения формировались, строили свою «картину мира», осознавали его главные проблемы.
Но в таком случае получается, что у каждого поколения свой угол зрения на прошлое, своя «история». И каждое событие в ней разным людям представляется с разным знаком. Например: где Итуруп, а где я? И напротив: Итуруп — моя большая Родина. Начиная от деда, который участвовал в кампании 1945 года на Дальневосточном театре военных действий... Те же четыре солдата, выстоявшие благодаря вере и надежде... Наконец, нынешняя шумиха вокруг безлюдных, засиженных птицами скал у побережья Японии. Дело-то не в них. Точнее, не в их рыночной цене и в возможных компенсациях за их передачу. Главное в том, что начинается пересмотр итогов 2-й мировой войны. Однажды начавшись, он закончится... Не исключено, что следующей мировой войной. Где будут другие победители. Если будут вообще... Спасибо, Salavat.V , мне кажется, интуитивно, вы мой единомышленник.
Но не буду заниматься страшилками. Вернемся к кодам. А что, спросите, разве нет такого универсального кода, который позволил бы разным людям уловить главное, что стоит за историческими событиями, расшифровать их с точки зрения влияния на настоящее и будущее?
Уверен, он есть. Многие ученые люди пытались его сформулировать с разной степенью успеха. Например, существует известное определение о том, что исторические события следует оценивать по законам и нормам того времени, когда они случились.
Но лично мне уловить очень важную закономерность помог Г. К. Честертон. Тот самый создатель выдающегося сыщика — отца Брауна. Но в данном случае имеются в виду не его детективные истории, а «Краткая история Англии», написанная в 1910 году и лишь недавно переведенная на русский язык.
Более обстоятельные рассуждения на эту тему можно найти в других текстах «Мифологии Владимира Верина». Здесь лишь коротко перескажу представления Честертона об исторической перспективе. История, по его мнению, напоминает лежащего колосса, который ногами расположен в сторону наблюдателя, а маленькая голова теряется где-то во мгле веков. И при этом, подчеркивает он, ноги часто оказываются глиняными!
Если согласиться с этим образом, то выходит, что главное — голову, то есть суть событий, их уроки, мы можем и вовсе не различить. А вот перед глазами всегда будут огромные ноги — повседневная текучка вчерашнего дня, где важное, существенное переплетено с частными интересами, обидами, заблуждениями, дезинформациями и «фейками».
Он же, Честертон, показал, как это работает на примере проблемы г. Солсбери. Да, того самого, который сегодня у всех на устах в связи с пресловутым «отравлением». Дело в том, что казус этот до сих пор не находит сколько-нибудь убедительного объяснения со стороны политических фигурантов.
Между тем Честертон обращает внимание: все увлечены высотой шпиля знаменитого собора в Солсбери. Однако гораздо большее значение имеет постижение особенностей старинного христианского обряда, который утвердился в Старом Саруме (древнее название Солсбери) и отсюда распространился по всей Англии вплоть до его отмены в 15 веке. На мой взгляд, здесь содержится ключ к пониманию причин того, почему политики были застигнуты врасплох и оказались не готовы к огромному общественному резонансу, который в настоящее время получил инцидент в Солсбери. И по тем же причинам быстро он не «сдуется», как бы этого кому-то не хотелось.
Впрочем, мы здесь слишком далеко уходим от конкретного сюжета «Календаря». Надеюсь, другие тексты не потребуют столь пространных комментариев.
В любом случае, всем большое спасибо за внимание.
Владимир Верин
Комментарии
Отправить комментарий