(Тунеядцы - 4).

Вступил в
действие Декрет №1 Президента Республики
Беларусь от 25 января 2018 года. Это
обновленная версия Декрета №3 от 2 апреля
2015 года «О предупреждении социального
иждивенчества», действие которого было
приостановлено в связи с неоднозначной
реакцией населения. Что нового вносит
этот документ в решение проблемы
занятости и в сферу трудовых отношений,
в целом? Каких результатов можно ожидать
от его реализации?
Начнем с
последнего вопроса. Окончательный ответ
на него может дать само
общество. Здесь полезно вспомнить
опыт введения предыдущего варианта —
Декрета №3. Кульминация общественной
реакции на него наступила на стыке
2016-17 годов, когда его нормы стали вводиться
в практику.
![]() |
Фото с сайта tut.by |
Что касается
первого вопроса — о нововведениях, то
их перечень достаточно широк. Остановимся
на главных. Тем более, что суть многих
из них станет ясна после появления
уточняющих и конкретизирующих документов
уполномоченных органов власти.
Первое
изменение — в названии. Декрет уходит
от негативного понятия «социальное
иждивенчество» (бюрократический вариант
«тунеядства»). Теперь он называется: «О
содействии занятости населения».
Очевидно желание сменить санкционно-карательную
направленность его норм на
социально-конструктивную.
Второе
новшество сформулировано в названии
этого текста: «движение вниз». В
данном случае понятие «вниз» не означает
упрощение, деградацию, регресс, как
принято толковать его в абстрактных
рассуждениях. Речь идет о переносе
центра тяжести в решении проблемы с
«верхних этажей» социально-политической
иерархии на нижние. То есть от центральных
институтов власти на местный, локальный
уровень. Туда, где возникают наиболее
болезненные проявления проблемы. И где,
по большому счету, сосредоточены основные
ресурсы ее решения. Одного этого
обстоятельства достаточно, чтобы
подчеркнуть прогрессивную суть Декрета,
содержащего объективную, трезвую оценку
ситуации.
Еще один
важный момент. Осуществляемая реформа
в области трудовых отношений (а оба
декрета представляют собой именно
попытку реформы. - Об этом см. «Тунеядцы
— 1, 2, 3») вступила в стадию институциализации.
Учреждение постоянных комиссий для
решения вопросов занятости — ключевых
задач в сфере социально-экономической
деятельности государства — означает
именно перераспределение обязанностей
в системе государственных институтов.
Оно осуществляется по «вертикали» - в
пользу новых институтов, учреждаемых
на «нижнем этаже» властной иерархии —
на муниципальном уровне.
Другая
сторона вопроса — пределы полномочий
вновь создаваемых структур. Текст
Декрета №1 в этой части одновременно и
лаконичен, и расплывчат: «В целях
координации работы...». Задача уточнения
полномочий и функций комиссий
возложена на правительство, которому
необходимо до 1 апреля утвердить примерное
положение об их деятельности. Остается
надеяться, что такое откладывание (и
перекладывание) ответственности не
отражает скрытой борьбы в «высшем
эшелоне» власти по поводу ее вероятного
перераспределения. А его решение не
станет дополнительным историческим
аргументом в пользу «Дня смеха».
Очевидным
выигрышным моментом нового Декрета
является его демократическая
направленность. Включение в состав
комиссий депутатов всех уровней, а также
то, что в их состав «могут входить
представители республиканских
государственно-общественных объединений,
иных общественных объединений» однозначно
свидетельствуют о готовности привлечь
к активному участию в управлении самих
граждан через структуры гражданского
общества.
Вместе с
тем особо «раскатывать губу» по поводу
демократизации преждевременно.
Демократия, вообще, явление не абстрактного,
а конкретно-процедурного характера. То
есть уровень демократизма будет во-многом
зависеть от содержания подзаконных
актов. В частности, того же положения о
комиссии. Тогда появятся и основания
предметно рассуждать о соответствии
«буквы закона» его духу, а дела —
намерениям. Следует также помнить
аксиому политики: «Власть не дают, ее
берут!». То есть многое зависит от
активности и зрелости самих общественных
объединений.
Из других
существенных особенностей стоит обратить
внимание на комплексный, системный
характер документа. Его действенность
в полном объеме может быть учтена лишь
в сочетании с нормативными актами,
изданными в конце минувшего года: о
предпринимательстве, инновациях,
цифровой экономике, самозанятости,
налогообложении и др. Фактически большую
и многоплановую проблему «тунеядцев»,
которую власть попыталась с налету
решить административным путем в Декрете
№3, теперь разделили на ряд смежных
проблем. По каждой из них принято
отдельное решение. Поэтому говорить об
эффективности Декрета №1 придется лишь
с учетом выполнения упомянутых решений.
Есть два
аспекта, которые дают основания
сомневаться в совершенстве Декрета №1,
даже при его непредвзятом изучении.
Первый носит принципиальный характер.
Речь о финансово-материальном
обеспечении деятельности институтов
содействия занятости. Это напрямую
касается перераспределения средств
центрального и местных бюджетов, системы
налогообложения. Отсутствие в Декрете
№1 хотя бы упоминания об источниках
таких средств вызывает опасения о
вероятности скатывания к модели
«самообеспечения». То есть к
фискально-санкционному механизму
финансирования реформы.
Другой
аспект — роль регионов в реализации
реформы. В тексте Декрета №1 заметно их
«провисание» в механизме обеспечения
занятости. Администрации областей,
крупных городов — лишь промежуточное
звено без специфических функций,
характерных для этого уровня системы
управления. Из практики известно: такое
звено, не имеющее конкретных задач, в
конечном счете начинает их активно
придумывать для оправдания своего
существования. В результате становится
помехой в решении общей задачи.
Дать ответы
на возникающие в этой связи вопросы
позволят подзаконные акты, разъясняющие
и конкретизирующие основные положения
Декрета №1. Многое прояснит риторика
участвующих в обсуждении реформы
представителей властных структур. Вот
лишь некоторые из выражений, проникших
в публичный дискурс и отражающих
собственную позицию этого отряда
исполнителей властных решений: «определить
принципиальных безработных»; «осознанная
безработица» (если речь не идет о всем
понятном требовании достойной оплаты
труда, тогда о чем?»; «расплачиваться
деньгами, которые честно заработаны»
(а что, деньги уже стали пахнуть?); и др.
В общем,
перефразируя старый анекдот, «клопы»
готовы притащить выброшенный старый
шкаф обратно на 5-й этаж... Как будет
развиваться ситуация в системе обеспечения
занятости населения, а также в области
регулирования трудовых отношений, в
целом, - в следующих материалах цикла
«Тунеядцы».
Комментарии
Отправить комментарий