![]() |
Фото с сайта sb.by |
Текст
«Туровский мост» появился в декабре
прошлого года, вскоре после возникновения
аварийной ситуации на мостовом переходе
между Туровом и Житковичами. С тех пор
много воды утекло в Припяти. Много чего
случилось в ближних и дальних окрестностях
моста, что нуждается в дальнейшем
осмыслении.
Бравые
рапорты - «Все под контролем!» - сменились
деловой озабоченностью: МЧС начеку,
людей не бросим. Затем — понтонная
переправа с перспективой строительства
временного моста. Понтоны унесло —
вновь появились катера и надежда на
появление парома, который экстренно
сооружается в Пинске. Идею временного
моста отставили, планируют ускоренный
ремонт провала на старом мосту... И это,
вероятно, еще не конец бурного чиновничьего
«креатива» на фоне усиления бедственного
положения местных жителей и субъектов
экономики.
Вместо решения проблемы —
хаотичные попытки ее «заштукатурить».
Неэффективные уже потому, что
ответственность за решение возложена
на структуры, не обладающие необходимыми
ресурсами («Гомельавтодор», например).
Либо на тех, кто причастен к их сооружению,
следовательно, не заинтересован во
вскрытии истинных причин ЧП.
Сейчас
очевидно, что проблема имеет государственные
масштабы и носит системный характер.
Даже той информации, которая появилась
в публичном пространстве, достаточно,
чтобы понять: «туровский синдром»
охватил многие регионы страны. Мосты
через Западную Двину в Новополоцке,
Березину в Бобруйске, Сож в Гомеле... Еще
больше фактов, которые пока не переросли
в очевидные провалы и зияющие трещины,
остаются в статусе «для служебного
пользования». Они выявлены в ходе
массового обследования мостовых
переходов, предпринятых после туровского
ЧП. Лично наблюдал бригаду специалистов,
вооруженных теодолитами и фотокамерами,
которые исследовали состояние путепровода
через железную дорогу на проспекте Мира
в Могилеве — практически единственный
выезд из центра города в направлении
Минска.
Здесь стоит
отвлечься от фактов и взглянуть на
проблему шире. Мост — не только объект
транспортной коммуникации. В символическом
значении - это ключевой момент общественной
интеграции: людей, общественных групп
и классов, регионов. Образ моста —
отражение важнейших функций государства:
внутренних и внешних. Напомним: идея
«моста между Востоком и Западом
по-прежнему вдохновляет лидеров Беларуси,
является одной из несущих конструкций
государственного суверенитета. У
принципа «мостизма» есть, кроме того,
количественное и качественное измерения.
Каждое из них скрывает невидимые, но
важные реалии. Полагаю, результаты
предстоящей в будущем году всеобщей
переписи населения будут богаты на
сюрпризы, которые прольют свет на
проблему.
Хочу
сосредоточить внимание только на одном
аспекте темы. Куда ведут мосты? В первом
тексте предложен ответ: в одну сторону
— на «вылет». Закономерен вопрос: а где
«точка приземления» и является ли она
конечной? Или это всего лишь «площадка
подскока» для продолжения «полета»...
Актуальность такой повестки дня
подтверждает ситуация у соседей —
прибалтийских стран, потерявших за
постсоветские годы около 1 млн. населения.
Цифра впечатляет сама по себе, даже без
учета качества контингента уехавших.
Динамика
демографических процессов в Беларуси
весьма показательна. Важнее всего, что
она не совпадает с тенденциями экономики,
в т. ч. индустриального развития. Ее
направления определяет, прежде всего,
уровень социально-культурного и бытового
сервиса населения. Темпы роста населения
столицы и областных центров, демографические
характеристики, социально-экономические
показатели свидетельствуют: произошла
«новая социальная дифференциация»
общества по признаку территориальной
принадлежности. То есть по линии
«провинция-регион-столица». Обнаружить
этот аспект проявления социального
неравенства и несправедливости в
социальном государстве нетрудно. Стоит
взглянуть на сеть транспортных магистралей
страны, которые поглотили основные
материальные ресурсы, предназначенные
на ремонт и реконструкцию дорог в
последние годы. Мостовые переходы,
путепроводы, объездные трассы — в том
числе. Речь идет, в первую очередь, о
дорогах, соединяющих Минск и областные
центры. Кому-кому, а чиновникам высшего
ранга, для которых эти дороги стали
одним из основных мест работы, это
известно лучше всех.

Другой
момент — относительные темпы роста
населения. Здесь столица опережает
всех, сосредоточив уже 20% жителей
Беларуси. Следом идут областные центры,
которые в свою очередь высасывают соки
из районной глубинки.
Таким
образом, движение «в одну сторону»
продолжается, и мосты, их состояние и
функционирование, - лишь «зеркало» этого
процесса. Но тут важно еще и другое.
Всякий односторонний процесс (а речь
идет именно о таком) имеет многоуровневый
характер. То есть представляет собой
пресловутую «пирамиду», у которой нет
внутренних ресурсов развития. В результате
решение одной проблемы ведет к
возникновению новых, еще более сложных.
Примеров бессчетное количество и в
столице, и в областных центрах. Их
обитатели охотно покажут места, где
рядом с новыми мостами и транспортными
развязками европейского уровня
десятилетиями сосуществуют вполне
средневековые коммуникации «времен
Очакова и покоренья Крыма», непригодные
даже для чумацких возов.
Кстати, уже
в ту пору описанное здесь явление
получило довольно точную квалификацию
- «потемкинские деревни». Мои
земляки-полешуки в подобной ситуации
высказываются еще более образно: «Морду
накрасила, а умыться забыла!».
Тем не менее
остается надежда, что молодое суверенное
государство сможет избавиться от
«потемкинского» наследства. Хотя
кульминация «туровского синдрома» еще
впереди, уроки из него извлекать самое
время.
https://vk.com/video233299298_456239038
ОтветитьУдалить