(Анатомия мифа).
«Красота
пустыни не в ее песках, а в сердце
верблюда».
Восточная
пословица.

Мы потихоньку
раскручиваемся. У блога все больше
читателей. И все чаще задают вопрос:
почему «мифология»? Разве в нашей жизни
недостаточно мифов, чтобы плодить еще
новые?
Попытку
объясниться автор предпринял еще во
вступительном тексте «Площадь Ильича».
Может быть, не совсем удачную. Сегодня
готов уже к более обстоятельному
разговору на эту тему.
С другой
стороны, тема «миф - мифология» такова,
что никакая отдельно взятая попытка не
может ни полностью ее раскрыть, ни
исчерпать. Ведь речь идет ни много , ни
мало о перевороте в сознании. Масштабы
которого и его суть можно сравнить лишь
с тем колоссальным сдвигом, который
произошел на заре эпохи Нового времени.
Тогда, образно выражаясь, общественное
сознание распалось на веру и идеологию.
Индивидуальное же сознание, оказавшееся
перед выбором и вынужденное с тех пор
«тянуть на одном крыле», опустилось с
неба на землю и погрязло в потребностях.
В результате
человек стал односторонним, «одномерным».
Цельный человек оказался скорее
исключением, чем правилом. Это либо
«круглый дурак», либо, что еще реже,
неповторимый гений.
Не могу
удержаться, чтобы не поделиться одним
размышлением последнего времени. Зачем
человечество летает в космос? И тратит
при этом колоссальные ресурсы. Разве
уже все земные проблемы решены? Да,
вопрос придуман не мной, и основные
варианты ответов на него уже прозвучали.
О значении научного прогресса, о важности
освоения космоса именно для решения
земных проблем и т. д. А что, более прямых
и коротких и менее расточительных путей
для решения этих проблем уже нет?
Вовсе не
призываю прекратить «дырявить небо» и
«зря тратить деньги». Это было бы
равносильно, например, призыву разоружиться
и ликвидировать армию, когда другие
вооружаются и ее укрепляют.
Но одно для
меня несомненно. В космосе человек ищет,
помимо прочего, свою «другую половину».
Стремится обрести некогда утраченную
на земле цельность. Или, что то же самое,
ищет разумную жизнь. Желательно более
развитый разум, который поможет эту
цельность вернуть.
Человек
пока не в состоянии или боится себе в
этом признаться. И, в некотором смысле,
уподобляется персонажу известного
анекдота. Тот не любил отмывать грязных,
замызганных детишек, а предпочитал
производить новых...

Между тем
«детишек» уже наплодилось довольно
много. Семь с половиной миллиардов —
теперь, и несколько сотен миллионов, из
которых состояло цивилизованное
человечество, - на заре Нового времени.
Не пора ли уже начать отмывать? Иными
словами, возвращать человеку некогда
утраченную цельность личности, ее
гармонию.
В этом, на
мой взгляд, и состоит суть проблемы
придания мифу положительного,
созидательного содержания. Задача не
только крайне насущная, но и колоссальной
трудности. Как и вообще всякое созидание,
строительство: планы, расчеты, проекты...
Неизбежные ошибки и их исправление. Но,
прежде всего, необходим строительный
материал, без которого все сведется к
«воздушным замкам».
Миф и
мифология в этом контексте и есть тот
самый строительный материал и,
соответственно, технология его применения.
С той лишь поправкой, что речь идет о
восстановлении цельности личности,
гармонии сознания и души. Только не
«природного человека», как в его «первом
пришествии», а человека самодостаточного.
Полагаю,
что работа эта может быть начата (а
закончена она вообще не может быть
никогда) только на индивидуальном
уровне. С обеспечением своеобразного
духовного «кислотно-щелочного баланса»
отдельного человека. Или, как принято
сейчас выражаться, с создания индивидуальной
«картины мира»...
Разговор о
роли мифа в построении «картины мира»
- отдельная тема, к которой придется еще
возвращаться. Поэтому хочу завершить
эти размышления одним эпизодом из своей
собственной жизни, который, кажется,
вполне удачно иллюстрирует их.
Более
полувека назад автор поступал на
исторический факультет БГУ имени Ленина.
Впервые в жизни попав не то, что в столицу,
а вообще в город. Поэтому вместо подготовки
к экзаменам больше бродил по улицам,
разинув рот и глазея на здания и памятники,
которые прежде видел только в кино и на
картинках.
Все десять
дней вступительных испытаний жил в
общежитии на улице Свердлова. Там близко
подружился с Серегой, с которым жил в
одной комнате. Он уже отслужил в армии
и на истфак поступал во второй раз. Был
во всех отношениях серьезнее и
самостоятельнее меня, поэтому взял
опеку надо мной, желторотым.
Помню, как
накануне экзамена по истории мы гоняли
друг друга «по датам». Должен признать,
что историю он знал отменно, гораздо
лучше меня. Думаю, и оснований стать
студентом у него было больше.
Но, как
говорится, «звезды сошлись» по-другому.
Я прошел по конкурсу, а мой приятель
недобрал баллов: конкурс в том году в
единственный тогда в Беларуси университет
был заоблачный.
Когда,
разъезжаясь, покидали общежитие, он на
прощание сказал: «Если забудешь фамилию,
вспомни броненосец «Потемкин». Кто
руководил восстанием на нем в 1905 году?
Матрос Григорий Вакуленчук. А я —
Вакульчик. Серега Вакульчик...». На этом
пути наши разошлись и больше не
пересекались.

За полвека
много воды утекло. Изменилось представление
об окружающем мире. Теперь, если заходит
речь о революции вообще и о первой
русской революции — в частности, передо
мной сначала встает лицо отличного
парня — Сереги. А уж потом всплывает
фамилия отважного матроса с броненосца
«Князь Потемкин-Таврический», события
на котором стали кульминацией первой
русской революции.
Таким видится
мне сегодня созидательный потенциал
мифа. Через одухотворение событий
конкретными интересами, их персонализацию,
отождествление с реальными, небезразличными
тебе людьми. Так школьник переносит на
учебный предмет свое отношение к учителю.
(Разумеется, и отношение учителя к себе).
Соответственно,
«картина мира», ее действующие лица и
вектор развития — у каждого свои. Человек
сам творец окружающего его мира, в
котором ему комфортно. Эти бесчисленные
«персональные миры» могут быть более
или менее близкими, порой противоположными.
В процессе их согласования и координации
в масштабах общества проявляется могучая
созидательная энергетика мифа.
Владимир
Верин.
Очень понравилась Ваша мысль о пребывании в "положительном спектре картин мира" через мифологию. Нельзя не согласиться с таким утверждением, к тому же человечество всю свою историю, похоже, именно этим и занимается. Окружая себя стройными системами различных верований, суеверий и проч. духовных практик - т.е. именно мифологией. Только мне представляется, что это и не хорошо и не плохо, потому как рано или поздно любой миф будет развенчан, обломками придавив своих создателей. И, говоря о цельной личности, - достойной цели человеческих устремлений, требующих для своего достижения "пары крыльев", не забыть бы, что и это - чистой воды мифология.
ОтветитьУдалитьМожно согласиться, если пользоваться трактовкой М. из толкового словаря. Здесь изначально принята другая версия: то, что не нуждается в развенчивании. Акцент на конструктивном содержании М., которое всегда присутствует. Простой вопрос: что еще есть в жизни духа, кроме М.? И разделены ли эти стороны дихотомии непреодолимой стеной? В. В.
Удалить