К основному контенту

С чистого листа. (Конспирологический этюд).

Сегодня даже школьники знают: все так называемые «цветные революции» совершаются по методическим указаниям, созданным в недрах американских спецслужб. Самый свежий пример – протестные выступления против антиковидных ограничений в Китае. Их уже сравнивают с событиями на площади Тяньаньмэнь в Пекине в 1989 году. Что характерно для массовых акций в Китае: многие их участники демонстрируют свою солидарность, поднимая над головой чистые листы белой бумаги. Считается, что это означает требование свободы, в том числе отмены цензуры.

Здесь открывается широкий простор для различных версий о замыслах заокеанских идеологов – авторов упомянутых методических руководств для организаторов «цветных революций». Судите сами. У любого, даже трижды демократического режима, найдутся недовольные его политикой. Поэтому для «серого кардинала», претендующего на то, чтобы использовать этот протестный потенциал в своих целях, основная проблема состоит не в их поиске. Главная трудность – необходимость сконцентрировать, сфокусировать это недовольство в одной точке, чтобы создать решающий перевес и подвигнуть массу к активным действиям. Тогда обычно удается довести цепочку событий до кровопролития и придать им необратимый характер.

Но все дело в том, что недовольство недовольству рознь. Различия могут быть между правыми и левыми, во взглядах на расовые и этнические проблемы, в религиозных и политических убеждениях, по языковым и культурным вопросам и многим другим. При том, что общество может кипеть от избытка непримиримости, чаще всего бывает трудно направить протестный поток в единое русло. В нем тут же появляются враждующие группы и фракции.

Иными словами, у каждого из нас в голове свои «мухи». Или, выражаясь в более близких автору текста понятиях, всякий живет в рамках собственного мифа. Как же в этих условиях найти общий знаменатель? Как сформировать единый миф, способный объединить недовольство многих в единый поток, сносящий все на своем пути? Придумка с чистым листом значительно облегчает эту задачу. Недоволен? Пиши на этом листе все, что хочешь. Нам все сгодится. Главное – не медли, не раздумывай, вливайся в общий поток.

Как давно известно, ничто не возникает само по себе, на пустом месте. Всегда есть предвестники, зародыши нового в недрах старого. В этой связи вспоминается анекдот 80-х годов, эпохи позднего СССР.

В Москве, на Красной площади милиция задержала человека. Листовки разбрасывал. Подобрали несколько штук – узнать, против чего он агитирует. Оказалось, это совершенно чистые листки бумаги.

– Это что такое? Почему ничего не написано? – грозно спрашивает начальник.

– А что писать? И так все понятно...

Так что же выходит? Это авторы политических анекдотов – советские диссиденты подбросили идею чистого листа? Ну а сами диссиденты откуда взялись? Какого ни возьми – то бывший представитель номенклатуры, то дипломат, то представитель культурной богемы. В общем, из числа тех, перед кем в свое время открылось плотно зашторенное окно в западный мир, полный соблазнов. Или хотя бы форточка. А значит, неизбежные контакты с представителями западных спецслужб.

Итак, получается, что круг замкнулся. Чистый лист как символ свободы (от кого? От чего? Для чего?) все-таки рожден там – в идеологических мастерских условного Запада.

Таким образом, здесь можно поставить точку. Но слишком мрачный и безвыходный получается итог рассуждений. Будто колесо истории заело и оно бесконечно проворачивается вхолостую на одном месте, зря растрачивая человеческую энергию, ресурсы, опыт, мечты...

Обращение к истории навело фокус внимания на еще один феномен. Древние римляне, например, тоже не были чужды этой идее. Правда, из-за сложностей доступа к листам, они выражались по-другому. Tabula rasa! (чистая доска) – говорили они. И при этом имели в виду невежественного, ограниченного человека, не обремененного необходимыми знаниями, нуждающегося в просвещении.

Свое видение образа имели и наши предки. Начать жизнь «с чистого листа» для них означало: забыть прошлое, стряхнуть груз прежних ошибок, зажить чужой жизнью. Образно говоря, эта ситуация напоминает героя еще одной мудрой притчи. Этот господин не любил отмывать собственных испачканных детишек. Он предпочитал делать новых, чистеньких...

Впрочем, от фольклора и мифологии пора вернуться к современным реалиям. Буквально на днях, в то же самое время, когда «продвинутые» студенты на площадях китайских городов размахивали листами чистой бумаги, на околоземную орбиту была успешно выведена первая китайская космическая станция. Три члена ее экипажа тоже захватили с собой листы чистой бумаги. А также необходимые принадлежности для занятий каллиграфией. То есть для того, чтобы воспроизводить там, в космосе знаки и символы китайской цивилизации, ее культуры, насчитывающей многие тысячи лет. Те ценности, благодаря которым, в том числе, стали возможны нынешние достижения китайского народа, его растущая роль в обеспечении стабильности в мире.

Перефразируя отечественного классика, бумага – лишь одно из средств для того, чтобы «сеять разумное, доброе, вечное». И в этом, как представляется, состоит истинное назначение чистого листа.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Туровский мост

В одну сторону. Фото с сайта onliner.by Вокруг Туровского моста сейчас много «художественного свиста» со стороны чиновников и околочиновничьей прессы. Особое восхищение вызывают заявления о том, что «ситуация под контролем». Она, что, и создавалась под вашим чутким руководством? Позвольте мне рассказать о том, что же происходило под этим контролем. Туровщина — моя малая Родина. На Припяти и ее старицах прошло мое детство. Если у отчего дома залезть на дерево повыше, то в ясную погоду можно увидеть тетиву моста. Правда, сейчас она опасно натянулась. Река, ее многочисленные притоки — Стырь, Случь, Птичь, Ствига, Лань, Горынь и другие всегда были источником жизни для населения края. Вдоль них протянулись линии человеческих судеб. Нынешняя авария Туровского моста наглядно показывает: то, что было главной артерией жизни, превратилось в препятствие, пересекло судьбы людей. Как и почему это произошло? Тот, кто помнит эти места хотя бы еще в 50 — 60-е годы прошлого стол

Пра родную мову.

21 лютага – Дзень роднай мовы. Добрая нагода для кожнага задумацца: якая яна, мая родная мова? Што яна для мяне? І што я для яе? Пытанне складанае. Але раней ці пазней трэба вызначацца. «Раней» -- ужо спазніўся. Застаецца «пазней» -- усё ж лепш, чым ніколі.  Руская альбо беларуская? «Наркомаўка» альбо «трасянка»? Тут, як звычайна, лепш відаць збоку. Калі ж спасылацца на ўласнае адчуванне, дык ні тая, ні іншая. Чаму? Таму, што само пытанне некарэктнае. Яно празмерна палітызаванае і адлюстравана ў чорна-белым спектры. Альбо – альбо, «хто не з намі, той супраць нас», і г. д. Калі мне прапануюць вызначыцца менавіта ў такім дыяпазоне, я без хістанняў адказваю: родная – руская. І ў той жа час мая радзіма – Беларусь. І сам я беларус, нягледзячы на запіс у пашпарце. І што ж атрымліваецца ў выніку? Нейкая бессэнсоўнасць? Не! У выніку – рэчаіснасць, якая заўсёды багацейшая за палітызаваныя схемы. Таму што пытанне аб роднай мове – перш за ўсё маральнае, культурна-этнаграфічнае, гіста

Когда уже вы начнете нас есть?

Время лице(лихо)деев. Когда дипломатия отдыхает. Прежде, чем отвечать на такой вопрос, следует обосновать правомерность вообще его задавать. Согласитесь, трудно представить себе ситуацию, где между ее участниками могут возникнуть отношения, в которых подобный вопрос был бы уместен. В этой связи целесообразно еще раз вспомнить о Карибском кризисе, о котором часто упоминалось минувшей осенью по поводу 60-летия события. В том числе и по той причине, что комментаторы усмотрели в нынешнем конфликте вокруг Украины немало признаков, общих с кризисом отношений между США и СССР вокруг Кубы в 1962 году. В первую очередь , по степени опасности возникновения третьей мировой войны, которую они в себе несут. Как известно, Карибский кризис в его острой фазе продолжался 13 дней, с 18 по 30 октября 1962 года. А его кульминация пришлась на 27 октября, когда лишь считанные часы отделяли человечество от его обрушения в пучину ядерной войны. Ключевым моментом этой ситуации стала встреча советского по