(Миф о
белорусской армии).
«Белая
армия, черный барон
Снова
готовят нам царский трон.
Но от
тайги до британских морей
Красная
Армия всех сильней!..».

Эту песню
мы самозабвенно распевали на школьных
уроках и праздничных концертах. В смысле
популярности с ней могли соперничать
лишь близкие по содержанию «По долинам
и по взгорьям», да еще «Смело, товарищи,
в ногу». Услышанные много позже
кисельно-макаронные рулады ливерпульской
четверки не шли ни в какое сравнение с
этими шлягерами, в строках которых был
слышен цокот копыт «лихих эскадронов».
А бело-черно-красная цветовая гамма
мгновенно переносила исполнителя в
зарево пожаров гражданской войны.
Дело, конечно,
не только в песнях, да в черно-белых
кинофильмах, которые мы тогда смотрели.
50-е — начало 60-х годов, на которые пришлось
мое детство и отрочество, были пропитаны
духом недавней войны. И осязаемым
присутствием армии, уже Советской — по
названию, но все той же Красной,
рабоче-крестьянской — по сути. Половина
деревенских пацанов щеголяла в фуражках
и пилотках своих старших братьев,
демобилизованных со срочной. А те, кому
досталась флотская бескозырка и
тельняшка, вообще считались небожителями.
Вместе с
армейскими атрибутами в сельское
захолустье врывался шум большого мира
с его заботами и тревогами, свершениями
и победами. Как умели и могли мои
сверстники подражали старшим, подспудно
готовились участвовать в грядущих
событиях, которые не мыслились отдельно
от армии. Даже детские игры того времени
часто выходили за рамки безобидных
забав.
Все наши
тайны надежно хранила «Барсучиха» -
заросший лесом остров среди болота.
Там, под корягами хранились «игрушки»
- проржавевшие немецкие «шмайсеры» и
русские «трехлинейки». Этого добра
можно было насобирать в полузасыпанных
окопах и землянках в окрестных лесах.
Штыки, саперные лопатки, затворы и еще
множество железяк совсем уж непонятного
назначения... Все это участвовало в наших
играх в «войнушку», которые часто
заканчивались обыкновенной дракой -
«белые» никак не желали признавать себя
побежденными.
Порой кто-то
приносил «штучки» поинтереснее —
неразорвавшиеся мины и гранаты. Из-за
отсутствия взрывателей с ними поступали
просто. В центре «Барсучихи» на небольшой
поляне росла кривая береза, на которую
могли забраться 10 — 15 человек. Там мы
отдыхали от «ратных» трудов, используя
ее как качели. Под березой постоянно
тлел костер, у которого грелись и обсыхали
в случае дождя. В этот костер мы и бросали
найденные боеприпасы.

Надо сказать,
дуракам везло. За все время, помню, только
одному оторвало палец. Случилось это,
правда, в мое отсутствие с пацаном из
соседней деревни. Его потом из-за этого
и в армию не взяли.
Вот так под
сенью мифа о «непобедимой и легендарной»
росло мое поколение. Сегодня, сравнивая
с некоторыми забавами современной
молодежи, порой прихожу к неутешительным
выводам. Все-таки у каждого поколения
есть свой опасный «пояс астероидов»,
через который неизбежно нужно пройти
каждому, прежде чем стать гражданином,
полноценным членом общества. И
«милитаризованное» взросление детей
победителей 1945 года ничем не хуже
«гаджето-селфизованного» становления
правнуков этих победителей.
Но есть одно
принципиальное различие. «Случайно иль
нарочно, того не знаю точно...». Но
военизированный стержень общественного
воспитания молодежи 50 — 70-х годов
объективно совпадал с потребностями
жизни. Осуществлялась важнейшая задача
государства — обеспечение безопасности
граждан. В том числе ее основы —
политического строя.
Остается
ли актуальной эта задача сегодня — в
начале 21 века? В частности, для нашей
суверенной страны — Республики Беларусь.
Ведь «мы, белорусы — мирные люди!..». Да
и времена наступили совсем другие. По
крайней мере, не худо бы оглянуться на
сопоставимые по численности и ресурсам
народы Европы, которые давно сориентировались
в обстоятельствах и научились использовать
пацифистскую модель политики в интересах
большинства.
Состоявшееся
недавно 100-летие Красной/ Советской/
белорусской армии показало, что вопросы
эти вовсе не праздные. По формальным
признакам дата 23 февраля 1918 года —
первые организованные боевые действия
красногвардейских отрядов, положившие
начало созданию регулярной Красной
армии, - автоматически унаследуется
Вооруженными силами РБ. Беларусь,
оказавшаяся в тот исторический период
частью Российской империи, затем —
буржуазной Российской республики и,
наконец, политически связанной с
Советской Россией, объективно разделяет
все основные события-метаморфозы ее
истории. И этот вывод - вовсе не только
продукт формальной логики. Он скреплен
кровью наших земляков на всех этапах
совместной военной истории Беларуси и
России.
Проблема в
том, что сегодня в белорусском обществе
нет единой позиции по отношению к общей
военной истории двух народов.
Соответственно, нет ответа на вопрос о
значении 100-летия Красной армии и роли
23 февраля — Дня защитника Отечества, в
частности. Что это: необходимый повод
для гендерного обмена цветочно-открыточной
продукцией в формате 23 февраля — 8 марта?
Или все же важный признак государственности,
символ суверенитета и способности
государства исполнить свою важнейшую
функцию — безопасность граждан?
Здесь
обнаруживаются, как минимум, две
взаимоисключающие позиции. Одна
принадлежит представителям меньшинства
политически активного класса —
белорусской оппозиции. Незначительное
представительство носителей этого
взгляда компенсируется четкостью их
концепции: никаких общих интересов со
сторонниками российско-советской версии
военно-исторического развития. В своей
антироссийской последовательности
готовы строить белорусскую воинскую
традицию на любых локальных конфликтах:
от феодальной усобицы «на Немизе» 1067
г. и битвы под Оршей 1514 г. до несостоявшегося
проекта БНР в 1918-м. Главный изъян в том,
что при всей яркости этих событий они
вырываются из социально-исторического
контекста. Характерно также, что среди
этих «славных вех» ни разу не упоминается
действительно историческая по значению
Грюнвальдская битва, в которой основу
легендарных «русских смоленских полков»
составили мстиславльские княжеские
дружины.
Другая
позиция — традиционная, которой
придерживаются институты белорусского
государства и разделяет большинство
общества. 23 февраля 1918 года — поворотное
событие общей истории России и Беларуси:
в сражении с наступающими войсками
кайзеровской Германии под Нарвой и
Псковом родилась рабоче-крестьянская
Красная армия.
Беда в том,
что формула эта за последнюю четверть
века осталась неизменной, несмотря на
фундаментальные геополитические сдвиги
в Европе и мире. Это, в частности, касается
Беларуси, государственность которой
обрела суверенный статус. Среди прочих
проблем, доставшихся Республике Беларусь
на руинах перестройки, одним из важнейших
оказался вопрос преемственности
государственных институтов. Белорусской
армии — в первую очередь. Вопрос этот
на должном уровне не решен до сих пор.
Образовался заметный уже невооруженным
глазом идейно-политический вакуум.
Да, в конце
80 годов, когда по соросовским лекалам
переписывалась отечественная история,
в «лихие» 90-е, уже после разрушения СССР,
было сделано немало, чтобы развенчать
события 100-летней давности. Ошеломленному
обывателю, чье сознание не успевало за
стремительными переменами в обществе,
была предложена вполне усваиваемая им
духовная пища. Различные факты, «фактики»
и просто исторические анекдоты вроде
безоглядного бегства балтийской матросни
из-под Нарвы, о захваченной «в плен»
цистерне со спиртом и т. п. откровения
поглощались массовым сознанием, жаждущим
«правды».
Но была
другая сторона этой правды, более сложная
для усвоения обывательским сознанием,
но более важная для понимания исторической
судьбы народа. Тогда, в 1918-м произошел
решительный поворот политической элиты
от надежд на мировую революцию - «ни
мира, ни войны, а армию распустить!» - к
признанию необходимости вооруженной
защиты завоеваний трудового народа.
Призыв «Социалистическое Отечество в
опасности!», декрет о создании РККА,
отклик добровольцев, вступивших в первые
красногвардейские отряды... Все это
события одного ряда.

Да, оставлена
Нарва, только на сутки удалось сдержать
натиск немцев на Псков. Но поражение
поражению рознь. «Разбитые армии хорошо
учатся!». Как и победы, среди которых
бывают «пирровы». Под Нарвой и Псковом
у их защитников родилось ощущение
собственной ответственности за судьбу
общего дела. Более того, возникло новое
понимание воинской чести. Взамен того,
которое было утрачено в прежней армии
вместе с разбежавшимися делить господскую
землю крестьянами, одетыми в солдатские
шинели. А также с двинувшимися в
направлении «тихого» Дона «их
благородиями».
Очень скоро
это качество тысячекратно проявится
на фронтах гражданской войны, в ее
исходе. Его не истребят уродства культовых
разборок и чисток межвоенной поры.
Проверкой надежности этого явления,
ключевого для боеспособности Красной
армии, была Великая Отечественная война.
Оборона Брестской крепости, защита
Днепровского рубежа в Могилеве, размах
партизанского и подпольного движения
в оккупированной фашистами Беларуси...
Эти и другие страницы, из которых
сложилась судьба войны невозможно
объяснить без учета феномена, родившегося
в феврале 1918 года.
Нынешняя
белорусская армия — естественная
наследница РККА/ Советской армии. Но
этот огромный духовный ресурс обеспечения
боеспособности белорусской армии не
реализуется автоматически. Он не
передается генетически, но требует
постоянной целенаправленной заботы со
стороны государства. И речь здесь не о
вооружении или материально-техническом
снабжении армии, при всей важности
соответствующих задач.
Суть проблемы
можно пояснить, сравнив два аспекта
безопасности государства: внутренняя,
которую обеспечивают милиция и другие
правоохранительные органы, и внешняя,
которая является сферой ответственности
вооруженных сил. Проблемы внутренней
безопасности находятся в центре внимания
государства. Это — условие его
стабильности. С одной стороны, объекты
внимания правоохранительных органов,
потенциальные носители угрозы
общественному порядку всегда рядом,
внутри самого общества. Начиная с
нарушителей правил дорожного движения.
С другой
стороны, их активизация означает
непосредственную угрозу функционированию
самого государства. Не случайно, например,
что уже 4 марта 1917 года вслед за свержением
самодержавия возникла в Минске народная
милиция, которую возглавил М. В. Фрунзе.
100-летний юбилей этого события, ставшего
фактически началом нового этапа
белорусской государственности, вполне
конструктивно был встречен всеми слоями
белорусского общества. (См. текст в этом
блоге «Беларуси — 100 лет!»).
Объект
внешней безопасности не столь очевиден
и постоянен, как во внутренней сфере.
Это не условные «студенты, сицилисты и
масоны», выражаясь словами классика.
Потенциальный внешний противник —
продукт политической конъюнктуры. То
есть складывающейся геополитической
ситуации и внешнеполитической деятельности
самого государства, правительства. В
современных условиях происходит
существенная деформация глобальных
процессов, союзнических структур и
обязательств, других факторов.
Проблема,
однако, в том, что вооруженные силы как
субъект внешней безопасности не могут
«колебаться вслед за линией партии».
Главным условием укрепления их
боеспособности и ориентиром развития
является сам факт того, что основой
современного мирового процесса продолжает
оставаться его государствоцентрическая
модель. То есть национальная безопасность,
в том числе внешняя, по-прежнему находится
во главе угла общественного устройства.
Это означает, что основной ресурс
развития национальных государств —
сохранение их обороноспособности. В
свою очередь, источник укрепления
обороноспособности находится не вне,
а внутри вооруженных сил. Это их постоянная
функциональность: дисциплина,
боеготовность, профессиональная выучка
и прочее, что вытекает из национальной
военной истории и опирается на традиции
армии.
Есть опасение,
что значение этого аспекта национальной
безопасности недооценивается государством.
Одно из возможных объяснений заключается
в том, что прежде проблема решалась
во-многом «самотеком». Практически на
долю каждого поколения приходилась
война, последствия которой общество
долго залечивало и помнило. Картинки
детства, приведенные в начале текста,
лишь иллюстрация такого процесса.
Сегодня,
как принято говорить, «тренд» изменился.
Еще в советское время его прекрасно
выразил земляк-могилевчанин Игорь
Шкляревский: «Швейцарцы ищут старину,/
А переводчик, виновато,/ Спиною к зареву
заката,/ Молчит: забыли про войну!..».
Продолжая этот образный ряд, можно
сказать, что за последние десятилетия
выросли поколения «внутренних швейцарцев».
В общем, сожалеть об этом не приходится.
Но эта ситуация предъявляет новые
требования к государственным институтам,
которые пока не готовы с ними считаться.
Нашумевшее
недавнее происшествие в учебном центре
в Печах с гибелью солдата — лишь одно
измерение большой общественной проблемы.
Невнятный статус прошедшего 100-летия
Вооруженных сил Республики Беларусь —
другой ее индикатор. Суть проблемы — в
сохранении и укреплении чести и
достоинства воинской службы, рожденных
век назад, закаленных в горниле войн и
вооруженных конфликтов. Корни проблемы
— в школьном и семейном воспитании, в
престиже воинской службы, в отношении
общества и государства к функции
защитника Родины.
Армия не
должна напоминать «чемодан без ручки»,
который нести неудобно, а бросить жалко.
Ей следует вернуть неофициальный статус
школы жизни. В этом, как и раньше,
ориентиром могут служить слова Андрея
Платонова: «Невоевавший (не служивший
в армии — В. В.) мужик все равно, что
нерожавшая баба». Проблему «нерожавших
баб» государство вполне успешно решает
в рамках демографической политики.
Обязано справиться и с другой частью
платоновской максимы.
Разумеется,
речь не идет ни об увеличении сроков
воинской службы, ни о численности армии.
Выражение «честь имею» должно стать
опознавательным знаком белорусской
армии и образцом для подражания молодежи.
Существует много возможностей для
реализации этого императива. Его
символический образ — в словах еще
одной песни нашей молодости — легендарной
«Каховки»: «Мы мирные люди, но наш
бронепоезд/ Стоит на запасном пути!..».
Прошедшее
100-летие Вооруженных сил РБ выявило
настораживающую тенденцию. В разной
степени, в разной форме и государство,
и политическая оппозиция избыточно
болезненно отреагировали на внешние
оценки происходящего в стране. По сути,
действовали по одному сценарию. Его
сюжет — известная восточная притча про
старика и внука, которые путешествовали
верхом на осле. Боязнь показаться
смешными и стремление угодить посторонним
досужим языкам кончилось тем, что глупый
старик взвалил себе на спину и осла, и
внука... И доставил еще большее удовольствие
досужим языкам.
Почему так
поступает оппозиция, в общем, понятно.
«Где сокровище ваше, там будет и сердце
ваше». Но отдает ли себе ясный отчет
государство в том, какой должна быть
национальная армия, пользующаяся
поддержкой общества?
Комментарии
Отправить комментарий