К основному контенту

Тунеядцы - 2

Далее речь пойдет об одном явлении из многообразной картины наших дней. Оно заслуживает внимания, во-первых, из-за своей повсеместной распространенности. Во-вторых, по причине его прямой причастности к проблеме «социальных иждивенцев», которая обсуждается здесь.

Сначала о распространенности. Многие из соотечественников — жителей столицы и городов поменьше — уже на протяжении около двух десятков лет имеют возможность наблюдать в определенных местах группы людей. Вообще-то по нынешним временам сам этот факт ни о чем не говорит. Мало ли зачем собираются люди: торговать, покупать, отдыхать, праздновать и т. д. Люди, о которых идет речь, не торгуют и не празднуют, а если отдыхают, то весьма целенаправленно. Они как раз и воплощают в себе один из сегментов «теневого» рынка труда, о котором в последнее время так много говорят и пишут.

Не обладаю достаточной информацией, чтобы использовать обобщенные характеристики этого явления. На то он и «теневой», чтобы не афишировать себя и особо не «светиться». Далее, он очень разный. И не только в зависимости от региона Беларуси, но и от города, или даже в отдельных местах одного города. Потому что, как и всякий рынок, его формирует спрос, который постоянно меняется. Наконец, что тоже важно, эта сторона нашей жизни совершенно обойдена социологией, психологией и прочими «логиями», а также вслед за ними и СМИ, которые ориентированы на государственный заказ. А потому больше озабочены доказательством преимуществ белорусской модели общественно-экономического
развития, чем изучением и раскрытием ее противоречий и недостатков.

По этим причинам хочу остановиться лишь на одной точке или ячейке этой стихийно сформировавшейся сети, которую довелось наблюдать лично. Это некий «пятачок» в могилевском микрорайоне "Мир" напротив известного магазина «Спортландия», вблизи от автотрассы Могилев — Минск. Приглашаю заинтересованных оппонентов дополнить, исправить или попытаться опровергнуть изложенные здесь впечатления и выводы на основе собственной информации.

Что бросается в глаза прежде всего при взгляде со стороны? Людей на упомянутом «пятачке» можно увидеть практически всегда: летом и зимой, утром, в обед и даже вечером, а также в любую погоду. Независимо от того, рабочий день или праздничный. Бывает с утра и 15—20 человек, но 2—3 "тусуются" всегда. Разумеется, контингент постоянно меняется. По внешнему виду — вполне опрятно, по-рабочему экипированный люд. Обычно у большинства сумочки-"ссобойки". Никаких признаков бомжатника. Место после себя оставляют довольно чистым: стоит коробка для окурков, очень редко можно заметить пустую бутылку из-под "плодово-выгодного". О довольно высоком профессиональном статусе этих людей свидетельствует вполне современный инструмент, который нередко у них при себе: электродрели и перфораторы, "вульфы" и шуруповерты, другое строительно-монтажное оборудование. Периодически подъезжают иномарки, внедорожники, забирая с собой по 2 — 3 клиента этой неформальной биржи труда.

Судя по всему, они вполне достойны представлять тот самый "средний класс", который является основой стабильного, динамично развивающегося общества. Именно о нем мечтают правящие элиты таких государств, как Беларусь, которые заявляют о стремлении закрепиться среди цивилизованных стран.

Почему эти люди попали в разряд тунеядцев? Что общего между ними и той живописной публикой конца 50-х годов прошлого века, о которой речь шла в первой части? На первый взгляд, их не объединяет ничего. Скорее, они даже полные антиподы, противоположность друг другу. Причем в самом главном — в отношении к труду.

Тем не менее общественное мнение безошибочно уловило то качество, которое роднит эти столь непохожие социальные группы. Это отношение к ним со стороны государства. В первом случае — советского и социалистического, во втором — демократического и социального. О том, как это произошло, и что из этого следует — в третьей, заключительной части текста.
Владимир Верин.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Туровский мост

В одну сторону. Фото с сайта onliner.by Вокруг Туровского моста сейчас много «художественного свиста» со стороны чиновников и околочиновничьей прессы. Особое восхищение вызывают заявления о том, что «ситуация под контролем». Она, что, и создавалась под вашим чутким руководством? Позвольте мне рассказать о том, что же происходило под этим контролем. Туровщина — моя малая Родина. На Припяти и ее старицах прошло мое детство. Если у отчего дома залезть на дерево повыше, то в ясную погоду можно увидеть тетиву моста. Правда, сейчас она опасно натянулась. Река, ее многочисленные притоки — Стырь, Случь, Птичь, Ствига, Лань, Горынь и другие всегда были источником жизни для населения края. Вдоль них протянулись линии человеческих судеб. Нынешняя авария Туровского моста наглядно показывает: то, что было главной артерией жизни, превратилось в препятствие, пересекло судьбы людей. Как и почему это произошло? Тот, кто помнит эти места хотя бы еще в 50 — 60-е годы прошлого стол...

Тренды=бренды, или Куда прет креатив

  Муха как символ гармонии. О сюрпризах, которые часто преподносит нам реклама, здесь говорилось уже не раз (см. тексты «Подарок студенткам МГУ», «Могилев. Приметы нового язычества» и др.). А новые сюжеты, все более захватывающие своей креативностью, появляются вновь и вновь. Очередной шедевр, явно рассчитанный на интеллигентного потребителя, появился все на том же рекламном щите у главного корпуса МГУ им. Кулешова под слоганом «Асалода чытання». На нем рядом с изображением анонимной «любимой книги» размещен жирный кремовый торт с горой клубники на нем. Бегло скользнув взглядом через окно автобуса по этому продукту рекламного творчества, по привычке отметил отсутствие гармонии между его элементами. В частности, какого-то связующего звена, которое подчеркнуло бы превосходство «пищи духовной» над ее физическим конкурентом. Например, в виде толстой зеленой мухи на верхушке торта. Позже, когда отмеченный рекламный объект в очередной раз попал в поле зрения, показалось, что его...

Куропаты — место всенародной скорби.

Лучше позже, чем никогда! - вот что можно сказать по поводу поднятой в СМИ темы Куропат. Мемориал всенародной славы — Курган Славы — существует уже почти полвека. Для памятника скорби и печали общенационального значения время пришло только сейчас. То есть для «обронзовения» славы освободителей Беларуси потребовалась четверть века. И втрое дольше для того, чтобы общество начало осознавать необходимость увековечения скорби о жертвах массовых репрессий. Причина такого различия понятна. Мемориализация событий и явлений, превращение в объект гражданской памяти, почитания означает среди прочего и заявление о причастности к событию, о готовности разделить ответственность за его последствия. Таков удел власти — быть ответственной за все. Не всякий политический режим, невзирая на его публичные декларации, обладает необходимой для этого смелостью. Соответственно, стремление утвердить объективное, всестороннее отношение к истории — показатель сильного режима, пользующегося пониманием и под...