К основному контенту

Беларусь – 2023. Что год грядущий нам готовит?

Накануне Нового года все соотечественники (и не только они) озабочены этим вопросом. Приглашаются гадалки и прочие провидцы, высказываются предсказания и прогнозы. И, как водится, звучат добрые пожелания себе и ближним. Непременно самые добрые, ибо давно и хорошо известно: вначале было слово. А значит верно говорят, что стоит назвать имя дьявола и он тут же появится.

Немало будет среди знакомых и незнакомых людей и тех, кто, поднимая бокал с шампанским, в очередной раз провозгласит легендарный киношный тост: «Выпьем за то, чтобы в Новом году наши желания/потребности совпадали с нашими возможностями!». И в очередной раз, подводя итоги года уходящего, вынужден будет признать, что расстояние между желаниями и возможностями по-прежнему слишком велико.

Более того, готов предположить, что для многих это расстояние по сравнению с прошлогодними итогами еще больше увеличилось, на глазах становясь пугающе непреодолимым. И дело даже не в том, что потребности наши чрезмерно выросли. (Хотя и не без этого тоже). Но гораздо в меньшей степени увеличились возможности их удовлетворения. А может быть просто остановились в своем развитии. Или даже сократились.

При более пристальном рассмотрении оказывается, что причина этого растущего несоответствия у большинства одна и та же. Потребность в безопасности – первооснова всех других потребностей – оказалась в остром противоречии с возможностями ее удовлетворить. Проще говоря, война снова остановилась у порога общего белорусского дома и лязгает своими ржавыми доспехами. А в чем-то, если иметь в виду войну «гибридную» – информационную, экономическую, психологическую (см. текст «Украина. Они не пройдут!») – она уже перебралась через этот порог, обдавая соотечественников своим смрадным дыханием.

Что же дальше? – с тревогой спрашивают люди, задумываясь о происходящем у южных рубежей страны. Как будет развиваться ситуация в 2023 году?

В 2015 году на научно-практической конференции в Гомеле автор, вероятно, первым ввел в общественный оборот понятие «белорусский балкон». Тогда поводом для того, чтобы использовать это известное словосочетание времен Великой Отечественной войны в новых условиях стала причудливая конфигурация линии, разделившей Россию и Беларусь с блоком НАТО и его сателлитами. Она сложилась после того, как натовский монстр проглотил почти все постсоветское пространство, а на Украине произошел «майданный» переворот. Но для рядового обывателя с его повседневными заботами, убаюканного либеральными сказками о глобальном мире, эта новая реальность до поры, до времени была всего лишь условной чертой на карте, нежели рубежом действительного противостояния.

Между тем ситуация стала стремительно меняться и контуры «белорусского балкона» приобрели все более осязаемые очертания. Их обозначили волны беженцев, накатывавшие одна за другой и оставлявшие на пограничных заграждениях все более грязную пену. Автомобильные пробки на пограничных переходах, растянувшиеся на десятки километров с обеих сторон. Даже несчастные животные, которые за много тысячелетий до появления человека были подлинными хозяевами этих пространств (вспомним «Песню про зубра» Миколы Гусовского), стали жертвами политических фобий, материализованных в металлических надолбах.

«Час истины» наступил с пришествием Ковид-пандемии. Это вселенское зло, требовавшее объединения усилий всех трезво мыслящих политиков, озабоченных судьбой сограждан, вскрыло их настоящий исчезающе мелкий калибр. Известный житейский принцип – «Сначала курим табачок твой, а потом – каждый свой!», ставший моделью поведения, уготовил для них жалкую участь строителей Вавилонской башни.

И вот заговорили пушки. То, что всего лишь десяток лет назад казалось просто невероятным – война между Россией и Украиной – свершилось. Сегодня о существовании «белорусского балкона» наперебой толкуют не только различные комментаторы. Об этом свидетельствуют бесстрастные космические снимки, на которых вдоль западных и северо-западных границ нашей страны зафиксирован небывалый военный ажиотаж. А за южной границей разверзлась огромная «черная дыра» Украины, из которой все чаще вырываются огненные протуберанцы диверсий и провокаций.

А что же восточная граница? Насколько прочно и надежно основание «балкона»? Здесь в качестве мощных скреп действуют 28 совместных белорусско-российских программ, которые в последнее время дополняются все новыми проектами сотрудничества и импортозамещения.

Но как будут развиваться события дальше? Как бы ни был надежен и обустроен балкон, нельзя жить на нем постоянно. Всегда есть реальная опасность почувствовать себя непрошенным гостем в собственном доме. Как избежать угрозы «балконизации» страны? (Тот, кто прочтет это слово, как хорошо известное понятие «балкАнизация», тоже не сильно ошибется).

Пока размышлял над этим вопросом, взгляд нечаянно наткнулся на высказывание немецкого философа Мартина Хайдеггера: «Каждая эпоха свершения мира есть эпоха заблуждения». Эту фразу видел и прежде, но относил ее к числу тех его загадочных формул, над которыми по сей день спорят современные мыслители. А в этот раз почему-то зацепило, послышалось что-то злободневное, волнующее.

Что же существенное говорит нам автор, значимое для оценки перспектив развернувшегося в центре Европы военно-политического конфликта? На наш взгляд он, во-первых, утверждает, что смена исторических эпох есть смена заблуждений. Во-вторых, что смена заблуждений не может быть признаком эволюционного восхождения человечества к более совершенному мироустройству.

Но каковы основания считать процессы, происходящие сейчас в мировой политике, сменой эпох? В любом случае для такого утверждения недостаточно только экспертных мнений, многие из которых к тому же носят взаимоисключающий характер. При всем желании, находясь внутри определенной эпохи или даже на стыке двух из них, объективного ответа на этот вопрос не найти. Остается довольствоваться субъективным. Впрочем, это как сказать. Например, уже отмеченное субъективное представление о невероятности войны между двумя, как принято выражаться, братскими народами. Реальность вполне подтверждает точность выражения: «Очевидное – невероятное».

На другом уровне таким примером может служить представление о ЛГБТ-сообществе как одном из носителей общечеловеческих ценностей. (Так же невероятное с точки зрения традиционных представлений о физическом самосохранении человеческой популяции). Однако в этом случае потребуется значительное время для превращения невероятного в очевидное. Тем не менее и этих примеров достаточно, чтобы за сменой господствующих заблуждений усматривать смену эпох.

Допустим, мы не ошибаемся в своих рассуждениях. Есть ли в них повод для оптимизма, надежда на разрешение локального пока конфликта, грозящего перерастанием в мировую войну?

Если вопрос сформулирован правильно, он содержит в себе основу для ответа. В данном случае это ключевое выражение – «угроза мировой войны». Элементарное чувство самосохранения, базовая потребность в безопасности определяет стремление избежать этой угрозы. Можно ли обнаружить в многообразии реальности устойчивые признаки такого стремления?

Не стоит рассчитывать на содержательный ответ, игнорируя контекст высказывания. По какому же поводу М. Хайдеггер делает свое заключение о заблуждениях сменяющих друг друга эпох?

Соответствующая работа называется «Изречение Анаксимандра». В ней рассматривается высказывание древнего философа милетской школы, известное прежде всего тем, что ему более 2,5 тысячи лет и оно является фактически первым философским изречением на греческом языке, дошедшим до наших дней. Итогом многочисленных переводов, сделанных в разное время, можно считать следующий вариант изречения, принадлежащий Ф. Ницше: «Откуда вещи берут свое происхождение, туда должны они сойти по необходимости, ибо должны они платить пени и быть осуждены за свою несправедливость сообразно порядку времени».

Что означают эти загадочные слова? Какое отношение имеют к прояснению судьбы процесса «балконизации», случившегося в центре Европы в первой четверти 21-го столетия новой эры? Подчеркнем: слова эти произнесены «ранним утром Запада» в терминологии М. Хайдеггера, а услышаны ухом «вечернего Запада». Или «на закате Европы».

Хайдеггер – глубокий знаток греческого языка в его развитии. Исследуя изречение «досократика» Анаксимандра, он обнаруживает в нем множество мыслеобразов, отражающих сущность современной ему эпохи. При этом соответствующие слова (понятия, термины) еще не родились или не утвердились (скажем возвышенно, в духе автора исследования: не озарены утренними лучами ранней философской мысли). Единственный шанс постигнуть суть эпохи – проникнуть вглубь несовершенства воплощения ее образа, пройдя чувствомысленный путь далеких предшественников, совершенный в «утренних сумерках», удаленных на 2,5 тысячи лет.

Разумеется, всегда есть опасность истолковать древние тексты слишком буквально. Как говорится, «подогнать под ответ». Особенно, если между оригиналом и потребностью в современном прочтении стоят множество поколений переводчиков и интерпретаторов. И каждый из них не был свободен от этой ученической слабости.

Но опыт М. Хайдеггера не претендует на окончательный, исчерпывающий ответ. Он важен тем, что дает к нему путь. При попытке использовать его для истолкования изречения Анаксимандра (возможно под влиянием актуальной политической ситуации вокруг Беларуси) возникло ощущение, что философ говорит о трех предметах: о конечности, преходящем характере всех событий, явлений («вещей»); о забвении источников, корней («несправедливость»); о неизбежном долге («пени»). А в совокупности все это охватывается понятием «сохранение памяти».

Что делать со всеми этими догадками, которые в целом характеризуют особенность человеческой природы? К определенному ответу не пришел. Но попутно вспомнилось, что год нынешний в Беларуси – год исторической памяти. Год уходит. Но память остается, не так ли? И это вселяет сдержанный оптимизм.

Владимир Верин.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Туровский мост

В одну сторону. Фото с сайта onliner.by Вокруг Туровского моста сейчас много «художественного свиста» со стороны чиновников и околочиновничьей прессы. Особое восхищение вызывают заявления о том, что «ситуация под контролем». Она, что, и создавалась под вашим чутким руководством? Позвольте мне рассказать о том, что же происходило под этим контролем. Туровщина — моя малая Родина. На Припяти и ее старицах прошло мое детство. Если у отчего дома залезть на дерево повыше, то в ясную погоду можно увидеть тетиву моста. Правда, сейчас она опасно натянулась. Река, ее многочисленные притоки — Стырь, Случь, Птичь, Ствига, Лань, Горынь и другие всегда были источником жизни для населения края. Вдоль них протянулись линии человеческих судеб. Нынешняя авария Туровского моста наглядно показывает: то, что было главной артерией жизни, превратилось в препятствие, пересекло судьбы людей. Как и почему это произошло? Тот, кто помнит эти места хотя бы еще в 50 — 60-е годы прошлого стол

Пра родную мову.

21 лютага – Дзень роднай мовы. Добрая нагода для кожнага задумацца: якая яна, мая родная мова? Што яна для мяне? І што я для яе? Пытанне складанае. Але раней ці пазней трэба вызначацца. «Раней» -- ужо спазніўся. Застаецца «пазней» -- усё ж лепш, чым ніколі.  Руская альбо беларуская? «Наркомаўка» альбо «трасянка»? Тут, як звычайна, лепш відаць збоку. Калі ж спасылацца на ўласнае адчуванне, дык ні тая, ні іншая. Чаму? Таму, што само пытанне некарэктнае. Яно празмерна палітызаванае і адлюстравана ў чорна-белым спектры. Альбо – альбо, «хто не з намі, той супраць нас», і г. д. Калі мне прапануюць вызначыцца менавіта ў такім дыяпазоне, я без хістанняў адказваю: родная – руская. І ў той жа час мая радзіма – Беларусь. І сам я беларус, нягледзячы на запіс у пашпарце. І што ж атрымліваецца ў выніку? Нейкая бессэнсоўнасць? Не! У выніку – рэчаіснасць, якая заўсёды багацейшая за палітызаваныя схемы. Таму што пытанне аб роднай мове – перш за ўсё маральнае, культурна-этнаграфічнае, гіста

Когда уже вы начнете нас есть?

Время лице(лихо)деев. Когда дипломатия отдыхает. Прежде, чем отвечать на такой вопрос, следует обосновать правомерность вообще его задавать. Согласитесь, трудно представить себе ситуацию, где между ее участниками могут возникнуть отношения, в которых подобный вопрос был бы уместен. В этой связи целесообразно еще раз вспомнить о Карибском кризисе, о котором часто упоминалось минувшей осенью по поводу 60-летия события. В том числе и по той причине, что комментаторы усмотрели в нынешнем конфликте вокруг Украины немало признаков, общих с кризисом отношений между США и СССР вокруг Кубы в 1962 году. В первую очередь , по степени опасности возникновения третьей мировой войны, которую они в себе несут. Как известно, Карибский кризис в его острой фазе продолжался 13 дней, с 18 по 30 октября 1962 года. А его кульминация пришлась на 27 октября, когда лишь считанные часы отделяли человечество от его обрушения в пучину ядерной войны. Ключевым моментом этой ситуации стала встреча советского по