(Дискурс-упражнение).

Дети —наше будущее! Как часто мы слышали,
читали, видели эту фразу. И даже сами не
раз ее повторяли. Настолько часто, что
она кажется всем очевидной истиной, аксиомой,
не нуждающейся в доказательствах. Как,
например, не нужно никому объяснять, что
такое еда. Или вода...
Одно только остается непонятным.
Как при такой всеобщей ясности этих самых
детей у нас все меньше и меньше. Вот и перепись
недавняя подтверждает: население Беларуси
стареет и сокращается. А некоторые особо
продвинутые и вовсе не желают обзаводиться
потомством. И это все при том, что и государство
не устает заявлять о своем интересе к
детям. Неважно, что имеет в виду – будущие
рабочие руки или штыки.
В общем, выходит какая-то несуразица,
явное несоответствие слова и дела. Складывается
впечатление, будто многие из соотечественников
превратились в мрачных мизантропов,
не верящих в будущее и живущих по принципу:
«После нас – хоть потоп!».
На это, конечно, есть свои объяснения
у многих «людоведов»: экономистов и социологов,
психологов и культурологов. Но мы не станем
к ним обращаться, так как у каждого своя
правда. А где много правд, там нет истины,
говорил кто-то из древних.
Поэтому попробуем покопаться в проблеме
сами. Ведь знание, добытое собственными
усилиями, и есть настоящее знание, не так
ли? К тому же есть для этого и подходящий
инструмент под названием дискурс-анализ.
Что такое дискурс? Кто-то из высоколобых
специалистов попытался подсчитать все
значения-определения этого слова. Насчитал
более 9 тысяч. Причем пока он считал появилось
свыше десятка новых. К чему приводит такое
бесконечное разнотолкование? Это на
собственном опыте испытал Виктор Пелевин,
попытавшись разобраться в романе «Empire–“V” с постоянно ускользающей природой
дискурса. В результате обнаружил, что
это – «магическая маска», способная спрятать
целый мир. Сделав это открытие, он так рассердился,
что тут же применил его по адресу специалистов,
на помощь которых надеялся. Вот что пишет
классик постмодернизма:
«Культуролог» – уролог, который так
подробно изучил мочеполовую систему
человека, что добился культового статуса
и получил право высказываться по духовным
вопросам... Ведь смог же академик Сахаров,
придумавший водородную бомбу, стать
гуманитарным авторитетом...».
Мы не полезем в дебри околонаучных
споров о сути дискурса. Просто вернемся
к изначальному значению слова, как его
понимали древние еще 2,5 тысячи лет тому
назад. Это – «рассуждение». То есть все
то знание, которое дается нам не с помощью
интуиции – неосознанного чувства, понимания,
возникающего «ниоткуда», озаряющего
без каких-либо доказательств и аргументов.
При рассуждении же мы используем
логику, сравниваем, учитываем обстоятельства
времени и места, где появилось высказывание,
личность того, кому оно принадлежит. А
также многое другое, что можно обнаружить
только «между строк» высказывания, но
без чего невозможно его подлинное понимание.
Можно сказать так: дискурс – это тот случай,
когда мы реагируем на чье-то высказывание,
отбросив эмоции и «включив» здравый
смысл.
Если подойти с этой стороны к заглавному
высказыванию по поводу детей, у нас получится
небольшое дискурс-упражнение. Выполнив
его, получим целый ряд неожиданных результатов,
о существовании которых даже не предполагали.
Итак, дан текст: дети – наше будущее!
Всего три слова, тире и восклицательный
знак. Что за ними стоит?
Вспомним, у каждого слова есть несколько
значений. Комбинируя эти значения в различных
сочетаниях со значениями других слов
получим множество смыслов. И не факт, что
все они нам понравятся.
Например, «дети». Плоды любви, «цветы
жизни», продолжатели рода, наследники,
родная кровь, надежда и опора... Но они же
– обуза, ошибка молодости, «спиногрызы»...
Что еще? У кого не хватает фантазии, обратитесь
к документальным «ужастикам» на ТВ типа
программ «ДНК», «Пусть говорят» и других.
Там детей подменяют и не всегда без умысла,
продают, сдают в аренду. Дети же и родители
судятся из-за наследства, выгоняют друг
друга из квартиры на улицу, занимаются
членовредительством и т. д. Кстати, все
это вовсе не изобретение нашего потерявшего
ориентиры (или совесть?) времени. Исторически
дети были первой частной собственностью
человека. Соответственно, их продавали
в рабство, меняли, отдавали в залог, ими
расплачивались за долги. В них играли,
как в куклы. «Мальчики для битья» откуда
пошли? То же и с «девочками»...
Не менее богата гамма значений у личного
местоимения «наше». «Наше» – это чьё? Ведь
помимо родителей, за ним может стоять
и чиновник местной администрации, распоряжающийся
бюджетом соцзащиты, и целое государство.
А какие тонкие нюансы приобретает «наше»
в устах школьной учительницы, врача-педиатра,
директора малокомплектной школы, озабоченного
наполнением классов и сохранением ставок.
Даже «будущее» – категория времени,
которому вообще наплевать на наше существование,
в этом контексте приобретает самые разные
оттенки, и не все из них светятся оптимизмом.
Вспомним про восклицательный знак
и заменим его ударением. Что получится,
если ударным словом мы сделаем «дети»?
Не «деньги», «имущество», «природу», а
именно детей? А какие смыслы всплывут,
если ударным словом станет «наше» и прозвучит
оно, например, из уст того же чиновника
наробраза, наловчившегося отводить в
собственный карман небольшой ручеек
из казенной реки?
Так же можно поэкспериментировать
и с «будущим». У него, если вдуматься, тоже
есть альтернативы. Можно отложить заботу
о детях до будущего ради выгоды в настоящем.
А можно и вовсе забыть о них в расчете на
чудеса клонирования.
Чуть не забыл казалось бы совсем бессодержательный
знак «тире». Обычно за ним пропущенное
слово. Но не всегда это слово – безличное
«есть» или «является». Пропущенными
могут быть: «продолжают», «изменяют»,
«обеспечивают», «отнимают», «наполняют»
и другие замечательные глаголы. Не сомневаюсь,
среди них найдется хотя бы один, который
точно отразит перспективу ваших отношений
с детьми.
На этом можно и прервать наше дискурс-упражнение.
Хотя его возможности для определения
отношения общества к детям далеко не
исчерпаны. Но сам принцип ясен и прост
как сибирский валенок. Все дело в степени
эгоизма членов общества, их индивидуального
сочетания готовности брать и отдавать.
Но для логичного завершения дискурс-упражнения
необходимо все же ответить на вопрос,
почему при демонстративной любви к детям
рождаемость в обществе давно преодолела
критическую черту? Для этого достаточно
выбрать наиболее приемлемый для себя
вариант из множества предложенных выше
алгоритмов. А затем честно ответить на
вопрос: есть ли у общества будущее, если
такой подход станет господствующим для
всех его членов?
Владимир Верин.
Комментарии
Отправить комментарий