К основному контенту

Дети – наше будущее!


(Дискурс-упражнение).

Дети —наше будущее! Как часто мы слышали, читали, видели эту фразу. И даже сами не раз ее повторяли. Настолько часто, что она кажется всем очевидной истиной, аксиомой, не нуждающейся в доказательствах. Как, например, не нужно никому объяснять, что такое еда. Или вода...
Одно только остается непонятным. Как при такой всеобщей ясности этих самых детей у нас все меньше и меньше. Вот и перепись недавняя подтверждает: население Беларуси стареет и сокращается. А некоторые особо продвинутые и вовсе не желают обзаводиться потомством. И это все при том, что и государство не устает заявлять о своем интересе к детям. Неважно, что имеет в виду – будущие рабочие руки или штыки.
В общем, выходит какая-то несуразица, явное несоответствие слова и дела. Складывается впечатление, будто многие из соотечественников превратились в мрачных мизантропов, не верящих в будущее и живущих по принципу: «После нас – хоть потоп!».
На это, конечно, есть свои объяснения у многих «людоведов»: экономистов и социологов, психологов и культурологов. Но мы не станем к ним обращаться, так как у каждого своя правда. А где много правд, там нет истины, говорил кто-то из древних.
Поэтому попробуем покопаться в проблеме сами. Ведь знание, добытое собственными усилиями, и есть настоящее знание, не так ли? К тому же есть для этого и подходящий инструмент под названием дискурс-анализ.
Что такое дискурс? Кто-то из высоколобых специалистов попытался подсчитать все значения-определения этого слова. Насчитал более 9 тысяч. Причем пока он считал появилось свыше десятка новых. К чему приводит такое бесконечное разнотолкование? Это на собственном опыте испытал Виктор Пелевин, попытавшись разобраться в романе «Empire–“V” с постоянно ускользающей природой дискурса. В результате обнаружил, что это – «магическая маска», способная спрятать целый мир. Сделав это открытие, он так рассердился, что тут же применил его по адресу специалистов, на помощь которых надеялся. Вот что пишет классик постмодернизма:
«Культуролог» – уролог, который так подробно изучил мочеполовую систему человека, что добился культового статуса и получил право высказываться по духовным вопросам... Ведь смог же академик Сахаров, придумавший водородную бомбу, стать гуманитарным авторитетом...».
Мы не полезем в дебри околонаучных споров о сути дискурса. Просто вернемся к изначальному значению слова, как его понимали древние еще 2,5 тысячи лет тому назад. Это – «рассуждение». То есть все то знание, которое дается нам не с помощью интуиции – неосознанного чувства, понимания, возникающего «ниоткуда», озаряющего без каких-либо доказательств и аргументов.
При рассуждении же мы используем логику, сравниваем, учитываем обстоятельства времени и места, где появилось высказывание, личность того, кому оно принадлежит. А также многое другое, что можно обнаружить только «между строк» высказывания, но без чего невозможно его подлинное понимание. Можно сказать так: дискурс – это тот случай, когда мы реагируем на чье-то высказывание, отбросив эмоции и «включив» здравый смысл.
Если подойти с этой стороны к заглавному высказыванию по поводу детей, у нас получится небольшое дискурс-упражнение. Выполнив его, получим целый ряд неожиданных результатов, о существовании которых даже не предполагали.
Итак, дан текст: дети – наше будущее! Всего три слова, тире и восклицательный знак. Что за ними стоит?
Вспомним, у каждого слова есть несколько значений. Комбинируя эти значения в различных сочетаниях со значениями других слов получим множество смыслов. И не факт, что все они нам понравятся.
Например, «дети». Плоды любви, «цветы жизни», продолжатели рода, наследники, родная кровь, надежда и опора... Но они же – обуза, ошибка молодости, «спиногрызы»... Что еще? У кого не хватает фантазии, обратитесь к документальным «ужастикам» на ТВ типа программ «ДНК», «Пусть говорят» и других. Там детей подменяют и не всегда без умысла, продают, сдают в аренду. Дети же и родители судятся из-за наследства, выгоняют друг друга из квартиры на улицу, занимаются членовредительством и т. д. Кстати, все это вовсе не изобретение нашего потерявшего ориентиры (или совесть?) времени. Исторически дети были первой частной собственностью человека. Соответственно, их продавали в рабство, меняли, отдавали в залог, ими расплачивались за долги. В них играли, как в куклы. «Мальчики для битья» откуда пошли? То же и с «девочками»...
Не менее богата гамма значений у личного местоимения «наше». «Наше» – это чьё? Ведь помимо родителей, за ним может стоять и чиновник местной администрации, распоряжающийся бюджетом соцзащиты, и целое государство. А какие тонкие нюансы приобретает «наше» в устах школьной учительницы, врача-педиатра, директора малокомплектной школы, озабоченного наполнением классов и сохранением ставок.
Даже «будущее» – категория времени, которому вообще наплевать на наше существование, в этом контексте приобретает самые разные оттенки, и не все из них светятся оптимизмом.
Вспомним про восклицательный знак и заменим его ударением. Что получится, если ударным словом мы сделаем «дети»? Не «деньги», «имущество», «природу», а именно детей? А какие смыслы всплывут, если ударным словом станет «наше» и прозвучит оно, например, из уст того же чиновника наробраза, наловчившегося отводить в собственный карман небольшой ручеек из казенной реки?
Так же можно поэкспериментировать и с «будущим». У него, если вдуматься, тоже есть альтернативы. Можно отложить заботу о детях до будущего ради выгоды в настоящем. А можно и вовсе забыть о них в расчете на чудеса клонирования.
Чуть не забыл казалось бы совсем бессодержательный знак «тире». Обычно за ним пропущенное слово. Но не всегда это слово – безличное «есть» или «является». Пропущенными могут быть: «продолжают», «изменяют», «обеспечивают», «отнимают», «наполняют» и другие замечательные глаголы. Не сомневаюсь, среди них найдется хотя бы один, который точно отразит перспективу ваших отношений с детьми.
На этом можно и прервать наше дискурс-упражнение. Хотя его возможности для определения отношения общества к детям далеко не исчерпаны. Но сам принцип ясен и прост как сибирский валенок. Все дело в степени эгоизма членов общества, их индивидуального сочетания готовности брать и отдавать.
Но для логичного завершения дискурс-упражнения необходимо все же ответить на вопрос, почему при демонстративной любви к детям рождаемость в обществе давно преодолела критическую черту? Для этого достаточно выбрать наиболее приемлемый для себя вариант из множества предложенных выше алгоритмов. А затем честно ответить на вопрос: есть ли у общества будущее, если такой подход станет господствующим для всех его членов?

Владимир Верин.


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Туровский мост

В одну сторону. Фото с сайта onliner.by Вокруг Туровского моста сейчас много «художественного свиста» со стороны чиновников и околочиновничьей прессы. Особое восхищение вызывают заявления о том, что «ситуация под контролем». Она, что, и создавалась под вашим чутким руководством? Позвольте мне рассказать о том, что же происходило под этим контролем. Туровщина — моя малая Родина. На Припяти и ее старицах прошло мое детство. Если у отчего дома залезть на дерево повыше, то в ясную погоду можно увидеть тетиву моста. Правда, сейчас она опасно натянулась. Река, ее многочисленные притоки — Стырь, Случь, Птичь, Ствига, Лань, Горынь и другие всегда были источником жизни для населения края. Вдоль них протянулись линии человеческих судеб. Нынешняя авария Туровского моста наглядно показывает: то, что было главной артерией жизни, превратилось в препятствие, пересекло судьбы людей. Как и почему это произошло? Тот, кто помнит эти места хотя бы еще в 50 — 60-е годы прошлого стол

Пра родную мову.

21 лютага – Дзень роднай мовы. Добрая нагода для кожнага задумацца: якая яна, мая родная мова? Што яна для мяне? І што я для яе? Пытанне складанае. Але раней ці пазней трэба вызначацца. «Раней» -- ужо спазніўся. Застаецца «пазней» -- усё ж лепш, чым ніколі.  Руская альбо беларуская? «Наркомаўка» альбо «трасянка»? Тут, як звычайна, лепш відаць збоку. Калі ж спасылацца на ўласнае адчуванне, дык ні тая, ні іншая. Чаму? Таму, што само пытанне некарэктнае. Яно празмерна палітызаванае і адлюстравана ў чорна-белым спектры. Альбо – альбо, «хто не з намі, той супраць нас», і г. д. Калі мне прапануюць вызначыцца менавіта ў такім дыяпазоне, я без хістанняў адказваю: родная – руская. І ў той жа час мая радзіма – Беларусь. І сам я беларус, нягледзячы на запіс у пашпарце. І што ж атрымліваецца ў выніку? Нейкая бессэнсоўнасць? Не! У выніку – рэчаіснасць, якая заўсёды багацейшая за палітызаваныя схемы. Таму што пытанне аб роднай мове – перш за ўсё маральнае, культурна-этнаграфічнае, гіста

Когда уже вы начнете нас есть?

Время лице(лихо)деев. Когда дипломатия отдыхает. Прежде, чем отвечать на такой вопрос, следует обосновать правомерность вообще его задавать. Согласитесь, трудно представить себе ситуацию, где между ее участниками могут возникнуть отношения, в которых подобный вопрос был бы уместен. В этой связи целесообразно еще раз вспомнить о Карибском кризисе, о котором часто упоминалось минувшей осенью по поводу 60-летия события. В том числе и по той причине, что комментаторы усмотрели в нынешнем конфликте вокруг Украины немало признаков, общих с кризисом отношений между США и СССР вокруг Кубы в 1962 году. В первую очередь , по степени опасности возникновения третьей мировой войны, которую они в себе несут. Как известно, Карибский кризис в его острой фазе продолжался 13 дней, с 18 по 30 октября 1962 года. А его кульминация пришлась на 27 октября, когда лишь считанные часы отделяли человечество от его обрушения в пучину ядерной войны. Ключевым моментом этой ситуации стала встреча советского по