К основному контенту

Могилев: приметы нового язычества.


О памятниках говорят все чаще. И не только говорят, но и сооружают все новые. Причин много и самых разных. Много памяти... Мало памяти... Исправление памяти. Кое-кто даже настаивает на существовании «войны памятников». Явление малопривлекательное. Единственное, что утешает: это все же много лучше, чем война людей.
В общем, процесс сложный, противоречивый. И Могилев в этом отношении дает пример весьма показательный. Что-то существенное на эту тему автор пытался сказать в предыдущих текстах («Японский городовой», «Японскийгородовой — 2»). Но есть вопросы, заслуживающие отдельного внимания.
В последнее время в мемориализации городского пространства замечен явный поворот к природе. Особенно отчетливо он обнаружил себя в ходе подготовки к празднованию 750-летия Могилева. Различные представители фауны стремительно размножаются. Их изваяния не только заполонили детские площадки, но переселились на улицы, площади, в скверы города. Что характерно: в зверином царстве, в отличие от людей, мирно соседствуют гуси-лебеди, львы и жирафы, олени и кабаны. Будто некие древние кланы тайно утверждают свои священные тотемы.
Можно также предположить появление среди городского руководства тайных поклонников язычников-друидов. Иначе как объяснить то, что на городских улицах место живых деревьев все чаще занимают их муляжи-памятники. Эти идолы, исполненные с разной степенью художественности, можно обнаружить у гостиницы «Могилев», у «китайской стены» и в других местах.
Правда, скучные реалисты объясняют их появление другими причинами. Одни утверждают, что причина проста — монументальные деревья занимают место живых, которым все менее комфортно в условиях сгущающегося смога городского центра.
Другие не соглашаются: все дело, мол, в спонсорах, оплачивающих городское благоустройство. Как известно, кто платит, тот и заказывает... Если какому-то управляющему банком угодно видеть под окнами своего офиса «денежное дерево», тут уж ничего не поделаешь.
Есть еще и третьи с самой конспирологической версией. Эти, претендуя на свою особую осведомленность, копают совсем уж глубоко. Дескать, за памятниками людям всегда стоит определенная идеология — приверженность тем или иным вождям, героям, подвигам. А стало быть всегда есть риск, что у постамента кумира могут появиться поклонники другого кумира, которые заявят: «Которые тут временные, слазь! Кончилось ваше время...». И вслед за памятником спихнут и тех, кто его воздвиг.
А вот деревья в этом смысле нейтральны и никому ничем не грозят. Они куда безобиднее даже зверей, за изображением каждого из которых кроется определенная символика. Не говоря уже про льва, который то ли мячик катает, то ли шар земной могучей лапой придавил. Даже в безобидной птичке кому-то порой чудится тень двуглавого орла...
А посмотрите на уличную рекламу. Ее, конечно, к памятникам не отнесешь. Но вот среди ее создателей — не только явные друиды и огнепоклонники, но и вовсе примитивные фетишисты, готовые поклоняться, например, каким-нибудь подгузникам.
Следуя принципам и традициям «Мифологии В. В.», не станем отрицать правомерности отмеченных версий. Как и любых других, кстати. Не зря сказал мудрец: то, что может быть, важнее того, что есть. Или что-то в этом роде.
Во всяком случае, налицо признание права на существование любых объяснений очевидного смещения внимания от людей в сторону представителей фауны и флоры. В том числе высказанного в самом начале текста предположения о существовании в Могилеве влиятельной неоязыческой секты. То, что их никто пока не видел, не означает, что их нет. Разве можно исключать, что по ночам скрытые идолопоклонники встречаются у изваяний своих кумиров — зверей, птиц или деревьев, совершают там свои ритуалы и жертвоприношения. Те же цветы, поцелуи, да просто касания определенных мест идола — чем не жертва! Не говоря уже про костры, бутылки, обломки предметов уличного обустройства, и другие следы древних ритуальных пиршеств.
Но тот же ход размышлений, опирающийся на представление о спиралевидном характере общественного развития, подсказывает нам, что на очередном его витке неизбежно возвращение внимания к человеку. То есть кумирами новых язычников снова станут люди. И, вероятно, очень скоро.
Только на этот раз памятники будут увековечивать не великих «кровопускателей» былых эпох. И не тех, кто придумал наиболее эффективные орудия, чтобы облегчить им эту задачу. Неважно, гильотину, порох или, например, атомную бомбу...
Напротив, объектами мемориализации должны стать люди, отвечающие, как минимум, трем условиям. Первое: это должны быть наши современники, живущие сейчас, рядом с нами. Второе: эти люди должны иметь род занятий, реально облегчающий повседневную жизнь своих земляков, соотечественников. И третье: в силу своей безымянности, не быть испорченными меркантильными обстоятельствами выдвижения (или «задвижения») на Доску почета, спрятанную за Домом советов.
Кто же они, эти люди, достойные особого уважения современников? У нас есть некоторые предложения. О них — в очередных текстах в рубрике «Могилев».
Владимир Верин.


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Туровский мост

В одну сторону. Фото с сайта onliner.by Вокруг Туровского моста сейчас много «художественного свиста» со стороны чиновников и околочиновничьей прессы. Особое восхищение вызывают заявления о том, что «ситуация под контролем». Она, что, и создавалась под вашим чутким руководством? Позвольте мне рассказать о том, что же происходило под этим контролем. Туровщина — моя малая Родина. На Припяти и ее старицах прошло мое детство. Если у отчего дома залезть на дерево повыше, то в ясную погоду можно увидеть тетиву моста. Правда, сейчас она опасно натянулась. Река, ее многочисленные притоки — Стырь, Случь, Птичь, Ствига, Лань, Горынь и другие всегда были источником жизни для населения края. Вдоль них протянулись линии человеческих судеб. Нынешняя авария Туровского моста наглядно показывает: то, что было главной артерией жизни, превратилось в препятствие, пересекло судьбы людей. Как и почему это произошло? Тот, кто помнит эти места хотя бы еще в 50 — 60-е годы прошлого стол

Пра родную мову.

21 лютага – Дзень роднай мовы. Добрая нагода для кожнага задумацца: якая яна, мая родная мова? Што яна для мяне? І што я для яе? Пытанне складанае. Але раней ці пазней трэба вызначацца. «Раней» -- ужо спазніўся. Застаецца «пазней» -- усё ж лепш, чым ніколі.  Руская альбо беларуская? «Наркомаўка» альбо «трасянка»? Тут, як звычайна, лепш відаць збоку. Калі ж спасылацца на ўласнае адчуванне, дык ні тая, ні іншая. Чаму? Таму, што само пытанне некарэктнае. Яно празмерна палітызаванае і адлюстравана ў чорна-белым спектры. Альбо – альбо, «хто не з намі, той супраць нас», і г. д. Калі мне прапануюць вызначыцца менавіта ў такім дыяпазоне, я без хістанняў адказваю: родная – руская. І ў той жа час мая радзіма – Беларусь. І сам я беларус, нягледзячы на запіс у пашпарце. І што ж атрымліваецца ў выніку? Нейкая бессэнсоўнасць? Не! У выніку – рэчаіснасць, якая заўсёды багацейшая за палітызаваныя схемы. Таму што пытанне аб роднай мове – перш за ўсё маральнае, культурна-этнаграфічнае, гіста

Когда уже вы начнете нас есть?

Время лице(лихо)деев. Когда дипломатия отдыхает. Прежде, чем отвечать на такой вопрос, следует обосновать правомерность вообще его задавать. Согласитесь, трудно представить себе ситуацию, где между ее участниками могут возникнуть отношения, в которых подобный вопрос был бы уместен. В этой связи целесообразно еще раз вспомнить о Карибском кризисе, о котором часто упоминалось минувшей осенью по поводу 60-летия события. В том числе и по той причине, что комментаторы усмотрели в нынешнем конфликте вокруг Украины немало признаков, общих с кризисом отношений между США и СССР вокруг Кубы в 1962 году. В первую очередь , по степени опасности возникновения третьей мировой войны, которую они в себе несут. Как известно, Карибский кризис в его острой фазе продолжался 13 дней, с 18 по 30 октября 1962 года. А его кульминация пришлась на 27 октября, когда лишь считанные часы отделяли человечество от его обрушения в пучину ядерной войны. Ключевым моментом этой ситуации стала встреча советского по