К основному контенту

Когда уже вы начнете нас есть?

Время лице(лихо)деев.

Когда дипломатия отдыхает.

Прежде, чем отвечать на такой вопрос, следует обосновать правомерность вообще его задавать. Согласитесь, трудно представить себе ситуацию, где между ее участниками могут возникнуть отношения, в которых подобный вопрос был бы уместен.

В этой связи целесообразно еще раз вспомнить о Карибском кризисе, о котором часто упоминалось минувшей осенью по поводу 60-летия события. В том числе и по той причине, что комментаторы усмотрели в нынешнем конфликте вокруг Украины немало признаков, общих с кризисом отношений между США и СССР вокруг Кубы в 1962 году. В первую очередь , по степени опасности возникновения третьей мировой войны, которую они в себе несут.

Как известно, Карибский кризис в его острой фазе продолжался 13 дней, с 18 по 30 октября 1962 года. А его кульминация пришлась на 27 октября, когда лишь считанные часы отделяли человечество от его обрушения в пучину ядерной войны. Ключевым моментом этой ситуации стала встреча советского посла в Вашингтоне Анатолия Добрынина с министром юстиции США Робертом Кеннеди, младшим братом президента, состоявшаяся в офисе министра по его приглашению. Как вспоминал Добрынин суть беседы спустя более 20 лет, она проходила наедине в кабинете Р. Кеннеди. Она началась 10-минутной тирадой, в которой последний обвинил советское руководство в создании тяжелейшей кризисной ситуации. Другая позиция этого монолога: президент США вынужден отбиваться от упреков в мягкотелости и нерешительности даже со стороны ближайшего окружения.

Что особенно важно, все это было высказано в отборнейших матерных выражениях. Сменив тон, Р. Кеннеди добавил: «Анатолий, поймите правильно мою грубость. Именно так президент оценивает сложившуюся обстановку. Поэтому прошу передать услышанное в Кремль максимально точно».

По словам Добрынина, всю обратную дорогу в посольство он ломал голову, как выполнить поручение. С одной стороны, в тогдашней ситуации в Кремле за такие слова можно было очень просто лишиться всего. С другой – только максимально точно изложив содержание разговора, можно было донести до Хрущева степень накала обстановки в Белом доме. Именно такое решение принял он, сев писать телеграмму «вне очереди» в Москву, в МИД.

Дальнейшее хорошо известно: голос отчаяния, донесенный на «интернациональном» языке, был услышан. Компромисс был найден. Острота ситуации пошла на спад.

Уроки Карибского кризиса.

Как часто бывает в истории, самое важное остается вне публичного пространства. Вот и этот эпизод стал известен со слов Добрынина лишь узкому кругу сотрудников советского посольства в США, которые собрались в 1985 году отметить его рекордное – 23-летнее пребывание на посту посла. Но взрывоопасной эта тема оставалась еще много лет спустя.

Впрочем, А. Ф. Добрынин вполне подтвердил свою политическую репутацию тем, что исполнил первую заповедь своей профессии: «Язык дипломату дан для того, чтобы скрывать свои мысли». В своих мемуарах под названием «Сугубо доверительно», вышедших в 1996 году, он не сообщил о самых колоритных моментах упомянутой встречи.

Такая сдержанность понятна. Для Добрынина его участие в событиях завершилось стрессом и легким нареканием со стороны непосредственного начальства. Прилетев в Москву в отпуск в следующем году, он явился в МИД к А. А. Громыко. Тот только покачал головой: «Тебе-то что – отправил депешу и дело с концом. А докладывать Хрущеву ее пришлось мне... Но ты совершенно правильно сделал».

Иным исход Карибского кризиса был для других его действующих лиц. Известна зловещая фигура генерала Кертиса Лемея, начальника штаба ВВС США, в свое время командовавшего атомной бомбардировкой Хиросимы и Нагасаки. Этот ярый антисоветчик, инициатор планов по уничтожению СССР, был активным сторонником эскалации Карибского кризиса. Выйдя из Овального кабинета Белого дома, где президент Джон Кеннеди в очередной раз отверг предложение стереть с лица земли Кубу вместе с расположенными там советскими подразделениями, Лемей в припадке бешенства сообщил подчиненным: «Этот чертов Кеннеди разрушит нашу страну, если только мы что-нибудь не предпримем».

И они предприняли. О трагической судьбе братьев Кеннеди сегодня знают даже школьники. Но это была лишь «вершина айсберга». О других далеко идущих последствиях принятых «мер» человечество продолжает узнавать по сей день.

Как минимум, два исторических урока следуют из этого памятного события. Первый. Во всяком конфликте, затрагивающем судьбы мира, наступает свой «час истины», который человечество обязано использовать для собственного спасения. И второй. Исключительно важно, чтобы в этот момент нашлись силы, способные использовать возникающую на короткое время атмосферу прозрения в интересах всеобщей безопасности и предотвратить мировую катастрофу.

Иными словами, речь идет о необходимости совпадения объективных условий и субъективного фактора. Более 60 лет назад такое сочетание удалось обеспечить, необходимые политические ресурсы оказались востребованы. Понятно, «цена вопроса», как бы ни была она велика, здесь является второстепенным моментом. Каково же состояние кризисной ситуации, возникшей вследствие войны на Украине?

Людоедство как движущая сила истории.

Есть немало признаков, что объективные условия конфликта вполне созрели для того, чтобы преодолеть синдром «вавилонской башни». Речь идет о готовности противостоящих сторон к постижению того всеобщего «языка» (будь то матерный или какой иной), на котором только и возможно достижение взаимопонимания, признания жизненных интересов друг друга. Об этом свидетельствует, в частности, наступление в конфликте своеобразной стадии «людоедства».

Здесь стоит уточнить: имеются в виду вовсе не частные случаи зверства, свойственные всякому вооруженному конфликту. Если для пояснения мысли использовать образ осажденной крепости, то из истории известно: самые неприступные из них пали не под ударами стенобитных орудий. Самой «адской машиной» оказался мешок с золотом, открывавший осаждающим ворота цитадели.

Однако во все эпохи отмечены случаи, когда у осажденных оказывались ценности более высокого порядка – духовные (Отечество, свобода, будущее детей...). И тогда противостояние переходило как раз в стадию «людоедства». Причем этот процесс мог характеризовать как отчаяние осажденных, так и моральное разложение осаждающих.

Разумеется, понятие «людоедства» здесь употреблено прежде всего в фигуральном смысле. Хотя история переполнена и фактами буквального значения, начиная со времен варварства и жертвоприношений кровожадным языческим богам. Однако недалеко от них ушли и «цивилизованные» рыцари-крестоносцы, выполнявшие во времена средневековья «освободительную миссию к гробу Господню».

Уже в новое время другие цивилизаторы продолжили их дело, открывая миру новые человеческие сообщества на просторах Тихого океана. Всякий школьник знает, как «папуасы съели Кука». Но лишь достоянием исторических анналов стали воспоминания его спутников-конкистадоров о том, как они питались так похожими на них дружелюбными и любопытными существами, населявшими окружающие джунгли.

Людоеды из «цветущего сада».

Вдумчивый читатель без труда дополнит этот зрительный ряд примерами из разных эпох, где носители цивилизации проявили свою людоедскую природу в виде расизма, сегрегации, апартеида, нацистского геноцида и в других формах. Нам все эти факты интересны для понимания способа, которым «людоеды» всех времен обосновывали свои аппетиты. Поразительно, но именно высокопоставленный краснобай в ранге ведущего европейского дипломата выболтал эту тайну. Противопоставление «цветущего сада» Запада «джунглям» остального мира – это, по сути, утверждение права включать обитателей этих джунглей в пищевые цепочки западной цивилизации. Вмешательство коллективного Запада в конфликт между Россией и Украиной – частный случай такой практики.

Итак, «час истины» наступил. Есть основания полагать, что конфликт цивилизаций дозрел до точки, когда вопрос – «Когда уже вы начнете нас есть?» – готов прозвучать от одной из сторон непрерывно разгорающегося мирового конфликта. Как ни странно, но ответ на этот вопрос прозвучал еще раньше, чем сам вопрос был сформулирован. Если опустить конкретно-исторический антураж упомянутых выше свидетельств и оставить только их суть, будет явственно услышан голос оппонентов: «А мы и не прекращали!».

Почему же этот сакраментальный вопрос как и ответ на него до сих пор не звучат в публичном пространстве, объясняя обреченным на заклание, кто есть кто? Когда, наконец «герои и подвиги» будут названы своими именами»?

Конкретные сроки неизвестны. Но известно ключевое условие этого события. Древнему народу принадлежит пословица, объясняющая ситуацию: «Если проблему можно решить за деньги, то это не проблема, а расходы». От себя добавим: а также – доходы! Универсальное стенобитное орудие – «мешок золота» – продолжает действовать. «Люди гибнут за металл!» Пока этот бизнес на крови будет кому-то приносить барыши, конфликт будет продолжаться. Между тем военное столкновение уже вплотную подступает к черте, за которой полная утрата контроля за его развитием со всеми вытекающими из этого последствиями.

Время лицедеев и лиходеев.

Каков же выход? Глубоко убежден, что ответ всецело связан с субъективным фактором, с уровнем его зрелости. В свое время патриарх мировой политики Генри Киссинджер в жанре «черного юмора» изрек: «Какие-то 90% политиков портят репутацию всех остальных». Если оценивать высказывание с точки зрения нынешнего расклада в политической элите «цветущего сада», то его автора следует признать большим оптимистом. Нынешнее соотношение нравственно-интеллектуального потенциала в среде элиты, вероятно, не превышает 99 : 1. То есть, выражаясь языком социологов, процент дееспособных политиков, готовых к принятию ответственных решений, не выходит за рамки статистической ошибки – исчезающе ничтожной величины.

В то же время подавляющая масса остальных – все эти гинекологи, парикмахеры, эквилибристы и прочие лицедеи – не что иное, как нанятые жуликами-барыгами «калифы на час». Ожидать от них понимания того, что «час истины» пробил, не приходится. Остается надежда на появление в элите новых людей, соответствующих остроте момента. Произойдет это посредством либерально-буржуазных процедур и пресловутых «правил» или вне их – вопрос второстепенный. Набирающая обороты чехарда на вершине британской политической пирамиды – только начало процесса.

Владимир Верин

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Туровский мост

В одну сторону. Фото с сайта onliner.by Вокруг Туровского моста сейчас много «художественного свиста» со стороны чиновников и околочиновничьей прессы. Особое восхищение вызывают заявления о том, что «ситуация под контролем». Она, что, и создавалась под вашим чутким руководством? Позвольте мне рассказать о том, что же происходило под этим контролем. Туровщина — моя малая Родина. На Припяти и ее старицах прошло мое детство. Если у отчего дома залезть на дерево повыше, то в ясную погоду можно увидеть тетиву моста. Правда, сейчас она опасно натянулась. Река, ее многочисленные притоки — Стырь, Случь, Птичь, Ствига, Лань, Горынь и другие всегда были источником жизни для населения края. Вдоль них протянулись линии человеческих судеб. Нынешняя авария Туровского моста наглядно показывает: то, что было главной артерией жизни, превратилось в препятствие, пересекло судьбы людей. Как и почему это произошло? Тот, кто помнит эти места хотя бы еще в 50 — 60-е годы прошлого стол

Пра родную мову.

21 лютага – Дзень роднай мовы. Добрая нагода для кожнага задумацца: якая яна, мая родная мова? Што яна для мяне? І што я для яе? Пытанне складанае. Але раней ці пазней трэба вызначацца. «Раней» -- ужо спазніўся. Застаецца «пазней» -- усё ж лепш, чым ніколі.  Руская альбо беларуская? «Наркомаўка» альбо «трасянка»? Тут, як звычайна, лепш відаць збоку. Калі ж спасылацца на ўласнае адчуванне, дык ні тая, ні іншая. Чаму? Таму, што само пытанне некарэктнае. Яно празмерна палітызаванае і адлюстравана ў чорна-белым спектры. Альбо – альбо, «хто не з намі, той супраць нас», і г. д. Калі мне прапануюць вызначыцца менавіта ў такім дыяпазоне, я без хістанняў адказваю: родная – руская. І ў той жа час мая радзіма – Беларусь. І сам я беларус, нягледзячы на запіс у пашпарце. І што ж атрымліваецца ў выніку? Нейкая бессэнсоўнасць? Не! У выніку – рэчаіснасць, якая заўсёды багацейшая за палітызаваныя схемы. Таму што пытанне аб роднай мове – перш за ўсё маральнае, культурна-этнаграфічнае, гіста