К основному контенту

Календарь: 17 января — Итуруп.


17 января. В день, когда случилось это событие 59 лет назад, о нем мало кто знал. Зато спустя 49 дней о нем узнал весь мир. Столько времени самоходная баржа с четырьмя солдатами на борту и сломанным мотором, унесенная 17 января 1960 года от острова Итуруп в Тихий океан, была предана воле волн. Ее команда — сержант Асхат Зиганшин, рядовые Филипп Поплавский, Анатолий Крючковский, Иван Федотов — имели при себе минимум продовольствия. Буханка хлеба, пара банок консервов, несколько картофелин... Вот все, чем отважная четверка располагала в борьбе за свое выживание.

А еще были гармошка с кожаными мехами, кожаные сапоги, поясные ремни... Все это было сварено и съедено, чтобы хоть как-то поддержать силы. И был главный источник силы — способность держаться вместе, укреплять друг друга в надежде. Помнится, об этом в те дни писалось и говорилось больше всего, как о неоспоримом преимуществе советского человека. Приводилась масса примеров подобных случаев с представителями западного мира, завершавшихся трагически. Вплоть до людоедства.

Через 49 суток дрейфа в бескрайнем океане баржу заметили. Тогда это была мировая сенсация № 1. Вплоть до полета Юрия Гагарина имена четырех советских солдат были у всех на устах. Нам, детям, они казались сказочными богатырями, победившими могучий океан. В знаменитой песне тех лет «Я люблю тебя, Россия» Людмила Зыкина пела о них и о Гагарине, и слова песни воспринимались как гимн подвигу великой страны.
А у молодежи большой популярностью пользовались еще и другие строки, положенные на мотив входивших тогда в моду рок-н-ролла и буги-вуги:

«Зиганшин — буги!
Зиганшин — рок!
Зиганшин съел
второй сапог!
Поплавский — рок!
Поплавский — буги!
Поплавский съел
письмо подруги...».
В этих куплетах были достойно отмечены и другие члены героического экипажа баржи.

Тогда же мы, дети послевоенного поколения и услышали впервые о далеком острове Итуруп — самом дальнем рубеже страны Советов. Сегодня о нем и о других островах Малой Курильской гряды снова много говорят в хронике новостей. Можно подутать, что действительно на них свет клином сошелся. Люди задаются вопросом: отдаст Россия острова Японии или нет?
При этом чаще всего приводят доводы меркантильного характера. Типа: а какую ценность для России представляют эти скалистые, малонаселенные острова? А что Россия получит от Японии взамен?

Люди, более просвещенные, приводят аргументы стратегического порядка. Например, о контроле над морским шельфом в районе островов, где сосредоточены немалые залежи нефти и газа. Напоминают также о том, что с передачей островов будет окончательно утрачен контроль над огромными запасами рыбы и морепродуктов Охотского моря. По некоторым данным, они составляют более половины морских биоресурсов России, особенно по наиболее ценным породам.

А самые продвинутые задаются вопросом: что, уже действительно наступило время пересмотра итогов 2-й мировой войны, как нас хотят убедить западные «партнеры»? Ведь передача Курильских островов в состав СССР — условие безоговорочной капитуляции милитаристской Японии перед победителями — союзниками по антигитлеровской коалиции. Это один из итогов победы, стоившей нашей общей Родине — СССР десятков миллионов жизней.

Значит, вопрос о передаче даже самого необитаемого скалистого клочка суши из группы Хабомаи, также входящей в состав Малой Курильской гряды, выходит за пределы полномочий нынешнего политического режима России. Это, как минимум, предмет компетенции политических структур, унаследовавших те функции и роли, которые играл СССР на мировой арене. Прежде всего, СНГ, ОДКБ, ЕАЭС. А также Союзного государства Беларуси и России, как наиболее продвинутого объединения на постсоветском пространстве.

Соответственно, проблема мирного договора с Японией не есть только проблема исключительно российской внешней политики. Даже если сводить ее к несостоявшейся попытке решения в 1956 году: режим Н. С. Хрущева представлял интересы не только СССР, но и всего «восточного блока». Даже для щедрого на «подарки» Хрущева эти интересы не были пустым звуком. По этой причине, прежде всего, «худой мир» и не состоялся.

Обо всем этом напоминает и годовщина события 59-летней давности у далекого курильского острова. Великий гуманист нашего времени Д. С. Лихачев учил: «Нет памяти — нет совести!». Если в стремлении наших народов к более тесному сотрудничеству, интеграции и есть что-то важное, позволяющее надеяться на ее реальность, это вера в справедливость и равенство, лежащие в основе этого стремления. Иными словами, совесть. Если же ее нет, то и надежды нет.
Владимир Верин.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Туровский мост

В одну сторону. Фото с сайта onliner.by Вокруг Туровского моста сейчас много «художественного свиста» со стороны чиновников и околочиновничьей прессы. Особое восхищение вызывают заявления о том, что «ситуация под контролем». Она, что, и создавалась под вашим чутким руководством? Позвольте мне рассказать о том, что же происходило под этим контролем. Туровщина — моя малая Родина. На Припяти и ее старицах прошло мое детство. Если у отчего дома залезть на дерево повыше, то в ясную погоду можно увидеть тетиву моста. Правда, сейчас она опасно натянулась. Река, ее многочисленные притоки — Стырь, Случь, Птичь, Ствига, Лань, Горынь и другие всегда были источником жизни для населения края. Вдоль них протянулись линии человеческих судеб. Нынешняя авария Туровского моста наглядно показывает: то, что было главной артерией жизни, превратилось в препятствие, пересекло судьбы людей. Как и почему это произошло? Тот, кто помнит эти места хотя бы еще в 50 — 60-е годы прошлого стол

Пра родную мову.

21 лютага – Дзень роднай мовы. Добрая нагода для кожнага задумацца: якая яна, мая родная мова? Што яна для мяне? І што я для яе? Пытанне складанае. Але раней ці пазней трэба вызначацца. «Раней» -- ужо спазніўся. Застаецца «пазней» -- усё ж лепш, чым ніколі.  Руская альбо беларуская? «Наркомаўка» альбо «трасянка»? Тут, як звычайна, лепш відаць збоку. Калі ж спасылацца на ўласнае адчуванне, дык ні тая, ні іншая. Чаму? Таму, што само пытанне некарэктнае. Яно празмерна палітызаванае і адлюстравана ў чорна-белым спектры. Альбо – альбо, «хто не з намі, той супраць нас», і г. д. Калі мне прапануюць вызначыцца менавіта ў такім дыяпазоне, я без хістанняў адказваю: родная – руская. І ў той жа час мая радзіма – Беларусь. І сам я беларус, нягледзячы на запіс у пашпарце. І што ж атрымліваецца ў выніку? Нейкая бессэнсоўнасць? Не! У выніку – рэчаіснасць, якая заўсёды багацейшая за палітызаваныя схемы. Таму што пытанне аб роднай мове – перш за ўсё маральнае, культурна-этнаграфічнае, гіста

Когда уже вы начнете нас есть?

Время лице(лихо)деев. Когда дипломатия отдыхает. Прежде, чем отвечать на такой вопрос, следует обосновать правомерность вообще его задавать. Согласитесь, трудно представить себе ситуацию, где между ее участниками могут возникнуть отношения, в которых подобный вопрос был бы уместен. В этой связи целесообразно еще раз вспомнить о Карибском кризисе, о котором часто упоминалось минувшей осенью по поводу 60-летия события. В том числе и по той причине, что комментаторы усмотрели в нынешнем конфликте вокруг Украины немало признаков, общих с кризисом отношений между США и СССР вокруг Кубы в 1962 году. В первую очередь , по степени опасности возникновения третьей мировой войны, которую они в себе несут. Как известно, Карибский кризис в его острой фазе продолжался 13 дней, с 18 по 30 октября 1962 года. А его кульминация пришлась на 27 октября, когда лишь считанные часы отделяли человечество от его обрушения в пучину ядерной войны. Ключевым моментом этой ситуации стала встреча советского по