К основному контенту

Могилев: памятник «шилу».


В предыдущем тексте на тему памятников («Могилев: приметы нового язычества») был предсказан неизбежный поворот в духовных предпочтениях современников. А именно, возврат от объектов природы к людям в процессе установки монументальных сооружений. И даже сформулированы некоторые условия — критерии выбора претендентов быть запечатленными в новых памятниках.
В отдельных комментариях автору высказан упрек: слишком общие рассуждения, спираль развития и прочее. Согласен, замечание принимаю. С философствованием стоит подождать до более удобного момента. Опустимся на грешную землю, обратимся к практике...
И тут же обнаруживаем наглядный пример. Он у каждого в кошельке. Это наши белорусские деньги. Вспомним, что там лежало лет 20 назад, в начале самостоятельного плавания в политическом море? В основном, «зайчики» да «белочки»... У кое-кого, конечно, и «зубры» водились. Короче, сплошной тотемизм.

Потом этот зверинец сменился предметами неодушевленными — кресты, камни, пояса, а также церкви, крепости. И вот уже пришло время более устойчивой и конвертируемой валюты. И символика ее — объекты архитектуры, культуры, за которыми незримо присутствуют их создатели, конкретные люди и коллективы.
В общем направление эволюции понятно. Символизирует этапы становления национального сознания: от смутных, в чем-то мистических представлений, до вполне осязаемых убеждений в «рукотворности» истории, ее (прошу извинить за неуклюжее словечко) «человекоцентричности». Думаю, этот же «тренд», как сегодня выражается молодежь, характеризует и процессы мемориализации нашей жизни.
Тут, конечно, сразу слышу возражение: проснулся, наконец-то! Да новые памятники людям давно уже вышли на улицы и площади. Оторви нос от компьютера и увидишь и «Даму с собачкой» и «Шуру Балаганова»... И того же «Японского городового», о котором сам столько распинался!.. 
Формально он, конечно, прав, мой невидимый оппонент. А что по сути выражают эти литературно-фольклорные герои? Можете ли представить себе Даму без собачки? А Шуру без «золотого теленка»? Что же касается городового, так о том и шла речь, почему он все-таки «японский», а не наш.
Но хватит оправдываться. А то ведь незаметно можно оказаться в роли сибирского кота из известного анекдота. Пора и делом заняться — поговорим о людях. Тем более, что в других городах этот процесс уже пошел. Где-то увековечили сантехника в канализационном люке. Соседи-витебчане запечатлели ветеринарного врача. Тоже, кстати, интересный вопрос: «звериному» доктору памятник есть, а «человеческому» - не удосужились? Но об этом в другой раз.
А в Могилеве, считаю, первым должен быть установлен памятник... шилу. Нет-нет, не спешите уличать в очередном опредмечивании духа. Шило здесь — символ профессии, с представителями которой каждый сталкивается ежедневно, - кондукторов-контролеров общественного транспорта.
Как должен выглядеть этот памятник? Запечатлеть черты конкретного человека? Ведь среди них тоже разные попадаются. Каждый может привести пример непотребного поведения из серии: «вас много, а я одна».
Если же взять за основу собирательный образ, то что считать типичным для кондуктора: пол, возраст, комплекцию? Допустим, это будет женщина, мужчин мне довелось встречать на маршрутах всего пару раз. Но какая: молодая или пожилая, худощавая или полная?.. И таких неразрешимых вопросов возникнет много.
Так что же главное, что обязательно должно быть воплощено в этом знаке? Вспомним те мысли, которые невольно приходили в голову, когда утром или вечеров в часы «пик» вы наблюдали работу этих женщин. Как неутомимо проникали они через монолитную «пассажиромассу», успевая при этом проверить проездные, вручить билеты, отсчитать сдачу, сообщить что-то водителю, пообщаться со знакомыми среди пассажиров... думаю не у меня одного возникало представление о всепроникающем шиле. И еще, пожалуй, что-то похожее на «белую зависть»: «я, наверно, так бы не смог».
Но образ шила здесь имеет не только наглядное, физическое значение. Он гораздо глубже и метафоричнее. Что такое автобус или троллейбус в современном городе? Не считая того, конечно, что это средство передвижения и обеспечения бесперебойного функционирования городского организма. Как кровеносные сосуды у человека.
Помимо этого, очевидного, каждый из них — маленькое социальное пространство, кратковременный человеческий коллектив. Существующий, между прочим, в условиях повышенного риска, которым всегда остается улица, дорога. И кондуктор здесь — лидер этого коллектива, от которого зависят и физическая безопасность людей, и их общественное качество. «Парень, поднимитесь, уступите место бабушке!». «Мужчина, помогите поднять коляску...». «Дети, не подпирайте дверь, не висите на поручнях, дайте пройти людям!..».
Всякий, кто постоянно пользуется общественным транспортом, приведет свои примеры. Мы входим в автобус, раздраженные массой причин. Сам был свидетелем на площади Орджоникидзе, когда в ожидании «четверки» прошли подряд 6 автобусов 8-го маршрута. Можно представить, какие комментарии обрушились на голову кондуктора от ввалившихся в «четверку» пассажиров, когда она, наконец, появилась. Но щуплая женщина в униформе оказалась на высоте положения. У нее нашлись и пара внятных объяснений, чтобы прикрыть «хвосты» своих диспетчеров и начальников, и простая шутка, чтобы разрядить напряженность среди пассажиров.
А вот наши любимые детки. Врываясь в автобус «без отрыва» от мобильника, заткнув уши наушниками и спрятав глаза за темными очками, они проворно занимают места и отворачиваются к окну, не замечая рядом с собой ни старого, ни малого. Понятно, у родителей дома на них не хватает времени. Были бы сыты да здоровенькие. Не всегда доходят руки и у учителей в школе. Остается кондуктор, у которого для каждого найдется и суровое, и ласковое слово, а при необходимости, и апелляция к небольшому автобусному коллективу.
Мы входим в общественный транспорт индивидами, разрозненными особями. А выходим из него носителями общего интереса, прошитые невидимыми нитями единой заботы и ответственности. Короче, могилевчанами в лучшем смысле этого слова. Это настроение как частицу света несем дальше, распространяя его на окружающих. И все это благодаря «шилу» - представителю незаметной, но крайне важной профессии контролера-кондуктора.
Придет время, когда эту функцию в транспорте станут выполнять электронные устройства. Надеюсь, при этом во внимание будут приняты не только соображения рентабельности и технической доступности. Но также и незаменимость функции социального «шила», содействующего порядку и моральной устойчивости общества.
Владимир Верин.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Туровский мост

В одну сторону. Фото с сайта onliner.by Вокруг Туровского моста сейчас много «художественного свиста» со стороны чиновников и околочиновничьей прессы. Особое восхищение вызывают заявления о том, что «ситуация под контролем». Она, что, и создавалась под вашим чутким руководством? Позвольте мне рассказать о том, что же происходило под этим контролем. Туровщина — моя малая Родина. На Припяти и ее старицах прошло мое детство. Если у отчего дома залезть на дерево повыше, то в ясную погоду можно увидеть тетиву моста. Правда, сейчас она опасно натянулась. Река, ее многочисленные притоки — Стырь, Случь, Птичь, Ствига, Лань, Горынь и другие всегда были источником жизни для населения края. Вдоль них протянулись линии человеческих судеб. Нынешняя авария Туровского моста наглядно показывает: то, что было главной артерией жизни, превратилось в препятствие, пересекло судьбы людей. Как и почему это произошло? Тот, кто помнит эти места хотя бы еще в 50 — 60-е годы прошлого стол

Пра родную мову.

21 лютага – Дзень роднай мовы. Добрая нагода для кожнага задумацца: якая яна, мая родная мова? Што яна для мяне? І што я для яе? Пытанне складанае. Але раней ці пазней трэба вызначацца. «Раней» -- ужо спазніўся. Застаецца «пазней» -- усё ж лепш, чым ніколі.  Руская альбо беларуская? «Наркомаўка» альбо «трасянка»? Тут, як звычайна, лепш відаць збоку. Калі ж спасылацца на ўласнае адчуванне, дык ні тая, ні іншая. Чаму? Таму, што само пытанне некарэктнае. Яно празмерна палітызаванае і адлюстравана ў чорна-белым спектры. Альбо – альбо, «хто не з намі, той супраць нас», і г. д. Калі мне прапануюць вызначыцца менавіта ў такім дыяпазоне, я без хістанняў адказваю: родная – руская. І ў той жа час мая радзіма – Беларусь. І сам я беларус, нягледзячы на запіс у пашпарце. І што ж атрымліваецца ў выніку? Нейкая бессэнсоўнасць? Не! У выніку – рэчаіснасць, якая заўсёды багацейшая за палітызаваныя схемы. Таму што пытанне аб роднай мове – перш за ўсё маральнае, культурна-этнаграфічнае, гіста

Когда уже вы начнете нас есть?

Время лице(лихо)деев. Когда дипломатия отдыхает. Прежде, чем отвечать на такой вопрос, следует обосновать правомерность вообще его задавать. Согласитесь, трудно представить себе ситуацию, где между ее участниками могут возникнуть отношения, в которых подобный вопрос был бы уместен. В этой связи целесообразно еще раз вспомнить о Карибском кризисе, о котором часто упоминалось минувшей осенью по поводу 60-летия события. В том числе и по той причине, что комментаторы усмотрели в нынешнем конфликте вокруг Украины немало признаков, общих с кризисом отношений между США и СССР вокруг Кубы в 1962 году. В первую очередь , по степени опасности возникновения третьей мировой войны, которую они в себе несут. Как известно, Карибский кризис в его острой фазе продолжался 13 дней, с 18 по 30 октября 1962 года. А его кульминация пришлась на 27 октября, когда лишь считанные часы отделяли человечество от его обрушения в пучину ядерной войны. Ключевым моментом этой ситуации стала встреча советского по