К основному контенту

Социальный статус — пень. Круглый.

Фото с сайта www.dw.com
Пень — это, в сокращении, пенсионер. Вообще-то пенсионером я стал около 10 лет назад. Но все это время был при деле. Сначала продолжал работать на прежнем месте — в СМИ. Затем неожиданно для работодателей, ближайшего окружения, да и самого себя бросил все и ушел преподавать в ВУЗ.

В целом, глядя со стороны, в этом шаге нельзя было усмотреть ничего неожиданного. Ведь был же 12-летний опыт вузовской работы, ученая степень, некоторые контакты, а также нереализованные амбиции в образовательной сфере.

С другой стороны, существовал и данный в свое время внутренний зарок: никогда больше не переступать порог высшей школы. Поначалу имелись в виду заведения государственные. Затем, когда словно грибы после дождя стали появляться ВУЗы приватные, это добровольное табу распространилось и на них. Так что, когда добрый знакомый профессор Ковалев настойчиво предлагал заманчивую должность своего заместителя в организованной им Коммерческой академии, все же смог удержаться от соблазна.

Но случившаяся метаморфоза — отдельная тема для размышлений. Здесь же речь идет об общественном положении «пня» - пенсионера. Которое, оказывается, не столько зависит от твоего места в социальном устройстве, сколько от того, как эта позиция (или поза?) отражаются в твоей собственной голове. А вот это последнее КАК, в свою очередь, зависит от многих обстоятельств, прежде всего субъективных.

Коротко говоря, этот образ — пень — за все 10 лет пенсионерской жизни никогда не возникал в воображении. На все вопросы старых знакомых: где ты?.. как ты?.. кем ты?.. - всегда можно было ответить: да вот университет.., факультет.., кафедра.., лекции. И даже то, что в последние годы это было занятие всего лишь на полставки (правда, по собственной инициативе), в принципе ничего не меняло в самоощущении. Хотя уже и материальное вознаграждение за труд по сравнению с пенсией перестало быть значимым в общем доходе.

И вот наступил момент неизбежного «пень-сознания». Когда на все означенные выше вопросы остается один ответ — пень круглый. Впрочем, возможны варианты: дедушка, дачник, садовод-огородник, грибник, рыболов... Наконец, профессиональный клиент поликлиники. Но сути это не меняет. Пень остается пнем, как его ни назови.

Здесь важно подчеркнуть, что осознать это возможно именно став пнем круглым. То есть утратив другие, кроме пенсии, устойчивые связи с государством, в частности, и обществом, в целом. Всякие иные варианты встраивания пенсионера в общественные цепочки (договора, контракты, общественные нагрузки, партийная активность и пр.) переформатируют его из круглого в «квадратный» и препятствуют осознанию своего социального пень-статуса.

Другое дело, что по времени это осознание не всегда совпадает с выходом на пенсию. У многих оно наступает значительно позже, как в нашем случае. Но нередко приходит и задолго до формального выхода на пенсию. За примерами далеко ходить не нужно.

Здесь важно разобраться в другом. Если пень-статус неизбежен и он уже наступил, то что из себя представляет? Приговор? Мрак беспросветный? Или что-то еще?

Не будем искать Святого откровения, годного на все случаи жизни. Вспомним основной принцип данного проекта (Мифология В. В.) и воспользуемся им. Каждый живет в мифе, который сотворил сам в рамках своих возможностей, желаний и надежд. В нашем случае ключевой мифотворческий образ — пень. А ведь в лесу что ни пень, то особица! Пень пню рознь. Один обильно порос мхами, где кишит своя богатая жизнь. Другой становится могильной трухой. Один окружает дружное семейство грибов-опят. Другой облюбовали мерзкие поганки. Один — символ зарождения новой жизни (если нет акцентированных собственных впечатлений, то вспомните хотя бы, что вас остановило и заворожило перед полотнами Шишкина при давнишнем посещении Третьяковки)... Другой — символ гниения и разложения, беспросветного конца.

Впрочем, если вспомнить, что речь идет не про лес, а про общество, то нет ничего абсолютного, все относительно. Здесь, не знаю, к месту или нет, приходит в голову старый советский анекдот о капитализме. Который, конечно, как утверждали идеологи, гниет и разлагается. Но зато как приятно пахнет!..

Словом, всякий социальный статус обладает бесконечным потенциалом для самореализации. В том числе и пень-реализации. Многое зависит от готовности принять его и открыть внутренние ресурсы жизни. В том числе новыми глазами увидеть казалось бы избитые прописные истины. Например, известное: «Если бы молодость знала, если бы старость могла!». Оказывается, с точки зрения пня не все однозначно как по части знания, так и по части мочи (ударение на первом слоге)...

В этой точке завершаю свои рассуждения. Временно. Ведь способность рассуждать — это тоже один из важных пень-ресурсов.
Владимир Верин.


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Туровский мост

В одну сторону. Фото с сайта onliner.by Вокруг Туровского моста сейчас много «художественного свиста» со стороны чиновников и околочиновничьей прессы. Особое восхищение вызывают заявления о том, что «ситуация под контролем». Она, что, и создавалась под вашим чутким руководством? Позвольте мне рассказать о том, что же происходило под этим контролем. Туровщина — моя малая Родина. На Припяти и ее старицах прошло мое детство. Если у отчего дома залезть на дерево повыше, то в ясную погоду можно увидеть тетиву моста. Правда, сейчас она опасно натянулась. Река, ее многочисленные притоки — Стырь, Случь, Птичь, Ствига, Лань, Горынь и другие всегда были источником жизни для населения края. Вдоль них протянулись линии человеческих судеб. Нынешняя авария Туровского моста наглядно показывает: то, что было главной артерией жизни, превратилось в препятствие, пересекло судьбы людей. Как и почему это произошло? Тот, кто помнит эти места хотя бы еще в 50 — 60-е годы прошлого стол

Пра родную мову.

21 лютага – Дзень роднай мовы. Добрая нагода для кожнага задумацца: якая яна, мая родная мова? Што яна для мяне? І што я для яе? Пытанне складанае. Але раней ці пазней трэба вызначацца. «Раней» -- ужо спазніўся. Застаецца «пазней» -- усё ж лепш, чым ніколі.  Руская альбо беларуская? «Наркомаўка» альбо «трасянка»? Тут, як звычайна, лепш відаць збоку. Калі ж спасылацца на ўласнае адчуванне, дык ні тая, ні іншая. Чаму? Таму, што само пытанне некарэктнае. Яно празмерна палітызаванае і адлюстравана ў чорна-белым спектры. Альбо – альбо, «хто не з намі, той супраць нас», і г. д. Калі мне прапануюць вызначыцца менавіта ў такім дыяпазоне, я без хістанняў адказваю: родная – руская. І ў той жа час мая радзіма – Беларусь. І сам я беларус, нягледзячы на запіс у пашпарце. І што ж атрымліваецца ў выніку? Нейкая бессэнсоўнасць? Не! У выніку – рэчаіснасць, якая заўсёды багацейшая за палітызаваныя схемы. Таму што пытанне аб роднай мове – перш за ўсё маральнае, культурна-этнаграфічнае, гіста

Когда уже вы начнете нас есть?

Время лице(лихо)деев. Когда дипломатия отдыхает. Прежде, чем отвечать на такой вопрос, следует обосновать правомерность вообще его задавать. Согласитесь, трудно представить себе ситуацию, где между ее участниками могут возникнуть отношения, в которых подобный вопрос был бы уместен. В этой связи целесообразно еще раз вспомнить о Карибском кризисе, о котором часто упоминалось минувшей осенью по поводу 60-летия события. В том числе и по той причине, что комментаторы усмотрели в нынешнем конфликте вокруг Украины немало признаков, общих с кризисом отношений между США и СССР вокруг Кубы в 1962 году. В первую очередь , по степени опасности возникновения третьей мировой войны, которую они в себе несут. Как известно, Карибский кризис в его острой фазе продолжался 13 дней, с 18 по 30 октября 1962 года. А его кульминация пришлась на 27 октября, когда лишь считанные часы отделяли человечество от его обрушения в пучину ядерной войны. Ключевым моментом этой ситуации стала встреча советского по