К основному контенту

Вирус в головах – 4. «Бег к морю»

Хватит ли греческого алфавита?

Настоящий текст является заключительным в цикле заметок, касающихся эпидемии вируса «ковид-19». А также, вероятно, менее всего относящимся непосредственно к коронавирусу по сравнению с предыдущими (см. «Вирус в головах – 1, 2, 3» в этом блоге). 

Дело здесь, разумеется не в том, что зараза, наконец-то, побеждена, а оставшиеся проявления недостойны нашего «пера». Скорее наоборот. За прошедшие два года с того момента, что вирус свирепствует на планете, борьба с ним приобрела новый формат. Помнится, в самом начале антивирусной кампании кое-кто из специалистов высказал осторожный прогноз о том, что «нам с ним (коронавирусом) жить». Не забылась также негодующая реакция на эти предсказания «прогрессивной общественности». И не только ее. То есть всех тех, кто возлагал большие надежды на скорую победу над смертельным врагом на предстоявшее открытие антивирусной вакцины. 

Но, как писал классик: «Вот уже и радио придумали, а счастья все нет!» Текущие сводки с фронта антиковидной борьбы поражают воображение. Не успела схлынуть 5-я волна заразы, а уже над головой нависла следующая, еще более грозная. Цифры ежедневного заражения по отдельным странам превысили сотни тысяч случаев, в США – более миллиона. Количество заболевших в мире стремительно приближается к 300 миллионам. 

Меняется и сам вирус. Количество его мутаций исчисляется сотнями. Для новых штаммов ангажируются все новые буквы греческого алфавита. Сейчас у всех на устах «омикрон». Какая там следующая на очереди? 

Медицина держит фронт. 

А что же с вакцинами? Все в порядке – на любой вкус. И охват прививками населения, судя по рапортам ответственных функционеров, расширяется довольно резво. Вот только результат все еще очень далек от ожидаемого. 

Помните, что нам обещали в начале агитации за вакцинацию? Привьем 60%, максимум 70% населения и коллективный иммунитет обеспечен. Сейчас уже говорят о необходимости 80% и даже 90%. Есть страны, которые сумели «обогнать паровоз» и привить практически все население. Но и они вынуждены вновь прибегать к локдаунам и изолироваться от внешнего мира. 

Что же получается? Выходит, специалисты – инфекционисты, вирусологи, эпидемиологи – ошибались? Не будем торопиться с выводами. Как говорится, «не надо стрелять в пианиста, он играет, как умеет». Тем более, что во всей этой истории наши «пианисты» – медики в целом оказались на высоте более, чем представители других секторов общественной жизни. Начиная от испытаний буквально на собственной шкуре в ходе экспериментов по изобретению антиковидных вакцин. И заканчивая самоотверженной работой в «красных зонах» по спасению жизней пациентов. 

«Ковид-19»: бег к неизвестному морю. 

В 1914 году, в самом начале 1-й мировой войны в ходе военного противоборства двух блоков – Антанты и Тройственного союза – случился эпизод, который вошел в историю под названием «Бег к морю». Армии противников, стремясь получить превосходство, совершали поочередно маневры с целью охвата с севера вражеского фланга. Так они двигались, пытаясь опередить «недруг недруга», пока не уткнулись в холодные волны Северного моря. С этого момента военные действия на Западном театре приобрели позиционный характер. 

Сегодня эту модель – «бег к морю» с известной долей условности можно применить, характеризуя происходящее на фронте антиковидной борьбы. Национальные правительства и их коалиции напрягают усилия, финансируя и организуя изобретение вакцин, наращивая потенциал их производства и использования. 

С другой стороны, коварный «ковид-19» не сдается, подтягивает все новые резервы – сотни мутаций и бросает в бой очередные, невиданные ранее штаммы, все более опасные своими последствиями. И конца в этой гонке не видно. Как и спасительного берега моря, упершись в который можно поглубже зарыться в землю и пересидеть в окопах. Авось, рассосется! 

Вирус на «Ноевом ковчеге». 

Написал это и вдруг словно из тумана возникло смутное чувство дежавю. Какая-то знакомая ассоциация с уже пройденным и пережитым сформировалась в сознании. Проверил себя и пересмотрел первый текст «Вирус в головах», написанный еще в самом начале пандемии в 2020 году. Действительно, схожим оказалось многое, вплоть до внешнего антуража. В том числе круизный лайнер с 4 тысячами обитателей, застрявших в порту Иокагамы. Сегодня, 2 года спустя, его судьбу продолжают почти столько же туристов на борту лайнера «Аида-нова», фактически арестованного в порту Лиссабона. 

Но самое любопытное – в процессах, происходивших с «населением» этих «Ноевых ковчегов» современности. В информационном вакууме, в разрушении комммуникационных связей, в расчеловечении человека в эпоху глобализации... С той лишь разницей, что прежде об этом говорилось в основном как о прогнозе развития ситуации в условиях пандемии. А теперь приходится констатировать, что прогноз становится суровой реальностью. 

И еще интересное совпадение. Первый текст завершался предвидением: «Вирус, как и разруху, нужно сначала победить в головах... А пока остается дрожать и надеяться: пронесет – не пронесет,,,» Словом, все тот же оптимизм пессимиста, отсиживающегося в окопах: «Авось, рассосется...» 

Война как реализация принципа «разделяй и властвуй». 

Рискну продолжить прогноз. Так что же нас ждет? Вместо полноценного человеческого образа жизни с построением долговременных планов и их осуществлением – выживание в индивидуальных норах-бункерах? Вместо того, чтобы любоваться разнообразием окружающего мира и наслаждаться роскошью человеческого общения – настороженное подсматривание сквозь прорези антивирусной защиты за ближними и дальними в попытке распознать в них потенциального носителя заразы? 

Вопросы риторические. Потому что адресованы они прежде всего правительствам и политическим элитам. А эти на любой вопрос всегда отвечали, исходя из своих корыстных интересов, а не потребностей общества. 

Каковы же эти интересы? В чем они расходятся с интересами и нуждами остального сообщества? Ведь, если верить официальной пропаганде, все силы и помыслы политиков проникнуты заботой о безопасности и благополучии опекаемого населения. 

Главный интерес – наиболее очевидный и традиционный. Это – власть, возможность принимать решения «на благо» всего общества и способность контролировать их реализацию. А это означает, как минимум, право и необходимость распоряжаться ресурсами общества, что является главной целью всякой власти. 

Классический принцип обеспечения господства, известный с древних времен, – «разделяй и властвуй!» Наиболее очевидная форма реализации этого принципа – война, открытое противоборство с врагом внутренним или внешним. 

«Два капитана» одного корабля. 

Вся штука, однако, в том, что современный мир по независящим от нас причинам стал глобальным. В своем развитии, прежде всего материальном, он пересек невидимую черту, за которой количественные показатели связи и взаимозависимости, форм и глубины коммуникации, переходят в новое качество – целостность и единство. Если только под единством не понимать некую монолитность, единообразие жизни, утрату субъектами собственного лица. Речь на самом деле идет об утрате первостепенной значимости государственных границ, других линий, разделяющих человечество и поддерживающих традиционный принцип власти – классовых, расовых, национальных, религиозных, культурных и др. 

В то же время из периферии человеческого сознания (или даже подсознания?) на передний план вышли проблемы иные, требующие выдвижения их в центр общемировой повестки. И соответственно предполагающие напряжение сил всего человечества для их решения. Образно говоря, человечество окончательно превратилось в один большой корабль. То, о чем еще недавно предупреждали философы, экологи и другие маргиналы, говоря, что «мы все в одной лодке», стало реальностью. Обитатели левого борта корабля не могут больше позволить себе сверлить и дырявить правый борт и устраивать другие козни его обитателям без риска разделить их судьбу. 

Кто помог вирусу выскользнуть из кольца окружения? 

Нашествие коронавируса, мгновенно превратившееся в пандемию, и стало именно такой общей проблемой. Если хотите, «проверкой на вшивость» мирового сообщества – на его готовность противостоять новым вызовам. Подчеркиваю слово ГОТОВНОСТЬ, чтобы отделить его от СПОСОБНОСТИ. Способность – есть, так как по общему правилу всякая общественная проблема возникает не раньше, чем у общества появится потенциал, возможность, способность для ее решения. В истории с «ковид-19» наличие способности (научной, технологической и организационно-технической возможности) показала ситуация с изобретением и производством в короткое время антивирусных вакцин. 

Иными словами, если вернуться к модели «бег к морю», у антиковидных армий были все возможности опередить противника, охватить его с флангов и, замкнув кольцо окружения, уничтожить заразу. Почему же вирус смог ускорить свое развитие, производя все новые штаммы и мутации, и избежать разгрома? Или пресловутая «5-я колонна» помогла? 

Для ясности нужно уточнить, что в своей логике рассуждений мы здесь закрываем медицинский аспект коронавирусной пандемии. Хотя сам по себе он актуален. Ведь еще нет, по сути, прямого лекарства от ковида, непосредственно и эффективно излечивающего от инфекции. Но, уверен, эта страница антиковидной борьбы будет развиваться по тому же сценарию, что и вакцинно-прививочная.    

Политика – союзница вируса? 

Но в настоящее время гораздо интереснее и актуальнее социально-экономический и политический аспект проблемы. Пандемия, как ранее война, вновь до предела обнажила природу власти и ее основного принципа. Прежде они были скрыты для невооруженного глаза идеологическими ширмами демократии, прав человека, гуманитарных ценностей и т. п. А еще раньше – глобальным противостоянием двух систем, борьба которых оправдывала любые действия по удержанию власти необходимостью противостоять внешним угрозам. 

С исчезновением социализма как системы и преодолением двухполярности мироустройства ситуация в принципе изменилась. С другой стороны, возможности управления миром посредством поддержания угрозы глобальной войны существенно сократились. Хотя и не исчезли вовсе, о чем свидетельствует динамика развития новых видов вооружений и усилия по достижению стратегического превосходства со стороны основных мировых игроков. 

Однако, несмотря на всю информационную шумомаскировку, стало намного сложнее скрывать подлинные интересы и мотивы власть предержащих в управлении социально-экономическими процессами. Их безошибочный показатель – продолжающаяся имущественная дифференциация общества. Речь идет о том, что основными выгодополучателями и, соответственно, заказчиками информационной «музыки» оказываются мировые «барыги» – транснациональные корпорации. Наиболее отчетливо это традиционно проявляется в деятельности военно-промышленного комплекса. Но в последнее время также в определении экологической и энергетической повестки. Сейчас же в центре внимания ТНК, «танцующих девушку» – национальные правительства и их объединения, оказалась антиковидная деятельность. 

Борьба с вирусом под «дудку» ТНК. 

Куда ни кинь взгляд – везде торчат «уши» мировых «барыг». Научные исследования и производство антивирусных вакцин – в руках крупнейших фармацевтических компаний. Регистрация вакцин и других препаратов – под контролем ими же назначенных чиновников. Эти монстры подмяли под себя не только послушные им правительства. Под их «дудку» пляшут ВОЗ и другие учреждения-инструменты ООН, специально предназначенные для организации международного сотрудничества и координации усилий мирового сообщества в борьбе с общими угрозами. 

В последнее время от политических аналитиков приходится слышать предложения о необходимости созыва некой «Ялты-2». То есть создания условного механизма для перераспределения мирового господства, сложившегося после 2-й мировой войны, и его закрепления. Судя по складывающейся ситуации, этих политических «дизайнеров-реконструкторов» можно разочаровать: они уже опоздали – мир поделен. Это сделано без масштабных военных действий, капитуляций и контрибуций. Стоит лишь проследить динамику возникновения и распространения основных антивирусных вакцин и сопоставить их с размещением и сферами влияния крупнейших мировых центров сосредоточения капиталов. «Окровавленное братство» олигархии активно действует и, разделив мир на зоны финансовой оккупации, превратило несчастье пандемии в источник сверхдоходов. 

Кому борьба с вирусом – «мать родна»? 

Вот поэтому в очередной раз оправдывается грустная поговорка: «Кому – война, а кому – мать родна!» Пандемия «ковид-19» – это одновременно и трагедия, и бизнес. Таковы, кстати, все современные войны. Что однозначно указывает на истинный источник их происхождения. Есть все объективные предпосылки (способность) для того, чтобы «рогатая звезда» коронавируса была уже погашена. Но нет субъективного желания (готовности) это делать, поскольку пандемия превратилась в дойную корову. Она способна приносить сверхдоходы и не только финансовые. Поэтому очаги заразы раздуваются вновь и вновь. Ведь «если звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно...» Кому? Смотри выше. 

Человечество вступило в постиндустриальную эпоху, имеющую собственные законы развития. Очевидно, главный из них – единство в многообразии, консолидация и координация совместной деятельности в глобальном масштабе. Но человеческий череп, как утверждали классики, самая мощная крепость, которая при наступлении новых реалий стоит до конца и сдается последней. Принцип «Разделяй и властвуй!», отчетливо проявившийся в условиях пандемии, яркое тому подтверждение. Сегодня элита мировой политики, фактически подвержена уже не «разрухе», а «вирусу в головах». Он отражает противоречие между требованиями новой эпохи и мышлением прежнего периода – монополистического капитализма и индустриализма. 

Владимир  Верин.


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Туровский мост

В одну сторону. Фото с сайта onliner.by Вокруг Туровского моста сейчас много «художественного свиста» со стороны чиновников и околочиновничьей прессы. Особое восхищение вызывают заявления о том, что «ситуация под контролем». Она, что, и создавалась под вашим чутким руководством? Позвольте мне рассказать о том, что же происходило под этим контролем. Туровщина — моя малая Родина. На Припяти и ее старицах прошло мое детство. Если у отчего дома залезть на дерево повыше, то в ясную погоду можно увидеть тетиву моста. Правда, сейчас она опасно натянулась. Река, ее многочисленные притоки — Стырь, Случь, Птичь, Ствига, Лань, Горынь и другие всегда были источником жизни для населения края. Вдоль них протянулись линии человеческих судеб. Нынешняя авария Туровского моста наглядно показывает: то, что было главной артерией жизни, превратилось в препятствие, пересекло судьбы людей. Как и почему это произошло? Тот, кто помнит эти места хотя бы еще в 50 — 60-е годы прошлого стол

Пра родную мову.

21 лютага – Дзень роднай мовы. Добрая нагода для кожнага задумацца: якая яна, мая родная мова? Што яна для мяне? І што я для яе? Пытанне складанае. Але раней ці пазней трэба вызначацца. «Раней» -- ужо спазніўся. Застаецца «пазней» -- усё ж лепш, чым ніколі.  Руская альбо беларуская? «Наркомаўка» альбо «трасянка»? Тут, як звычайна, лепш відаць збоку. Калі ж спасылацца на ўласнае адчуванне, дык ні тая, ні іншая. Чаму? Таму, што само пытанне некарэктнае. Яно празмерна палітызаванае і адлюстравана ў чорна-белым спектры. Альбо – альбо, «хто не з намі, той супраць нас», і г. д. Калі мне прапануюць вызначыцца менавіта ў такім дыяпазоне, я без хістанняў адказваю: родная – руская. І ў той жа час мая радзіма – Беларусь. І сам я беларус, нягледзячы на запіс у пашпарце. І што ж атрымліваецца ў выніку? Нейкая бессэнсоўнасць? Не! У выніку – рэчаіснасць, якая заўсёды багацейшая за палітызаваныя схемы. Таму што пытанне аб роднай мове – перш за ўсё маральнае, культурна-этнаграфічнае, гіста

Когда уже вы начнете нас есть?

Время лице(лихо)деев. Когда дипломатия отдыхает. Прежде, чем отвечать на такой вопрос, следует обосновать правомерность вообще его задавать. Согласитесь, трудно представить себе ситуацию, где между ее участниками могут возникнуть отношения, в которых подобный вопрос был бы уместен. В этой связи целесообразно еще раз вспомнить о Карибском кризисе, о котором часто упоминалось минувшей осенью по поводу 60-летия события. В том числе и по той причине, что комментаторы усмотрели в нынешнем конфликте вокруг Украины немало признаков, общих с кризисом отношений между США и СССР вокруг Кубы в 1962 году. В первую очередь , по степени опасности возникновения третьей мировой войны, которую они в себе несут. Как известно, Карибский кризис в его острой фазе продолжался 13 дней, с 18 по 30 октября 1962 года. А его кульминация пришлась на 27 октября, когда лишь считанные часы отделяли человечество от его обрушения в пучину ядерной войны. Ключевым моментом этой ситуации стала встреча советского по