К основному контенту

Проводы Деда Мороза


«Травка зеленеет, / Солнышко блестит...» Вот только скворушка пока в гости к нам не летит. А в целом вполне себе апрельская картина. Хотя эти строки пишутся во второй половине декабря и отражают реальное состояние природы.
Октябрь и ноябрь 2019-го тоже были периодом температурных аномалий. Рекорды обновлялись почти каждый день. Причем именно в части своих верхних значений. Даже если следующий сезон — осень 2020-го года будет отмечена побитием нижних значений температурных рекордов, это вовсе не значит, что все пришло в норму. Здесь как в больнице, где показатель средней температуры не работает. Налицо глобальная климатическая аномалия.
Здесь нет никакого преувеличения. Речь идет не только о субъективных ощущениях среднестатистического обывателя в конкретной точке Беларуси. Для климатических процессов нет границ, они тесно взаимосвязаны в масштабах планеты. Если где-то прибыло, значит, в другом месте убыло. Кстати, как сообщают в новостях, на другом конце планеты — в Австралии, тоже рекорд — плюс 41 градус в тени. И пожары, охватившие континент.
При всем критическом отношении к современным СМИ, «заточенным» на то, чтобы ошеломить своего потребителя, есть и объективная составляющая в предоставляемой ими информации. Этот «сухой остаток» неумолимо свидетельствует: мир больше никогда не будет таким, каким был. Ни тысячу лет назад. Ни сто лет. Ни даже таким, каким мы помним его прошедшей осенью. Будущая неизбежно принесет новые сюрпризы.
Остается главный вопрос. Происходящие стремительные изменения — это следствие деятельности человека? Или, как утверждают другие не менее знающие люди, это процесс естественный, мало зависящий от воздействия человеческой цивилизации?
От ответа на этот вопрос решающим образом зависит то, как же должен вести себя человек, стремящийся оградить себя от негативных последствий перемен. То ли стремиться радикально снизить техногенное воздействие на окружающий мир... То ли постараться максимально приспособиться к происходящим изменениям. Иначе говоря, изменить себя.
Житейские мудрецы в таких случаях говорят: истина лежит посередине между двумя крайностями. А стало быть есть смысл просто подождать, пока проблема рассосется сама собой. В общем, это рекомендация для ленивых. Эта проблема — как беременность: не рассосется, а разродится. Вопрос в том, чем именно?
Вот некоторые исходные данные для ответа. С одной стороны, природа менялась всегда. В том числе, до появления человека. А, следовательно, и после него. Помните: «все течет, все изменяется...»
С другой стороны, налицо несовпадение темпа нынешних изменений со скоростью развития цивилизации, ее усложнения. Это развитие проявляется двояким образом. Во-первых, в возрастании могущества человека над силами природы. Во-вторых, в расширении уязвимости человечества от природной стихии. При этом, если овладение силами природы движется в арифметической прогрессии, то неконтролируемый их разгул — в геометрической. Образно говоря, если теоретически можно представить некую линию гармоничного взаимодействия человека и природы, то на практике цивилизация все больше «сворачивает не туда». Эта пропасть неумолимо расширяется и в перспективе угрожает поглотить всех.
Штука в том, что этому нечего противопоставить. У человечества нет права на эксперимент. У него нет возможности занять «запасную позицию» и там «отсидеться», пока ученые будут испытывать то или иное радикальное средство. Ведь средство лечения порой оказывается страшнее болезни. Например, в той же Австралии нельзя справиться с пожарами, устроив «встречный пал» - речь идет о судьбе континента. Понятно, что тем более подобное невозможно в масштабе планеты.
Так что же делать? Есть ли «свет в конце тоннеля»? Точнее, на дне пропасти...
Еще древние открыли универсальную формулу: Мир меняется, а вместе с ним меняемся и мы». В данном случае ключевое слово в ней - «вместе с ним». Есть ли в обществе кто-нибудь, у кого можно поучиться искусству идти в ногу со временем и миром? Есть! Как ни странно, это наши дети. В то время, как старшее поколение с тоской вспоминает о временах, когда Дед Мороз был неотделим от натурального мороза, а Снегурочка — от снега, дети с радостью водят хороводы под искусственными елками. Для них в порядке вещей, когда эта «сладкая парочка» не прибывает на санях с оленями и лошадками, а спускается с неба на вертолете. Или, на худой конец, по веревке с крыши небоскреба. Главное, чтобы мешок с подарками не потеряли.
Можно не сомневаться, что с таким же восторгом они примут более приспособленных к перемене климата персонажей. Например, Санта Клауса или Иоулапукки. А со временем вовсе не удивятся появлению какого-нибудь чернокожего Бобо Деде в набедренной повязке и с перьями в курчавой шевелюре.
С детьми понятно: они играют. Но что наша жизнь? Игра! Важно только понимать правила этой игры. Особенно, если сам их написал.
Как перевести эту аллегорию на понимание ситуации с природными катаклизмами? Пока их причины до конца не понятны, человеку остается один выход. Быть позитивным, готовым к переменам. И искать ответы на возникающие у него вопросы прежде всего в себе самом.

Владимир Верин.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Туровский мост

В одну сторону. Фото с сайта onliner.by Вокруг Туровского моста сейчас много «художественного свиста» со стороны чиновников и околочиновничьей прессы. Особое восхищение вызывают заявления о том, что «ситуация под контролем». Она, что, и создавалась под вашим чутким руководством? Позвольте мне рассказать о том, что же происходило под этим контролем. Туровщина — моя малая Родина. На Припяти и ее старицах прошло мое детство. Если у отчего дома залезть на дерево повыше, то в ясную погоду можно увидеть тетиву моста. Правда, сейчас она опасно натянулась. Река, ее многочисленные притоки — Стырь, Случь, Птичь, Ствига, Лань, Горынь и другие всегда были источником жизни для населения края. Вдоль них протянулись линии человеческих судеб. Нынешняя авария Туровского моста наглядно показывает: то, что было главной артерией жизни, превратилось в препятствие, пересекло судьбы людей. Как и почему это произошло? Тот, кто помнит эти места хотя бы еще в 50 — 60-е годы прошлого стол...

НЛО в Могилеве.

(Миф о городском сердце). Зрелище было не для слабонервных. С крыльца педколледжа на площади Орджоникидзе в предрассветном тумане открывалась фантастическая картина. Яркое продолговатое пятно медленно передвигалось с востока на запад со стороны Днепра. Первой мыслью было: «Самолет?». Нет, скорость не та. «Вертолет?». Тоже непохоже — нет характерного стрекота. Неужели НЛО? Сознание сопротивлялось невероятной догадке, но декабрьская предрассветная мгла, размытые очертания «объекта» поддерживали первое впечатление. Лишь несколько мгновений спустя из тумана проступили ажурные конструкции строительного подъемного крана. Рядом другие краны — автомобильные. «Объект» оказался светящимся прожектором, который двигался вместе со стрелой крана. Исчезло очарование неизвестности. Вместо него появилось ощущение спокойствия и уверенности: идет стройка. Могилев продолжает разворачиваться лицом к Днепру. Значит, начатые ранее работы — не кампанейщина, не юбилейная конъюнктура, а последоват...

Социальный статус — пень. Круглый.

Фото с сайта www.dw.com Пень — это, в сокращении, пенсионер. Вообще-то пенсионером я стал около 10 лет назад. Но все это время был при деле. Сначала продолжал работать на прежнем месте — в СМИ. Затем неожиданно для работодателей, ближайшего окружения, да и самого себя бросил все и ушел преподавать в ВУЗ. В целом, глядя со стороны, в этом шаге нельзя было усмотреть ничего неожиданного. Ведь был же 12-летний опыт вузовской работы, ученая степень, некоторые контакты, а также нереализованные амбиции в образовательной сфере. С другой стороны, существовал и данный в свое время внутренний зарок: никогда больше не переступать порог высшей школы. Поначалу имелись в виду заведения государственные. Затем, когда словно грибы после дождя стали появляться ВУЗы приватные, это добровольное табу распространилось и на них. Так что, когда добрый знакомый профессор Ковалев настойчиво предлагал заманчивую должность своего заместителя в организованной им Коммерческой академии, все же смог удержа...