К основному контенту

Могилев. Гадюшник №2, или «Врачу, исцелися сам!».


В названии текста нет авторской выдумки. «Гадюшник был, гадюшник и остался!..» Эту фразу услышал от женщины средних лет, которая буквально выскочила из двери могилевской поликлиники №2, едва не сбив меня с ног. Ее красное разъяренное лицо не оставляло сомнений, кому адресованы эти слова.
Сам я не стал бы употреблять столь сильное выражение. Известно, кто является постоянными обитателями гадюшника. Обзывать так тех, кто ежедневно хуже или лучше заботится о нашем здоровье, считаю, несправедливо.
Но слово — не воробей, вылетело... и вот уже живет своей жизнью, становясь материальной силой. Оно влияет на сознание, не обращая внимание на наше согласие/не согласие. Поэтому стоит присмотреться, что же изменилось в деятельности 2-й поликлиники и куда эти перемены ведут.
Рано или поздно в жизни большинства людей наступает момент, когда они становятся более или менее постоянными клиентами медучреждений. Такова проза жизни и с этим ничего не поделаешь. Остается лишь пожелать, чтобы этот период наступал как можно позже и без особых осложнений.
Так и автору этого текста после большого перерыва пришлось вновь открывать для себя мир 2-й поликлиники. А заодно искать возражения той исчерпывающей характеристике, которую услышал на ее пороге. В чем-то с ней спорить, а в чем-то поневоле соглашаться.
Настоящие заметки вовсе не претендуют на глубокий анализ процессов в сфере здравоохранения. Тем более на какой-то диагноз происходящего в ней с рекомендациями «лечения» недостатков. Здесь всего лишь намерение составить мозаику из разрозненных наблюдений одного отдельно взятого медучреждения. Так сказать, субъективный взгляд, миф. А также попытка его толкования. Как иногда толкуем мы сновидение в надежде извлечь из его причудливых картин нечто полезное для реальной жизни.
Итак, поликлиника. Внешне все знакомо: все то же 3-этажное здание, стены и кабинеты, узкие коридоры и истертые тысячами ног лестницы. Вечно занятые врачи и прочий персонал, и погруженные в свои болячки посетители, ожидающие помощи.
Но немало и перемен. В регистратуре — компьютеры, предварительная запись на прием по телефону и даже через Интернет. На этажах — видеокамеры, телеэкраны, на которых бесконечно крутятся одни и те же информационные ролики. В кабинетах на стенах — часы и календари с логотипами фармацевтических компаний. Даже блокнотики для записей у докторов — фирменные. Интересная деталь! Особенно, если учесть, что тут же в аптечном киоске, например, давно известный копеечный аспирин в новой фирменной упаковке и фасовке вам продадут по цене уже совсем не копеечной.
Еще наблюдение. За относительно короткое время ряд врачей-специалистов сменили кабинеты в пределах этажа, а все кабинеты поменяли нумерацию. Невольно в памяти всплывает сюжет о том, как меняли мебель в одном публичном заведении. Но тут же приходится отбросить эту аналогию, поскольку «сравнение хромает». Состав хозяев кабинетов тоже изменился весьма заметно. Среди них преобладает, с одной стороны, молодежь, недавние выпускники медвузов, с другой — пожилые доктора предпенсионного и пенсионного возраста. Куда же делась «золотая середина» - наиболее опытные и энергичные, нацеленные на профессиональную карьеру специалисты? То ли они возделывают высокодоходный частный сектор медуслуг, то ли предпочли сладкий аромат «загнивающего» Запада — вопрос отдельный.
Вот другая картинка. Только на одном из этажей насчитал не менее пяти типов дверей в кабинеты и другие помещения. От совсем убогих из крашеной ДСП до сверкающих современными материалами и отделкой. То есть таких, которые могли бы посостязаться с интерьерами платных медцентров. Поначалу мелькнула мысль: «Похоже на богадельню». Но тут же пришлось от нее отказаться. Ведь в богадельне принято наибольшую заботу и внимание оказывать самым сирым и беззащитным. Здесь же явно господствовал противоположный принцип. Случайно или нет, но качество дверей (и стоимость!) вполне соответствовали положению хозяина кабинета в административной иерархии поликлиники: от главврача и его замов до рядовых врачей и вспомогательного персонала.
Но все же наиболее разительны перемены, происшедшие с людьми, посещающими поликлинику. К слову, теперь уже и не знаешь, как их правильно называть: больными, пациентами, которых нужно лечить? Или уже клиентами — потребителями медицинских услуг (тоже рынок!), о которых все чаще слышишь от медицинского начальства?
Главное изменение — в отношении к докторам, медучреждению в целом. «Гадюшник» - только один из его вариантов. Резко упало доверие к врачам и их рекомендациям. Сидя в очередях у кабинетов люди делятся своими историями общения с медиками, которые порой леденят кровь похлеще страхов, которые регулярно нагоняет ТВ.
Справедливости ради, нельзя сказать, чтобы требования людей свидетельствовали о существенном снижении уровня медицинской помощи. Скорее речь идет о неизмеримо возросших притязаниях к качеству и доступности такой помощи.
Причем эти притязания к медобслуживанию чаще всего обоснованы. Причина — в принципиальном изменении информационного пространства. Со страниц прессы, экранов ТВ и иных источников люди узнают о новейших средствах, оборудовании и методиках лечения разных напастей. О современных технологиях, освоенных отечественными врачами, лечиться и учиться у которых едут едва ли не со всего мира. Между тем то, с чем люди сталкиваются в своих участковых поликлиниках (и вторая среди них — всего лишь типичный пример), отличается от ТВ-картинок как небо и земля. Поневоле на ум приходит старый советский анекдот времен всеобщего дефицита: чтобы холодильник был полным, его надо включать не в электрическую, а в радиорозетку.
Можно говорить о серьезной дифференциации — расслоении системы здравоохранения на несколько уровней. Кодом доступа к каждому из них является общественный статус потребителя или толщина его кошелька, что чаще всего одно и то же. Ситуация с разношерстными дверями в поликлинике №2 — это, по сути, наглядная модель организации охраны здоровья в более широком масштабе.
Фактически выходит, что медицинские учреждения приравняли к супермаркету, в котором каждый ищет товар по своим возможностям. И потребностям, которые у каждого разные. Но штука в том, что право на жизнь, а соответственно, на здоровье, всем даровано одинаковое. Оно не зависит ни от статуса в социальной иерархии, ни от материального достатка его обладателя. Это краеугольный камень социального государства, о котором так любят говорить чиновники разного уровня.
Пока же непрерывные оптимизации, модернизации и совершенствования влекут все большую разбалансировку системы. При этом все сопровождается нарастающим информационным шумом. Правда, шум этот весьма специфический. Как в лесу, когда вверху все шумит, а внизу тихо — тихо!
Но тишина бывает обманчивой.
Владимир Верин.


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Туровский мост

В одну сторону. Фото с сайта onliner.by Вокруг Туровского моста сейчас много «художественного свиста» со стороны чиновников и околочиновничьей прессы. Особое восхищение вызывают заявления о том, что «ситуация под контролем». Она, что, и создавалась под вашим чутким руководством? Позвольте мне рассказать о том, что же происходило под этим контролем. Туровщина — моя малая Родина. На Припяти и ее старицах прошло мое детство. Если у отчего дома залезть на дерево повыше, то в ясную погоду можно увидеть тетиву моста. Правда, сейчас она опасно натянулась. Река, ее многочисленные притоки — Стырь, Случь, Птичь, Ствига, Лань, Горынь и другие всегда были источником жизни для населения края. Вдоль них протянулись линии человеческих судеб. Нынешняя авария Туровского моста наглядно показывает: то, что было главной артерией жизни, превратилось в препятствие, пересекло судьбы людей. Как и почему это произошло? Тот, кто помнит эти места хотя бы еще в 50 — 60-е годы прошлого стол

Пра родную мову.

21 лютага – Дзень роднай мовы. Добрая нагода для кожнага задумацца: якая яна, мая родная мова? Што яна для мяне? І што я для яе? Пытанне складанае. Але раней ці пазней трэба вызначацца. «Раней» -- ужо спазніўся. Застаецца «пазней» -- усё ж лепш, чым ніколі.  Руская альбо беларуская? «Наркомаўка» альбо «трасянка»? Тут, як звычайна, лепш відаць збоку. Калі ж спасылацца на ўласнае адчуванне, дык ні тая, ні іншая. Чаму? Таму, што само пытанне некарэктнае. Яно празмерна палітызаванае і адлюстравана ў чорна-белым спектры. Альбо – альбо, «хто не з намі, той супраць нас», і г. д. Калі мне прапануюць вызначыцца менавіта ў такім дыяпазоне, я без хістанняў адказваю: родная – руская. І ў той жа час мая радзіма – Беларусь. І сам я беларус, нягледзячы на запіс у пашпарце. І што ж атрымліваецца ў выніку? Нейкая бессэнсоўнасць? Не! У выніку – рэчаіснасць, якая заўсёды багацейшая за палітызаваныя схемы. Таму што пытанне аб роднай мове – перш за ўсё маральнае, культурна-этнаграфічнае, гіста

Когда уже вы начнете нас есть?

Время лице(лихо)деев. Когда дипломатия отдыхает. Прежде, чем отвечать на такой вопрос, следует обосновать правомерность вообще его задавать. Согласитесь, трудно представить себе ситуацию, где между ее участниками могут возникнуть отношения, в которых подобный вопрос был бы уместен. В этой связи целесообразно еще раз вспомнить о Карибском кризисе, о котором часто упоминалось минувшей осенью по поводу 60-летия события. В том числе и по той причине, что комментаторы усмотрели в нынешнем конфликте вокруг Украины немало признаков, общих с кризисом отношений между США и СССР вокруг Кубы в 1962 году. В первую очередь , по степени опасности возникновения третьей мировой войны, которую они в себе несут. Как известно, Карибский кризис в его острой фазе продолжался 13 дней, с 18 по 30 октября 1962 года. А его кульминация пришлась на 27 октября, когда лишь считанные часы отделяли человечество от его обрушения в пучину ядерной войны. Ключевым моментом этой ситуации стала встреча советского по