К основному контенту

Посеявший ветер, или Месть Макрону.

«Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лайяй».
(А. Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву»).
Восстание «желтых жилетов» (ЖЖ) во Франции против политики президента Э. Макрона в минуты, когда пишутся эти строки, продолжается. О его непосредственных результатах говорить еще рано. Тем более об отдаленных последствиях. Но уже понятно, что такие последствия, во-первых, окажутся весьма глубокими. А, во-вторых, затронут они не только родину Великой французской революции. Как и многое другое, что начиналось и становилось публичным в этой стране (например, «Парижская весна» полувековой давности), декабрь 2018-го года будет иметь многообразные последствия для других стран и народов. Хорошо, если в виде извлеченных ими уроков.

Вообще политический аспект темы ЖЖ дает редкую возможность подтвердить правомерность заявленного в этом блоге основного подхода — искать глубинный смысл текущих событий в символике сопровождающего их мифа. Признаюсь, эпиграф к этому тексту, существенно повлиявший на ход рассуждений, появился совершенно случайно. Он возник из формального созвучия слов «лайяй», заимствованного Александром Радищевым у Василия Тредиаковского, и современного термина «лайкать», вышедшего из лексикона пользователей Интернет-сетей. В свою очередь, Тредиаковский в «Телемахиде» понятием «лайять» характеризует одну из черт «стозевного чудища» - политического режима, государства в целом. При этом он опирается на многочисленных предшественников, в том числе на легендарную «Энеиду» Вергилия, который уже видел извечную природу власти.

В обозначении глубокого смыслового родства, совпадения двух понятий, разделенных тысячелетиями истории, - «лайять» и «лайкать» - а не только в их внешнем созвучии, состоит одна из задач этого текста. Кроме того мы попытаемся обнаружить признаки эволюции власти в эпоху глобализма, ее миграции на новый социальный уровень.

Приход Э. Макрона к власти был настолько же неожидан, насколько закономерен. Неожидан для тех, кто связывал свои надежды с традиционными партийными, коалиционно-блоковыми механизмами политической борьбы. Как закономерность расценили победу «выскочки» те, кто уже несколько десятилетий наблюдал деградацию классических идеологий и институтов с их непоколебимыми ценностями и выход на политическую арену новых социальных сил, принесших и новые инструменты соперничества.

Нынешнее восстание ЖЖ при не предвзятом взгляде может приоткрыть характер этих сил и инструментов. А также вероятных последствий процессов, происходящих с их участием.

Здесь уместно вспомнить гениального О. де Бальзака, наблюдавшего «человеческую комедию» французской жизни» между революциями 30 — 40-х годов 19 века. Пораженный ролью прессы в раздувании пламени социально-политических катаклизмов он назвал тогдашние газеты «4-й властью». О чем любят напоминать представители современных СМИ. Не брезгуют прибегать к нему даже носители реальной власти, не забывая подчеркивать при этом «закавыченную» природу выражения.

Во всяком случае, во многом благодаря поддержке СМИ, которые иногда сравнивают с оружием массового поражения, весьма абстрактные обещания Макрона совершить «мирную революцию» получили широкое распространение. Они нашли отклик в массе избирателей, недовольных «многоразовыми» партийными политиками. «Массовка» политического театра любит такие революции. С одной стороны, обновление: свобода, равенство, братство и побузить можно. С другой — мирная, т. е. можно не опасаться «получить в морду».

Но возможны ли такие революции на практике? Бессмысленность этого выражения не улавливает слух обывателя. Ведь даже «добровольный» уход режима де Голля не был вполне мирным. Не говоря уже о его клонах в других странах (Чехословакия). И кто в конечном счете оказывается в выигрыше от такой революции? Эти вопросы если и приходят в голову основным участникам событий, то лишь в последнюю очередь. В общем, в результате поднятой в медийном пространстве волны популярность наспех сколоченного Макроном движения намного опередила рейтинги традиционных партийных игроков, что позволило ему победить на выборах.

Наступило время выполнять предвыборные обещания. В принципе для этого существуют два пути. Первый — усмирять аппетиты «чудища», изменять его «стозевную» капиталистическую природу. Второй — поменять публичный образ «чудища», с помощью макияжа и пластики создать привлекательный для общества имидж власти.

К сожалению, в мире пока нет однозначно положительного опыта движения по первому пути. Да и Макрон первыми же шагами обозначил свои приоритеты: «Чтобы найти работу, достаточно перейти на другую сторону улицы». В этом заявлении общественность справедливо отметила преемственность с «мудростью» печально известной предшественницы Марии-Антуанетты: «Если у них нет хлеба, пусть едят пирожные».

А вот эффект следования по второму пути Макрон мог оценить по цифрам рейтингов и головокружительному взлету в собственной политической карьере. По крайней мере она позволяла вполне трезво ответить на вопрос, перефразируя Тараса Бульбу: кто его породил, и кто, следовательно, мог его «убить». Образно говоря, встала задача овладеть «лайками», взять под контроль тех, кто способен политически и породить, и убить.

Дальнейшие события прочитываются достаточно легко. В предновогоднем обращении в декабре 2017-го Президент Французской республики призвал посвятить нынешний год борьбе против лжи в СМИ. В первую очередь — с источниками фейковых новостей, посредством которых надуваются и сдуваются рейтинги, создаются «спасители нации» и они же в короткое время «теряют лицо».

Остальное — дело техники. Вскоре в Национальное собрание вносится законопроект об ужесточении наказаний за распространение так называемых лживых новостей, публикуемых интернет-ресурсами и социальными сетями. Которые, стоит заметить, из конкурентов традиционных СМИ превратились в одну из их опор, стали средством выживания.

Инициатива, как известно, наказуема. И речь здесь даже не о реакции либерального сообщества с его воззваниями об угрозе демократии и наступлении на свободу слова. Этот акт политического спектакля завершается. Но государство в лице Макрона (осознанно или нет — отдельный вопрос) в борьбе за удержание власти бросило вызов силе наднациональной, для которой не существует зримых границ. Сегодня у этой силы нет ни общепризнанного названия, ни точного определения. Поэтому условно назовем ее Технология. Это явление научно-прикладного порядка, как и наука в целом, развивается по своим собственным законам, которые и служат ее единственными критериями и ограничениями.

Поскольку Технология существует в обществе и только усилиями людей может развиваться, она неизбежно сталкивается с моральными нормами. Назовем их заветами предков. Достаточно вспомнить хотя бы о судьбе 10 заповедей Христовых. Вся человеческая история — это история побед Технологии, история приспособления заповедей к ее нуждам.

Особый случай — информационные технологии (ИТ). Поскольку ИТ существуют именно в сфере коммуникации, т. е. условия и самого способа жизни человеческого общества, их влияние на его развитие уникально. На определенном этапе развития ИТ становится неизбежным их антагонистическое пересечение и столкновение с государством, институтами власти — другим способом (или измерением) развития общества и его организации. Результат этого столкновения, по определению, не в пользу государства. По крайней мере, его конкретной формы.

Здесь возникает соблазн напрямую вывести восстание ЖЖ из предложенных выше рассуждений. Дескать, вот государство — сила консервативная, реакционная. А вот ЖЖ — носители прогрессивного, революционного начала. Они — за народ! Соответственно, все симпатии — в их пользу!

Однако остается смутное чувство, что есть кто-то третий. Ведь ЖЖ — это не только цветные жилетки. Это опознавательный знак партийной принадлежности, ее знамя — во-первых. Это конкретная идеология — во-вторых. Это, наконец, определенная структура, организация.

Но где же у нее партийные секретари, «ганьбу»? Где штатные идеологи? Где пышные съезды и пленумы? Здесь невооруженным глазом ничего не увидеть. Как не увидели в свое время властители Древнего Рима рождение в катакомбах новой всепобеждающей идеологии — христианства. Или тысячелетиями позже другие правители пропустили появление «партии нового типа» - большевиков.

Несомненно, движение ЖЖ неплохо организовано и эффективно координируется. Сами жилетки, сроки выступлений, места сбора, способы действий... Все продумано, целенаправлено, «заточено» на результат.

Кто же тот самый «третий», способный бросить вызов могущественной государственной машине? Кто организует «флешмобы»? Кто обеспечивает единство и согласованность выступлений? Эта сила формально имеет государственную «прописку», но по сути интернациональна, глобальна. На этом уровне функционирует Интернет, создаются информационные ресурсы, развиваются социальные сети. Здесь впору вспомнить Бальзака. Неужели все-таки «4-я власть» бессмертна и сегодня, нырнув в виртуальное пространство, и вовсе стала первой? И единственной, поскольку настоящая власть всегда одна. А классические либеральные рассуждения о разделении властей, тем более о существовании 5-й, 10-й и т. д. властей — это всегда «разговоры в пользу бедных».

Иными словами, неужели ИТ стали настоящей политической силой? Или это политика все более сводится к сфере ИТ? Кто быстрее в эту сферу внедрился, тот и победил, тот и есть настоящая власть... Многое как будто свидетельствует именно о таком развитии политического процесса: «твиттер-дипломатия», «электронное правительство», «новые управленческие технологии», «цифровизация обшества» и т. д.

Но если глубже во всем этом копнуться, вполне возможно различить все те же частные, групповые интересы, которые по-прежнему противостоят интересам основной части общества. Хотя и нередко маскируются под них в своей конкуренции с национальным государством. Образно говоря, «лайки» виртуальные противостоят «лайкам стозевным», которые отождествляются с конкретным политическим режимом. ИТ-олигархия борется с олигархией классической и расходным материалом в этой борьбе оказываются интересы остальной части общества.

Макрон своими попытками реформ посягнул на интересы ИТ-олигархии. При этом будучи сам порождением ИТ-сообщества, что и предопределяет его поражение рано или поздно. Любопытна хронология событий. ЖЖ выступили после повышения цен на топливо. Но «после того» не означает «вследствие того». Еще ранее Макрон поддержал инициативу создания европейской армии параллельно с вооруженными силами блока НАТО. Идея вполне объяснимая с учетом исторических претензий Франции на роль одного из международных центров силы. Особенно актуальна она в современных условиях опасно накренившегося однополярного мира с монопольным доминированием одной сверхдержавы.

Расплата была неминуема. Уместно вспомнить судьбу генерала де Голля, который в свое время вывел страну из военной организации блока НАТО. Оставалось лишь дождаться удобного повода. Таким «спусковым крючком» стало очередное повышение цен на горючее, предпринятое как по заказу в период, когда общество настроено на получение предновогодних подарков. И крючок был нажат...

В общем Макрона не жалко. В свое время он посеял ветер («мирная революция» и т. п.). Наступило время жатвы. Эволюция его имиджа, который одно время рифмовался с именем Наполеона, а ныне чаще ассоциируется с известным бытовым предметом одноразового использования, в общем соответствует реальному политическому весу. Здесь важнее увидеть первый открытый выход на политическую арену сил, способных надувать и сдувать имиджи и рейтинги. Эти силы, контролирующие «лайки», намерены взять под контроль «стозевных лаек». Эта «железная пята» способна многократно превзойти описанную Джеком Лондоном. Хотя бы из-за своей способности преодолевать границы осязаемые — земные, так и духовные — проникать в человеческое сознание.

Что может успешно противостоять этой угрозе? Развитие коммуникации по всем каналам, диалога между государствами, народами, группами интересов. Возникновение нового языка общения, социально-политического дискурса. Коротко говоря, создание ИТ-Интернационала, который единственный способен обуздать «лайки», обратить их на пользу обществу.  С ИТ-Интернационалом  Воспрянет род людской!
Владимир Верин.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Туровский мост

В одну сторону. Фото с сайта onliner.by Вокруг Туровского моста сейчас много «художественного свиста» со стороны чиновников и околочиновничьей прессы. Особое восхищение вызывают заявления о том, что «ситуация под контролем». Она, что, и создавалась под вашим чутким руководством? Позвольте мне рассказать о том, что же происходило под этим контролем. Туровщина — моя малая Родина. На Припяти и ее старицах прошло мое детство. Если у отчего дома залезть на дерево повыше, то в ясную погоду можно увидеть тетиву моста. Правда, сейчас она опасно натянулась. Река, ее многочисленные притоки — Стырь, Случь, Птичь, Ствига, Лань, Горынь и другие всегда были источником жизни для населения края. Вдоль них протянулись линии человеческих судеб. Нынешняя авария Туровского моста наглядно показывает: то, что было главной артерией жизни, превратилось в препятствие, пересекло судьбы людей. Как и почему это произошло? Тот, кто помнит эти места хотя бы еще в 50 — 60-е годы прошлого стол

Пра родную мову.

21 лютага – Дзень роднай мовы. Добрая нагода для кожнага задумацца: якая яна, мая родная мова? Што яна для мяне? І што я для яе? Пытанне складанае. Але раней ці пазней трэба вызначацца. «Раней» -- ужо спазніўся. Застаецца «пазней» -- усё ж лепш, чым ніколі.  Руская альбо беларуская? «Наркомаўка» альбо «трасянка»? Тут, як звычайна, лепш відаць збоку. Калі ж спасылацца на ўласнае адчуванне, дык ні тая, ні іншая. Чаму? Таму, што само пытанне некарэктнае. Яно празмерна палітызаванае і адлюстравана ў чорна-белым спектры. Альбо – альбо, «хто не з намі, той супраць нас», і г. д. Калі мне прапануюць вызначыцца менавіта ў такім дыяпазоне, я без хістанняў адказваю: родная – руская. І ў той жа час мая радзіма – Беларусь. І сам я беларус, нягледзячы на запіс у пашпарце. І што ж атрымліваецца ў выніку? Нейкая бессэнсоўнасць? Не! У выніку – рэчаіснасць, якая заўсёды багацейшая за палітызаваныя схемы. Таму што пытанне аб роднай мове – перш за ўсё маральнае, культурна-этнаграфічнае, гіста

Когда уже вы начнете нас есть?

Время лице(лихо)деев. Когда дипломатия отдыхает. Прежде, чем отвечать на такой вопрос, следует обосновать правомерность вообще его задавать. Согласитесь, трудно представить себе ситуацию, где между ее участниками могут возникнуть отношения, в которых подобный вопрос был бы уместен. В этой связи целесообразно еще раз вспомнить о Карибском кризисе, о котором часто упоминалось минувшей осенью по поводу 60-летия события. В том числе и по той причине, что комментаторы усмотрели в нынешнем конфликте вокруг Украины немало признаков, общих с кризисом отношений между США и СССР вокруг Кубы в 1962 году. В первую очередь , по степени опасности возникновения третьей мировой войны, которую они в себе несут. Как известно, Карибский кризис в его острой фазе продолжался 13 дней, с 18 по 30 октября 1962 года. А его кульминация пришлась на 27 октября, когда лишь считанные часы отделяли человечество от его обрушения в пучину ядерной войны. Ключевым моментом этой ситуации стала встреча советского по