К основному контенту

Король умер.

Первый и последний.

На днях в возрасте 96 лет скончался бывший король Румынии Михай 1-й. Человек во-многих отношениях и первый, и последний, и единственный. Монарх, который еще в наши детские годы будоражил воображение своей загадочностью, непохожестью на сказочных царей-государей.
Тогда, в первые послевоенные десятилетия мы наизусть знали имена героев-полководцев Великой Отечественной. В том числе всех 16 человек, награжденных высшим военным орденом «Победа». Имя короля Михая среди них было странным и труднообъяснимым. В общем, уникальным случаем.

Сегодня, после его ухода эта уникальность представляется еще более значительной.
Впервые корону на него надели в 6-летнем возрасте в далеком 1927 году. Причем в обход отца, который был лишен права престолонаследия за неподобающее наследнику аморальное поведение. Но через 3 года вернувшийся из-за границы после любовных похождений отец произвел «рокировку» - занял трон под именем короля Кароля 2-го, а сыну вернул статус наследника.
Спустя 10 лет диктатор Антонеску сверг Кароля 2-го, став фактическим правителем Румынии, и открыто поддержал Гитлера. А для правового прикрытия своего режима вновь возвел на трон Михая...

Лишь после страшного разгрома гитлеровцев и их союзников-румын на Волге в 1943 году в стране началось отрезвление. Окончательно ситуация изменилась в августе 1944 года — после поражения в Ясско-Кишиневской операции Михай решил действовать. Он приказал арестовать маршала Антонеску, а на следующий день объявил войну Германии. Орден «Победа» впоследствии и стал оценкой этого поступка. Как и личный самолет-истребитель, подарок Сталина.
У короля был высокий рейтинг популярности среди населения. Близилась свадьба с молодой герцогиней Анной Пармской (из династии Бурбонов). Будущее казалось безоблачным.
Но дружба с диктаторами редко заканчивается благополучно. В 1947 году Михай не нашел общего языка с румынскими коммунистами, стремившимися к полноте власти. Королевский дворец оказался окруженным советскими солдатами, его окна были под прицелом артиллерийских орудий. В результате король вынужден был подписать манифест об отречении. А через два дня он стал эмигрантом.
В Швейцарии, где очутился бывший монарх, ему пришлось сменить множество занятий: держал с женой ферму, работал авиамехаником, летчиком, биржевым брокером, менеджером в американской фирме. И не оставлял надежды в третий раз вернуться на престол. Особенно после разрушения социалистического лагеря в конце 80-х годов.
И надежда не была только теоретической. В 1992 году Михай вновь побывал на родине, увидел немало своих сторонников-монархистов. В 1997-м ему вернули гражданство, выплатили значительную компенсацию за утраченное имущество. В Румынию с тех пор наведывался часто. Но к этому времени судьбы европейских народов решались не только в их столицах. Не в меньшей мере они зависели от позиции новой общеевропейской столицы — Брюсселя.

И вот он ушел. Единственный «король-комсомолец», как называли его порой. Единственный остававшийся в живых кавалер советского ордена «Победа».

Владимир Верин.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Туровский мост

В одну сторону. Фото с сайта onliner.by Вокруг Туровского моста сейчас много «художественного свиста» со стороны чиновников и околочиновничьей прессы. Особое восхищение вызывают заявления о том, что «ситуация под контролем». Она, что, и создавалась под вашим чутким руководством? Позвольте мне рассказать о том, что же происходило под этим контролем. Туровщина — моя малая Родина. На Припяти и ее старицах прошло мое детство. Если у отчего дома залезть на дерево повыше, то в ясную погоду можно увидеть тетиву моста. Правда, сейчас она опасно натянулась. Река, ее многочисленные притоки — Стырь, Случь, Птичь, Ствига, Лань, Горынь и другие всегда были источником жизни для населения края. Вдоль них протянулись линии человеческих судеб. Нынешняя авария Туровского моста наглядно показывает: то, что было главной артерией жизни, превратилось в препятствие, пересекло судьбы людей. Как и почему это произошло? Тот, кто помнит эти места хотя бы еще в 50 — 60-е годы прошлого стол...

НЛО в Могилеве.

(Миф о городском сердце). Зрелище было не для слабонервных. С крыльца педколледжа на площади Орджоникидзе в предрассветном тумане открывалась фантастическая картина. Яркое продолговатое пятно медленно передвигалось с востока на запад со стороны Днепра. Первой мыслью было: «Самолет?». Нет, скорость не та. «Вертолет?». Тоже непохоже — нет характерного стрекота. Неужели НЛО? Сознание сопротивлялось невероятной догадке, но декабрьская предрассветная мгла, размытые очертания «объекта» поддерживали первое впечатление. Лишь несколько мгновений спустя из тумана проступили ажурные конструкции строительного подъемного крана. Рядом другие краны — автомобильные. «Объект» оказался светящимся прожектором, который двигался вместе со стрелой крана. Исчезло очарование неизвестности. Вместо него появилось ощущение спокойствия и уверенности: идет стройка. Могилев продолжает разворачиваться лицом к Днепру. Значит, начатые ранее работы — не кампанейщина, не юбилейная конъюнктура, а последоват...

Социальный статус — пень. Круглый.

Фото с сайта www.dw.com Пень — это, в сокращении, пенсионер. Вообще-то пенсионером я стал около 10 лет назад. Но все это время был при деле. Сначала продолжал работать на прежнем месте — в СМИ. Затем неожиданно для работодателей, ближайшего окружения, да и самого себя бросил все и ушел преподавать в ВУЗ. В целом, глядя со стороны, в этом шаге нельзя было усмотреть ничего неожиданного. Ведь был же 12-летний опыт вузовской работы, ученая степень, некоторые контакты, а также нереализованные амбиции в образовательной сфере. С другой стороны, существовал и данный в свое время внутренний зарок: никогда больше не переступать порог высшей школы. Поначалу имелись в виду заведения государственные. Затем, когда словно грибы после дождя стали появляться ВУЗы приватные, это добровольное табу распространилось и на них. Так что, когда добрый знакомый профессор Ковалев настойчиво предлагал заманчивую должность своего заместителя в организованной им Коммерческой академии, все же смог удержа...