К основному контенту

«...Шел в борьбе и тревоге Боевой восемнадцатый год...».

(Попытка прогноза). 

Знаменитая песня молодости многих поколений советских людей - «Конармейская», строки из которой вынесены в заголовок этого текста, начинается словами:
«ПО ВОЕННОЙ ДОРОГЕ
Шел в борьбе и тревоге
Боевой восемнадцатый год.
Были сборы недолги
От Кубани до Волги
Мы коней провожали в поход...».
Поэтому хочу сказать сразу: войны не будет. Но будет, как говорил сатирик, такая борьба за мир, что мало никому не покажется.
Хотя насчет войны вопрос тоже не однозначный. Тут на днях один «пограничный» полковник прислал на рецензию автореферат своей кандидатской диссертации по социологии. Кстати, научный руководитель у него — директор Института социологии НАН. Так вот, соискатель ученой степени уже в первых строках утверждает, что «наше время — эпоха национальных и религиозных войн».
Наверно, для ротного замполита, выступающего перед новобранцами, такое высказывание простительно. Но для претендента в «ученые мужи» не различать поводы, причины и цели политических акций — за пределами допустимого. С таким же основанием можно было добавить: «...и футбольных войн». Ведь такие войны действительно случались в Латинской Америке. Впрочем, это не единственный пример, характеризующий уровень отечественной общественной науки. И этот, скорее всего, тоже успешно защитится.
И вот он снова на календаре — восемнадцатый год, «год Собаки». Кстати, и много кого/чего еще, в зависимости от системы летосчисления и, соответственно, системы связанных с ними мифов. От небесных созвездий до какой-нибудь земной ползучей гадости. В общем, выбирай на вкус, сообразно своим надеждам и настроениям, предчувствиям и пожеланиям.
Итак, минуло столетие. Что же изменилось вокруг нас? А главное, в самих нас. Ведь категорический императив, который «Великая Душа» - Махатма Ганди предложил еще на рубеже 19 и 20 веков, остается как никогда актуальным: «Мы сами должны быть теми изменениями, которые хотим видеть в этом мире».
Самое очевидное: «кони» теперь совсем другие — крылатые, стальные... Но мы их все так же регулярно запрягаем и провожаем. Масштабы «сборов» совсем другие: вместо «от Кубани до Волги» - теперь от Тигра и Евфрата до Амура и Немана (если вспомнить учения «Запад — 2017»). Но они по-прежнему весьма «недолги». Да, «на Дону и в Замостье» уже не «блещут белые кости». Но они по-прежнему есть, только называются «груз-200»... И так практически во всем!
И что же получается: век прошел-пролетел-проковылял (ненужное зачеркнуть), по форме все неузнаваемо изменилось. А по сути все осталось тем же: «гомо гомини люпус эст!» (Человек человеку волк!)...
Слышу возражение: нечего, мол, в год Собаки вешать на людей всех собак (и волков, разумеется, тоже). Ведь эта «зверская» характеристика рода человеческого вовсе не отражает каких-то особенностей последнего столетия его истории. Да и придумана она еще задолго до Рождества Христова. И с приходом Спасителя в этот мир по сути мало что изменилось.
Что же, приходится согласиться. Да, минувший век вовсе не исключение в череде этих условных отрезков человеческой истории. Но от такого «утешения» совсем уже тоскливо становится. По крайней мере, была надежда, что люди все же хоть чему-нибудь учатся. Пусть не на чужих ошибках, что, видимо, навсегда останется «голубой мечтой». Но хотя бы из собственных крови и слез извлекают какие-то уроки. А что теперь?
Когда-то Альберт Эйнштейн, который знал истинную цену времени, сказал о Махатме: «Возможно, грядущие поколения не поверят, что такой человек из обычной плоти и крови ходил по этой земле». Что он имел в виду — необычность Ганди как человека? Или все же ограниченный потенциал человеческого понимания вообще?

И самое важное: если будущие поколения все же поверят в реальность такого пути, смогут ли они им воспользоваться? Ведь даже Ганди, прежде чем стать «Великой Душой», прошел через расистский ад Южной Африки. Когда его, аристократа по происхождению и блестящего юриста с английским образованием, полицейские постоянно сталкивали с тротуара, предназначенного только для белых, он должен был сделать выбор: остаться в сточной канаве, чтобы стать ее частью, или встать на путь ненасильственной борьбы.
Вопросы риторические. Ответы на них может дать только реальная жизнь, практика. А она у каждого своя, ответы — тоже. Условные «тротуар» и «сточная канава» - неизбежные спутники цивилизации, как две стороны одной медали. Суть в том, чтобы каждому дать шанс выбраться из «канавы». Иными словами, создать «социальные лифты», которые такую возможность обеспечивают.
Вернемся к заявленной в начале текста цели — прогнозу, в т. ч. на год начавшийся. Вероятнее всего, в нем продолжится развитие тенденций, направлений, обозначивших себя в году предыдущем. Поэтому будет борьба, будут тревоги. Бои, пусть местного значения, тоже будут в избытке. Гидра терроризма всего лишь уползла в темное ущелье, чтобы зализать раны и нарастить новые головы вместо отсеченных.
Но будет и нечто иное. Путь Махатмы — сопротивление ненасилием — не зарос травой забвения и востребован как никогда. Недаром лидеры передовых стран в разных вариантах повторяют: «у военного пути в современных условиях нет перспективы».
В общем, похожие декларации можно было слышать в разные эпохи. Отличие в том, что прежде это был удел слабых. Сегодня так рассуждают сильные, столкнувшись с необходимостью расширения социальной базы своего господства. Наряду с пресловутым аргументом «вождя всех народов» - «А сколько у него танков (дивизий)?» - признана необходимость широкого общественного диалога.
Нынешний год — шанс от деклараций перейти к делу. Условия для этого есть. Есть и безошибочные признаки внедрения такого понимания в политической практике на всех ее уровнях: от глобального до национального. Вот лишь некоторые примеры.
Глобальный аспект. Победа несистемного политика Д. Трампа на президентских выборах в США. Роль социальных сетей (Твиттер) в преодолении консервативной реакции политических элит.

Кризис партийного «междусобойчика» в системе представительной демократии. Проявления многообразны и противоречивы. Во Франции — взлет Макрона. В ФРГ — кризис «двухсполовинной» модели политического управления. В целом, в Западной Европе — ренессанс правопопулистских партий, апеллирующих к широким массам.
Китай. Динамика внешних и внутренних факторов развития. Результат 40-летней политики открытости миру — китайцы «научились есть ложками». Здесь фундаментальная предпосылка всестороннего личностного развития.
Глобальный и, одновременно, региональный и национальный аспекты — Россия. Зеркало ситуации — предстоящие выборы президента. Кризис нынешних протопартийных отношений: выдвижение Путина от имени избирателей; проблематика декабрьской пресс-конференции президента (в т. ч. вопросов, «засветившихся» на телеэкране, но оставленных вне публичного внимания); переформатирование федеральных и региональных элит в пользу публичных фигур.
Беларусь в национальном, региональном и европейском контекстах. Конъюнктурная деформация официальной модели социально-экономического развития под влиянием внутренних и внешних факторов. (Подробнее — см. «Тунеядцы-1, 2, 3»). Муниципальный и инновационный «ключи» к дверям социального государства. В т. ч. в сфере регулирования труда и занятости.
Даже беглый тезисный обзор современных общественных процессов показывает начало фундаментальных сдвигов в их динамике. Имеется в виду переход от доминирования «горизонтальных» взаимодействий социальных субъектов и их структур на всех уровнях к усилению их «вертикальной» активности. Здесь есть две стороны. Одна состоит в формировании новых «социальных лифтов», о чем шла речь выше. Другая — необходимость удовлетворения возросших амбиций «пользователей» этих лифтов — личностей и групп, и их претензий на власть.
Год 1917-й расколол мир на две противоборствующие системы. Минувшее столетие показало: раскол не преодолен. Он лишь перешел в новую фазу и воспроизведен в судьбах современных поколений, став частью их исторического генотипа.
Соответственно, «картина мира-1917» может быть уподоблена ценному полотну старого мастера, которое треснуло пополам. Но «картина мира-2017» тоже представлена полотном, которое вместо одного глобального раскола покрыто сетью трещин - «кракелюр». С одной стороны, они лишь подчеркивают и увеличивают историческую ценность полотна. С другой, показывают возможности реставрации картины, потенциал и направление ее органичного врастания в настоящее и будущее.
Нынешний год, если подняться над текущими событиями и фактами, должен продолжить и усилить процесс восстановления «картины мира». В т. ч. посредством извлечения уроков прошлого и изменения себя.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Туровский мост

В одну сторону. Фото с сайта onliner.by Вокруг Туровского моста сейчас много «художественного свиста» со стороны чиновников и околочиновничьей прессы. Особое восхищение вызывают заявления о том, что «ситуация под контролем». Она, что, и создавалась под вашим чутким руководством? Позвольте мне рассказать о том, что же происходило под этим контролем. Туровщина — моя малая Родина. На Припяти и ее старицах прошло мое детство. Если у отчего дома залезть на дерево повыше, то в ясную погоду можно увидеть тетиву моста. Правда, сейчас она опасно натянулась. Река, ее многочисленные притоки — Стырь, Случь, Птичь, Ствига, Лань, Горынь и другие всегда были источником жизни для населения края. Вдоль них протянулись линии человеческих судеб. Нынешняя авария Туровского моста наглядно показывает: то, что было главной артерией жизни, превратилось в препятствие, пересекло судьбы людей. Как и почему это произошло? Тот, кто помнит эти места хотя бы еще в 50 — 60-е годы прошлого стол

Пра родную мову.

21 лютага – Дзень роднай мовы. Добрая нагода для кожнага задумацца: якая яна, мая родная мова? Што яна для мяне? І што я для яе? Пытанне складанае. Але раней ці пазней трэба вызначацца. «Раней» -- ужо спазніўся. Застаецца «пазней» -- усё ж лепш, чым ніколі.  Руская альбо беларуская? «Наркомаўка» альбо «трасянка»? Тут, як звычайна, лепш відаць збоку. Калі ж спасылацца на ўласнае адчуванне, дык ні тая, ні іншая. Чаму? Таму, што само пытанне некарэктнае. Яно празмерна палітызаванае і адлюстравана ў чорна-белым спектры. Альбо – альбо, «хто не з намі, той супраць нас», і г. д. Калі мне прапануюць вызначыцца менавіта ў такім дыяпазоне, я без хістанняў адказваю: родная – руская. І ў той жа час мая радзіма – Беларусь. І сам я беларус, нягледзячы на запіс у пашпарце. І што ж атрымліваецца ў выніку? Нейкая бессэнсоўнасць? Не! У выніку – рэчаіснасць, якая заўсёды багацейшая за палітызаваныя схемы. Таму што пытанне аб роднай мове – перш за ўсё маральнае, культурна-этнаграфічнае, гіста

Когда уже вы начнете нас есть?

Время лице(лихо)деев. Когда дипломатия отдыхает. Прежде, чем отвечать на такой вопрос, следует обосновать правомерность вообще его задавать. Согласитесь, трудно представить себе ситуацию, где между ее участниками могут возникнуть отношения, в которых подобный вопрос был бы уместен. В этой связи целесообразно еще раз вспомнить о Карибском кризисе, о котором часто упоминалось минувшей осенью по поводу 60-летия события. В том числе и по той причине, что комментаторы усмотрели в нынешнем конфликте вокруг Украины немало признаков, общих с кризисом отношений между США и СССР вокруг Кубы в 1962 году. В первую очередь , по степени опасности возникновения третьей мировой войны, которую они в себе несут. Как известно, Карибский кризис в его острой фазе продолжался 13 дней, с 18 по 30 октября 1962 года. А его кульминация пришлась на 27 октября, когда лишь считанные часы отделяли человечество от его обрушения в пучину ядерной войны. Ключевым моментом этой ситуации стала встреча советского по