К основному контенту

Туровский «провал» как символ белорусского единства.

Фото с сайта sb.by
Текст «Туровский мост» появился в декабре прошлого года, вскоре после возникновения аварийной ситуации на мостовом переходе между Туровом и Житковичами. С тех пор много воды утекло в Припяти. Много чего случилось в ближних и дальних окрестностях моста, что нуждается в дальнейшем осмыслении.
Бравые рапорты - «Все под контролем!» - сменились деловой озабоченностью: МЧС начеку, людей не бросим. Затем — понтонная переправа с перспективой строительства временного моста. Понтоны унесло — вновь появились катера и надежда на появление парома, который экстренно сооружается в Пинске. Идею временного моста отставили, планируют ускоренный ремонт провала на старом мосту... И это, вероятно, еще не конец бурного чиновничьего «креатива» на фоне усиления бедственного положения местных жителей и субъектов экономики.
Вместо решения проблемы — хаотичные попытки ее «заштукатурить». Неэффективные уже потому, что ответственность за решение возложена на структуры, не обладающие необходимыми ресурсами («Гомельавтодор», например). Либо на тех, кто причастен к их сооружению, следовательно, не заинтересован во вскрытии истинных причин ЧП.
Сейчас очевидно, что проблема имеет государственные масштабы и носит системный характер. Даже той информации, которая появилась в публичном пространстве, достаточно, чтобы понять: «туровский синдром» охватил многие регионы страны. Мосты через Западную Двину в Новополоцке, Березину в Бобруйске, Сож в Гомеле... Еще больше фактов, которые пока не переросли в очевидные провалы и зияющие трещины, остаются в статусе «для служебного пользования». Они выявлены в ходе массового обследования мостовых переходов, предпринятых после туровского ЧП. Лично наблюдал бригаду специалистов, вооруженных теодолитами и фотокамерами, которые исследовали состояние путепровода через железную дорогу на проспекте Мира в Могилеве — практически единственный выезд из центра города в направлении Минска.
Здесь стоит отвлечься от фактов и взглянуть на проблему шире. Мост — не только объект транспортной коммуникации. В символическом значении - это ключевой момент общественной интеграции: людей, общественных групп и классов, регионов. Образ моста — отражение важнейших функций государства: внутренних и внешних. Напомним: идея «моста между Востоком и Западом по-прежнему вдохновляет лидеров Беларуси, является одной из несущих конструкций государственного суверенитета. У принципа «мостизма» есть, кроме того, количественное и качественное измерения. Каждое из них скрывает невидимые, но важные реалии. Полагаю, результаты предстоящей в будущем году всеобщей переписи населения будут богаты на сюрпризы, которые прольют свет на проблему.
Хочу сосредоточить внимание только на одном аспекте темы. Куда ведут мосты? В первом тексте предложен ответ: в одну сторону — на «вылет». Закономерен вопрос: а где «точка приземления» и является ли она конечной? Или это всего лишь «площадка подскока» для продолжения «полета»... Актуальность такой повестки дня подтверждает ситуация у соседей — прибалтийских стран, потерявших за постсоветские годы около 1 млн. населения. Цифра впечатляет сама по себе, даже без учета качества контингента уехавших.
Динамика демографических процессов в Беларуси весьма показательна. Важнее всего, что она не совпадает с тенденциями экономики, в т. ч. индустриального развития. Ее направления определяет, прежде всего, уровень социально-культурного и бытового сервиса населения. Темпы роста населения столицы и областных центров, демографические характеристики, социально-экономические показатели свидетельствуют: произошла «новая социальная дифференциация» общества по признаку территориальной принадлежности. То есть по линии «провинция-регион-столица». Обнаружить этот аспект проявления социального неравенства и несправедливости в социальном государстве нетрудно. Стоит взглянуть на сеть транспортных магистралей страны, которые поглотили основные материальные ресурсы, предназначенные на ремонт и реконструкцию дорог в последние годы. Мостовые переходы, путепроводы, объездные трассы — в том числе. Речь идет, в первую очередь, о дорогах, соединяющих Минск и областные центры. Кому-кому, а чиновникам высшего ранга, для которых эти дороги стали одним из основных мест работы, это известно лучше всех.

Другой момент — относительные темпы роста населения. Здесь столица опережает всех, сосредоточив уже 20% жителей Беларуси. Следом идут областные центры, которые в свою очередь высасывают соки из районной глубинки.
Таким образом, движение «в одну сторону» продолжается, и мосты, их состояние и функционирование, - лишь «зеркало» этого процесса. Но тут важно еще и другое. Всякий односторонний процесс (а речь идет именно о таком) имеет многоуровневый характер. То есть представляет собой пресловутую «пирамиду», у которой нет внутренних ресурсов развития. В результате решение одной проблемы ведет к возникновению новых, еще более сложных. Примеров бессчетное количество и в столице, и в областных центрах. Их обитатели охотно покажут места, где рядом с новыми мостами и транспортными развязками европейского уровня десятилетиями сосуществуют вполне средневековые коммуникации «времен Очакова и покоренья Крыма», непригодные даже для чумацких возов.
Кстати, уже в ту пору описанное здесь явление получило довольно точную квалификацию - «потемкинские деревни». Мои земляки-полешуки в подобной ситуации высказываются еще более образно: «Морду накрасила, а умыться забыла!».

Тем не менее остается надежда, что молодое суверенное государство сможет избавиться от «потемкинского» наследства. Хотя кульминация «туровского синдрома» еще впереди, уроки из него извлекать самое время.  

Комментарии

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Туровский мост

В одну сторону. Фото с сайта onliner.by Вокруг Туровского моста сейчас много «художественного свиста» со стороны чиновников и околочиновничьей прессы. Особое восхищение вызывают заявления о том, что «ситуация под контролем». Она, что, и создавалась под вашим чутким руководством? Позвольте мне рассказать о том, что же происходило под этим контролем. Туровщина — моя малая Родина. На Припяти и ее старицах прошло мое детство. Если у отчего дома залезть на дерево повыше, то в ясную погоду можно увидеть тетиву моста. Правда, сейчас она опасно натянулась. Река, ее многочисленные притоки — Стырь, Случь, Птичь, Ствига, Лань, Горынь и другие всегда были источником жизни для населения края. Вдоль них протянулись линии человеческих судеб. Нынешняя авария Туровского моста наглядно показывает: то, что было главной артерией жизни, превратилось в препятствие, пересекло судьбы людей. Как и почему это произошло? Тот, кто помнит эти места хотя бы еще в 50 — 60-е годы прошлого стол

Пра родную мову.

21 лютага – Дзень роднай мовы. Добрая нагода для кожнага задумацца: якая яна, мая родная мова? Што яна для мяне? І што я для яе? Пытанне складанае. Але раней ці пазней трэба вызначацца. «Раней» -- ужо спазніўся. Застаецца «пазней» -- усё ж лепш, чым ніколі.  Руская альбо беларуская? «Наркомаўка» альбо «трасянка»? Тут, як звычайна, лепш відаць збоку. Калі ж спасылацца на ўласнае адчуванне, дык ні тая, ні іншая. Чаму? Таму, што само пытанне некарэктнае. Яно празмерна палітызаванае і адлюстравана ў чорна-белым спектры. Альбо – альбо, «хто не з намі, той супраць нас», і г. д. Калі мне прапануюць вызначыцца менавіта ў такім дыяпазоне, я без хістанняў адказваю: родная – руская. І ў той жа час мая радзіма – Беларусь. І сам я беларус, нягледзячы на запіс у пашпарце. І што ж атрымліваецца ў выніку? Нейкая бессэнсоўнасць? Не! У выніку – рэчаіснасць, якая заўсёды багацейшая за палітызаваныя схемы. Таму што пытанне аб роднай мове – перш за ўсё маральнае, культурна-этнаграфічнае, гіста

Когда уже вы начнете нас есть?

Время лице(лихо)деев. Когда дипломатия отдыхает. Прежде, чем отвечать на такой вопрос, следует обосновать правомерность вообще его задавать. Согласитесь, трудно представить себе ситуацию, где между ее участниками могут возникнуть отношения, в которых подобный вопрос был бы уместен. В этой связи целесообразно еще раз вспомнить о Карибском кризисе, о котором часто упоминалось минувшей осенью по поводу 60-летия события. В том числе и по той причине, что комментаторы усмотрели в нынешнем конфликте вокруг Украины немало признаков, общих с кризисом отношений между США и СССР вокруг Кубы в 1962 году. В первую очередь , по степени опасности возникновения третьей мировой войны, которую они в себе несут. Как известно, Карибский кризис в его острой фазе продолжался 13 дней, с 18 по 30 октября 1962 года. А его кульминация пришлась на 27 октября, когда лишь считанные часы отделяли человечество от его обрушения в пучину ядерной войны. Ключевым моментом этой ситуации стала встреча советского по