К основному контенту

Георгий Димитров обвиняет


(Поджог рейхстага и отравление в Солсбери).

В своей жизни мне пришлось посетить два мавзолея: В. И. Ленина в Москве и Георгия М. Димитрова в Софии — столице Болгарии. Первый продолжает украшать собой Красную площадь и одновременно раскалывать российское общество на два непримиримых лагеря. Второго уже нет: в июле 1990 года, когда в центре Софии кипел болгарский «майдан», тело Г. Димитрова вынесено из мавзолея, кремировано и захоронено рядом с могилами его родителей.  
Фото с сайта lana-sator.livejournal.com
Трудно сказать, наступило ли в результате этого единство и согласие в болгарском обществе. Можно не сомневаться в другом: покончив с 24-вековым наследием галикарнасского царя Мавзола, народ Болгарии открыл новую страницу своей истории.
Здесь речь пойдет о другом. В марте нынешнего года весьма скромно отмечено 85-летие события, которое в свое время прогремело на весь мир и сделало Г. Димитрова самым известным болгарином планеты. Редко какой город на пространстве СССР и «восточного блока» с тех пор обходился без улицы или площади, носящей его имя. Как и мой родной Могилев.

Сегодня об этом событии и его уроках весьма полезно вспомнить в связи с провокацией в английском Солсбери, которая поставила мир на грань между холодной и «горячей» войной. (См. текст «Операция «Гляйвиц»по-британски. Версия сэра Честертона»). Несмотря на различия во времени и условиях совершения, между двумя ситуациями есть немало общего. В т.ч. по вероятным последствиям в обозримом будущем. А также по извлеченным из них урокам и способности эти уроки выучить и использовать в интересах страны.
Напомню. Германские нацисты осуществление своих захватнических планов вскоре после прихода к власти в 1933 году начали с провокации против коммунистического движения. Устроив поджог рейхстага, они обвинили в этом немецких и болгарских коммунистов во главе с Г. Димитровым, которые были арестованы 9.03.1933 г. Однако благодаря организованной поддержке международной общественности, обвиняемым в поджоге в ходе Лейпцигского процесса удалось полностью доказать свою невиновность. Причем важную роль в этом сыграли Международная следственная комиссия, созданная ведущими юристами мира, и организованный ими в сентябре 1933 года «контрпроцесс» в Лондоне. В результате заключительная речь Г. Димитрова на Лейпцигском процессе превратилась в страстное обвинение фашизма в агрессивных замыслах и человеконенавистничестве. Всех обвиняемых (за исключением голландского люмпена Ван дер Люббе) пришлось оправдать «за отсутствием доказательств». Димитров с соратниками с триумфом вышли на свободу. С Лейпцигского процесса берет начало мировое антифашистское движение, позже — идея и практика Народного фронта.

Нетрудно обнаружить параллели двух ситуаций — 1933 и 2018 годов. Как в примитивности замысла, так и в наглости, грубости его осуществления. Но существенно различаются последствия: массовый народный протест 85-летней давности, и вялая, противоречивая реакция мирового сообщества на нынешние события. «То ли он украл, то ли у него украли, но что-то было...».
Главная причина осторожности понятна — фактор ОМП (оружие массового поражения). Опасность радикальных шагов, которые могут вызвать цепную реакцию и привести к мировой ядерной войне, многих политических игроков заставляет действовать осмотрительно. Это объективная реальность. Но эта же реальность других игроков побуждает к авантюрам. Разве не таков «химический» мост Солсбери — мнимые газовые атаки в Сирии? Значит, есть другая причина, не менее важная, которая позволяет мировой «закулисе» вести себя за гранью «фола».
Так вот, про «фол». Где тот беспристрастный рефери, который зафиксирует нарушение правил и назначит штрафной? И существуют ли вообще те легитимные, признанные всеми правила, к которым можно апеллировать в спорной ситуации?
В 1933-м правила и нормы диктовала международная солидарность пролетариата, всех прогрессивных сил, сплотившихся вокруг Страны Советов. То классовое взаимодействие, которое закалилось во времена Великой депрессии 1929-1933 годов. Эта социальная среда и выдвигала на передний край антифашистской борьбы людей масштаба Георгия Димитрова. Бессребреников и альтруистов, плоть от плоти трудового народа. Таких, кто бесстрашно мог заявить гитлеровскому сатрапу Герингу и его наймитам: «Я обвиняю!».
Кого из нынешних лидеров России можно представить в этой роли? И могут ли взять на себя такую миссию нынешние обладатели акций «Газпрома» и «Роснефти», нечистые на руку чиновники — номинанты списков «Форбса», хозяева престижной недвижимости в «Лондонграде», на Багамах и Мальдивах? Или те, кто, как говорят итальянцы, «спрятался за палец» - перерегистрировал неправедно нажитые виллы, яхты и счета на тещу и других родственников по непрямой линии и теперь дрожит от страха разоблачения?..
Вопросы риторические. В нынешней России таких людей, обладающих необходимым доверием, сегодня нет. Все они — и обвинители, и обвиняемые - «одной крови». Им всем есть что терять. Отсюда и объяснение того невнятного лепета, неуклюжих оправданий, которые звучат с трибуны ООН, дипломатических и иных представительств.
И конечно же, трудно ожидать создания единого демократического фронта вокруг такой позиции. Осталась одна надежда, известная еще со времен Александра 2-го — на «армию и флот». И сомнительное удовольствие войти в компанию «нерукопожатных» стран в глазах мирового сообщества.

Владимир Верин.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Туровский мост

В одну сторону. Фото с сайта onliner.by Вокруг Туровского моста сейчас много «художественного свиста» со стороны чиновников и околочиновничьей прессы. Особое восхищение вызывают заявления о том, что «ситуация под контролем». Она, что, и создавалась под вашим чутким руководством? Позвольте мне рассказать о том, что же происходило под этим контролем. Туровщина — моя малая Родина. На Припяти и ее старицах прошло мое детство. Если у отчего дома залезть на дерево повыше, то в ясную погоду можно увидеть тетиву моста. Правда, сейчас она опасно натянулась. Река, ее многочисленные притоки — Стырь, Случь, Птичь, Ствига, Лань, Горынь и другие всегда были источником жизни для населения края. Вдоль них протянулись линии человеческих судеб. Нынешняя авария Туровского моста наглядно показывает: то, что было главной артерией жизни, превратилось в препятствие, пересекло судьбы людей. Как и почему это произошло? Тот, кто помнит эти места хотя бы еще в 50 — 60-е годы прошлого стол

Пра родную мову.

21 лютага – Дзень роднай мовы. Добрая нагода для кожнага задумацца: якая яна, мая родная мова? Што яна для мяне? І што я для яе? Пытанне складанае. Але раней ці пазней трэба вызначацца. «Раней» -- ужо спазніўся. Застаецца «пазней» -- усё ж лепш, чым ніколі.  Руская альбо беларуская? «Наркомаўка» альбо «трасянка»? Тут, як звычайна, лепш відаць збоку. Калі ж спасылацца на ўласнае адчуванне, дык ні тая, ні іншая. Чаму? Таму, што само пытанне некарэктнае. Яно празмерна палітызаванае і адлюстравана ў чорна-белым спектры. Альбо – альбо, «хто не з намі, той супраць нас», і г. д. Калі мне прапануюць вызначыцца менавіта ў такім дыяпазоне, я без хістанняў адказваю: родная – руская. І ў той жа час мая радзіма – Беларусь. І сам я беларус, нягледзячы на запіс у пашпарце. І што ж атрымліваецца ў выніку? Нейкая бессэнсоўнасць? Не! У выніку – рэчаіснасць, якая заўсёды багацейшая за палітызаваныя схемы. Таму што пытанне аб роднай мове – перш за ўсё маральнае, культурна-этнаграфічнае, гіста

Когда уже вы начнете нас есть?

Время лице(лихо)деев. Когда дипломатия отдыхает. Прежде, чем отвечать на такой вопрос, следует обосновать правомерность вообще его задавать. Согласитесь, трудно представить себе ситуацию, где между ее участниками могут возникнуть отношения, в которых подобный вопрос был бы уместен. В этой связи целесообразно еще раз вспомнить о Карибском кризисе, о котором часто упоминалось минувшей осенью по поводу 60-летия события. В том числе и по той причине, что комментаторы усмотрели в нынешнем конфликте вокруг Украины немало признаков, общих с кризисом отношений между США и СССР вокруг Кубы в 1962 году. В первую очередь , по степени опасности возникновения третьей мировой войны, которую они в себе несут. Как известно, Карибский кризис в его острой фазе продолжался 13 дней, с 18 по 30 октября 1962 года. А его кульминация пришлась на 27 октября, когда лишь считанные часы отделяли человечество от его обрушения в пучину ядерной войны. Ключевым моментом этой ситуации стала встреча советского по