К основному контенту

Тунеядцы - 2

Далее речь пойдет об одном явлении из многообразной картины наших дней. Оно заслуживает внимания, во-первых, из-за своей повсеместной распространенности. Во-вторых, по причине его прямой причастности к проблеме «социальных иждивенцев», которая обсуждается здесь.

Сначала о распространенности. Многие из соотечественников — жителей столицы и городов поменьше — уже на протяжении около двух десятков лет имеют возможность наблюдать в определенных местах группы людей. Вообще-то по нынешним временам сам этот факт ни о чем не говорит. Мало ли зачем собираются люди: торговать, покупать, отдыхать, праздновать и т. д. Люди, о которых идет речь, не торгуют и не празднуют, а если отдыхают, то весьма целенаправленно. Они как раз и воплощают в себе один из сегментов «теневого» рынка труда, о котором в последнее время так много говорят и пишут.

Не обладаю достаточной информацией, чтобы использовать обобщенные характеристики этого явления. На то он и «теневой», чтобы не афишировать себя и особо не «светиться». Далее, он очень разный. И не только в зависимости от региона Беларуси, но и от города, или даже в отдельных местах одного города. Потому что, как и всякий рынок, его формирует спрос, который постоянно меняется. Наконец, что тоже важно, эта сторона нашей жизни совершенно обойдена социологией, психологией и прочими «логиями», а также вслед за ними и СМИ, которые ориентированы на государственный заказ. А потому больше озабочены доказательством преимуществ белорусской модели общественно-экономического
развития, чем изучением и раскрытием ее противоречий и недостатков.

По этим причинам хочу остановиться лишь на одной точке или ячейке этой стихийно сформировавшейся сети, которую довелось наблюдать лично. Это некий «пятачок» в могилевском микрорайоне "Мир" напротив известного магазина «Спортландия», вблизи от автотрассы Могилев — Минск. Приглашаю заинтересованных оппонентов дополнить, исправить или попытаться опровергнуть изложенные здесь впечатления и выводы на основе собственной информации.

Что бросается в глаза прежде всего при взгляде со стороны? Людей на упомянутом «пятачке» можно увидеть практически всегда: летом и зимой, утром, в обед и даже вечером, а также в любую погоду. Независимо от того, рабочий день или праздничный. Бывает с утра и 15—20 человек, но 2—3 "тусуются" всегда. Разумеется, контингент постоянно меняется. По внешнему виду — вполне опрятно, по-рабочему экипированный люд. Обычно у большинства сумочки-"ссобойки". Никаких признаков бомжатника. Место после себя оставляют довольно чистым: стоит коробка для окурков, очень редко можно заметить пустую бутылку из-под "плодово-выгодного". О довольно высоком профессиональном статусе этих людей свидетельствует вполне современный инструмент, который нередко у них при себе: электродрели и перфораторы, "вульфы" и шуруповерты, другое строительно-монтажное оборудование. Периодически подъезжают иномарки, внедорожники, забирая с собой по 2 — 3 клиента этой неформальной биржи труда.

Судя по всему, они вполне достойны представлять тот самый "средний класс", который является основой стабильного, динамично развивающегося общества. Именно о нем мечтают правящие элиты таких государств, как Беларусь, которые заявляют о стремлении закрепиться среди цивилизованных стран.

Почему эти люди попали в разряд тунеядцев? Что общего между ними и той живописной публикой конца 50-х годов прошлого века, о которой речь шла в первой части? На первый взгляд, их не объединяет ничего. Скорее, они даже полные антиподы, противоположность друг другу. Причем в самом главном — в отношении к труду.

Тем не менее общественное мнение безошибочно уловило то качество, которое роднит эти столь непохожие социальные группы. Это отношение к ним со стороны государства. В первом случае — советского и социалистического, во втором — демократического и социального. О том, как это произошло, и что из этого следует — в третьей, заключительной части текста.
Владимир Верин.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Туровский мост

В одну сторону. Фото с сайта onliner.by Вокруг Туровского моста сейчас много «художественного свиста» со стороны чиновников и околочиновничьей прессы. Особое восхищение вызывают заявления о том, что «ситуация под контролем». Она, что, и создавалась под вашим чутким руководством? Позвольте мне рассказать о том, что же происходило под этим контролем. Туровщина — моя малая Родина. На Припяти и ее старицах прошло мое детство. Если у отчего дома залезть на дерево повыше, то в ясную погоду можно увидеть тетиву моста. Правда, сейчас она опасно натянулась. Река, ее многочисленные притоки — Стырь, Случь, Птичь, Ствига, Лань, Горынь и другие всегда были источником жизни для населения края. Вдоль них протянулись линии человеческих судеб. Нынешняя авария Туровского моста наглядно показывает: то, что было главной артерией жизни, превратилось в препятствие, пересекло судьбы людей. Как и почему это произошло? Тот, кто помнит эти места хотя бы еще в 50 — 60-е годы прошлого стол

Пра родную мову.

21 лютага – Дзень роднай мовы. Добрая нагода для кожнага задумацца: якая яна, мая родная мова? Што яна для мяне? І што я для яе? Пытанне складанае. Але раней ці пазней трэба вызначацца. «Раней» -- ужо спазніўся. Застаецца «пазней» -- усё ж лепш, чым ніколі.  Руская альбо беларуская? «Наркомаўка» альбо «трасянка»? Тут, як звычайна, лепш відаць збоку. Калі ж спасылацца на ўласнае адчуванне, дык ні тая, ні іншая. Чаму? Таму, што само пытанне некарэктнае. Яно празмерна палітызаванае і адлюстравана ў чорна-белым спектры. Альбо – альбо, «хто не з намі, той супраць нас», і г. д. Калі мне прапануюць вызначыцца менавіта ў такім дыяпазоне, я без хістанняў адказваю: родная – руская. І ў той жа час мая радзіма – Беларусь. І сам я беларус, нягледзячы на запіс у пашпарце. І што ж атрымліваецца ў выніку? Нейкая бессэнсоўнасць? Не! У выніку – рэчаіснасць, якая заўсёды багацейшая за палітызаваныя схемы. Таму што пытанне аб роднай мове – перш за ўсё маральнае, культурна-этнаграфічнае, гіста

Когда уже вы начнете нас есть?

Время лице(лихо)деев. Когда дипломатия отдыхает. Прежде, чем отвечать на такой вопрос, следует обосновать правомерность вообще его задавать. Согласитесь, трудно представить себе ситуацию, где между ее участниками могут возникнуть отношения, в которых подобный вопрос был бы уместен. В этой связи целесообразно еще раз вспомнить о Карибском кризисе, о котором часто упоминалось минувшей осенью по поводу 60-летия события. В том числе и по той причине, что комментаторы усмотрели в нынешнем конфликте вокруг Украины немало признаков, общих с кризисом отношений между США и СССР вокруг Кубы в 1962 году. В первую очередь , по степени опасности возникновения третьей мировой войны, которую они в себе несут. Как известно, Карибский кризис в его острой фазе продолжался 13 дней, с 18 по 30 октября 1962 года. А его кульминация пришлась на 27 октября, когда лишь считанные часы отделяли человечество от его обрушения в пучину ядерной войны. Ключевым моментом этой ситуации стала встреча советского по