Далее речь пойдет об
одном явлении из многообразной картины
наших дней. Оно заслуживает внимания,
во-первых, из-за своей повсеместной
распространенности. Во-вторых, по причине
его прямой причастности к проблеме
«социальных иждивенцев», которая
обсуждается здесь.
Сначала о распространенности.
Многие из соотечественников — жителей
столицы и городов поменьше — уже на
протяжении около двух десятков лет
имеют возможность наблюдать в определенных
местах группы людей. Вообще-то по нынешним
временам сам этот факт ни о чем не
говорит. Мало ли зачем собираются люди:
торговать, покупать, отдыхать, праздновать
и т. д. Люди, о которых идет речь, не
торгуют и не празднуют, а если отдыхают,
то весьма целенаправленно. Они как раз
и воплощают в себе один из сегментов «теневого»
рынка труда, о котором в последнее время
так много говорят и пишут.
Не обладаю достаточной
информацией, чтобы использовать
обобщенные характеристики этого явления.
На то он и «теневой», чтобы не афишировать
себя и особо не «светиться». Далее, он
очень разный. И не только в зависимости
от региона Беларуси, но и от города, или
даже в отдельных местах одного города.
Потому что, как и всякий рынок, его
формирует спрос, который постоянно
меняется. Наконец, что тоже важно, эта
сторона нашей жизни совершенно обойдена
социологией, психологией и прочими
«логиями», а также вслед за ними и СМИ,
которые ориентированы на государственный
заказ. А потому больше озабочены
доказательством преимуществ белорусской
модели общественно-экономического
развития, чем изучением
и раскрытием ее противоречий и недостатков.
По этим причинам хочу
остановиться лишь на одной точке или
ячейке этой стихийно сформировавшейся
сети, которую довелось наблюдать лично.
Это некий «пятачок» в могилевском
микрорайоне "Мир" напротив известного
магазина «Спортландия», вблизи от
автотрассы Могилев — Минск. Приглашаю
заинтересованных оппонентов дополнить,
исправить или попытаться опровергнуть
изложенные здесь впечатления и выводы
на основе собственной информации.
Что бросается в глаза
прежде всего при взгляде со стороны?
Людей на упомянутом «пятачке» можно
увидеть практически всегда: летом и
зимой, утром, в обед и даже вечером, а
также в любую погоду. Независимо от
того, рабочий день или праздничный.
Бывает с утра и 15—20 человек, но 2—3
"тусуются" всегда. Разумеется, контингент
постоянно меняется. По внешнему виду —
вполне опрятно, по-рабочему экипированный
люд. Обычно у большинства сумочки-"ссобойки".
Никаких признаков бомжатника. Место
после себя оставляют довольно чистым:
стоит коробка для окурков, очень редко
можно заметить пустую бутылку из-под
"плодово-выгодного". О довольно высоком
профессиональном статусе этих людей
свидетельствует вполне современный
инструмент, который нередко у них при
себе: электродрели и перфораторы,
"вульфы" и шуруповерты, другое
строительно-монтажное оборудование.
Периодически подъезжают иномарки,
внедорожники, забирая с собой по 2 — 3
клиента этой неформальной биржи труда.
Судя по всему, они вполне
достойны представлять тот самый "средний
класс", который является основой
стабильного, динамично развивающегося
общества. Именно о нем мечтают правящие
элиты таких государств, как Беларусь,
которые заявляют о стремлении закрепиться
среди цивилизованных стран.
Почему эти люди попали
в разряд тунеядцев? Что общего между
ними и той живописной публикой конца
50-х годов прошлого века, о которой речь
шла в первой части? На первый взгляд, их
не объединяет ничего. Скорее, они даже
полные антиподы, противоположность
друг другу. Причем в самом главном — в
отношении к труду.
Тем не менее общественное
мнение безошибочно уловило то качество,
которое роднит эти столь непохожие
социальные группы. Это отношение к ним
со стороны государства. В первом случае
— советского и социалистического, во
втором — демократического и социального.
О том, как это произошло, и что из этого
следует — в третьей, заключительной
части текста.
Владимир
Верин.
Комментарии
Отправить комментарий